1. «Любители мудрости» и возрождение античного наследия. В XIV веке в богатых городах Италии появились люди, называвшие себя «любителями мудрости». Они были хорошо образованы и считали, что Античность можно считать золотым веком, когда процветали науки и искусство, люди были доблестными и мудрыми. А потом, думали они, пришли варвары (готы), и воцарились невежество и жестокость. Варвары забыли прекрасную латынь и стали говорить на грубых наречиях. И вот теперь настало время возродить золотой век и соединить его античную доблесть с христианской верой.
Своё время «любители мудрости» назвали эпохой Возрождения. Они изучали латинский и греческий языки, разыскивали античные статуи, переписывали и изучали античные рукописи, тратя на это свободное время и деньги. Они подражали героям и философам Древнего Рима и Греции в поведении и даже в одежде.
Донателло. Конная статуя военачальника Гаттамелаты. XV в.
Среди них были люди разных сословий и занятий, но поначалу «любителей мудрости» было немного. Они поддерживали друг друга, переписывались, объединялись в кружки.
«Любители мудрости» считали период между Античностью и временем своей жизни «тёмным провалом» в истории. Мы знаем, что это не так: книги Данте и стихи трубадуров, готические соборы, учение Фомы Аквинского не менее прекрасны, чем книги Гомера, храмы Акрополя и философия греков. Они не лучше и не хуже — они другие. Но хотя для многих «любителей мудрости» был один идеал красоты и доблести — Античность, развивалось и другое направление новой мысли, больше связанное с жизнью и непосредственными задачами своего времени.
2. Новое учение о человеке. Мыслители Средневековья постоянно размышляли о Боге и божественном мироздании — занимались «Познани ем божественного». «Любители мудрости» стали изучать не только Библию, труды Отцов Церкви и книги античных писателей. Они всё больше интересовались прошлым и настоящим своего народа, его нравами и обычаями, текущими событиями. Главное в сочинениях новых учёных — это интерес к человеку, его земной жизни. Свои занятия они назвали по латыни «студиа хуманитатис» — «познание человеческого». Отсюда и второе название «любителей мудрости» — гуманисты. Их воззрения стали называть гуманизмом, эпоха Возрождения — это и эпоха гуманизма.
Собор Святой Девы Марии во Флоренции — шедевр архитектуры Возрождения.
Какие элементы здания напоминают готику, а какие относятся к архитектуре Возрождения?
Франческо Петрарка
Гуманисты создали новое учение о человеке. Человек, считали они, — это лучшее и главное создание, «венец творения» Бога, которого они нередко отождествляли с природой. Они считали, что человек может и должен добиться величия и счастья уже в земной жизни. Наградой ему, как учили гуманисты, было не блаженство на небесах, а слава среди современников и потомков. Господь помогает именно таким людям, и их успехи — свидетельство милости Бога к тому, кто активно проявляет свои лучшие возможности.
Идеал гуманистов — «универсальный человек», то есть такой, который достиг совершенства во всём: в физической силе и красоте, в философии и других науках и искусствах, в воинском мастерстве и во многом другом.
3. Воспитание нового человека. Гуманисты утверждали, что человек должен стать хозяином своей судьбы. Господь предоставляет людям свободу выбора пути и помощь, и только от человека зависит, возвысится он до существа почти божественного или упадёт ниже скотов.
Природные способности подобны зёрнышку, они заложены в нас при рождении. Величия и успеха достигает только тот, кто день за днём неустанно взращивает это зёрнышко, учится, трудится над собой, воспитывает и закаляет свой дух. Поэтому гуманисты (которые обычно были людьми деловыми — служили при правителях, торговали и т. д.) всё свободное время посвящали «студиа хуманитатис» и созданию собственных научных трудов по истории, поэзии, философии, другим наукам.
Джованни Боккаччо
В феодальном обществе благородными (то есть лучшими) людьми считались те, у кого были знатные предки. Гуманисты заявили, что благородство не зависит от происхождения. Благороден тот, кто воспитал свою душу образованием и размышлением над возвышенными предметами.
4. Первые гуманисты. Первым гуманистом называют итальянского поэта Франческо Петрарку (1304—1374).
Учеником и последователем Петрарки был писатель и учёный Джованни Боккаччо (1313—1375). Лучшее и самое известное произведение Боккаччо — «Декамерон», книга, состоящая из ста новелл. В новеллах «Декамерона», шутливых и серьёзных, грубоватых и утончённых, ярко и увлекательно изображён повседневный мир Италии XIV века.
Творчество Петрарки
Против воли отца Петрарка посвятил свою жизнь поэзии и философии. Эта история потом не раз повторится: многие гуманисты пойдут против воли своих консервативных и более практичных родителей.
Однажды Петрарка увидел в церкви молодую женщину. Он полюбил её сразу и любил всю жизнь. Она умерла от чумы в 1348 году, так и не ответив поэту взаимностью. Петрарка дал своей возлюбленной имя Лаура и посвятил ей множество стихов, которые стали одной из вершин европейской любовной лирики.
Для Петрарки мыслители древности не абсолютные авторитеты, а любимые учителя и собеседники. Он восхищается ими, но часто с ними спорит. Он ни за что не согласен отказаться от свободы размышлять и от собственного мнения.
Он написал книгу «Жизнь знаменитых мужей» о героях Римской республики: чтобы современные ему итальянцы стали опять Цезарями, Сципионами, надо напомнить им, какими были их предки.
Письма и книги Петрарки читала вся образованная Европа. Он не был ни богат, ни знатен, но и папы, и могущественные государи Италии выслушивали советы Петрарки и даже его суровые упрёки. В 1341 году на торжественной церемонии в Риме Петрарка был увенчан лавровым венком и титулом короля поэтов.
Палаццо Питти был резиденцией Медичи. Флоренция. 1487 г.
Какие черты античной архитектуры можно найти в этом здании?
Благодаря Петрарке, Боккаччо и их последователям авторитет гуманистов необыкновенно возрос. Знатоков античной словесности приглашали читать лекции в университеты, назначали на высокие должности. Гуманиста Томмазо Перетунелли, сына сапожника, избрали папой римским.
В XV веке центрами культуры раннего Возрождения стали Флоренция, Милан, Венеция, Неаполь, Рим. Позднее из Италии идеи гуманистов распространялись в другие страны Европы.
В Средние века каждый человек должен был занимать своё место в зависимости от знатности, богатства, занятий. Теперь же в центре внимания оказалась личность человека, его индивидуальные, неповторимые свойства и переживания.
Франческо Петрарка
Из сонетов на жизнь мадонны Лауры
Вздыхаю, словно шелестит листвой
печальный ветер, слёзы льются градом,
когда смотрю на Вас влюблённым взглядом,
из-за которой в мире я чужой.
Улыбки Вашей видя свет благой,
я не тоскую по иным усладам,
и жизнь уже не кажется мне адом,
когда любуюсь Вашей красотой.
Но стынет кровь, как только Вы уйдёте,
когда, покинут Вашими лучами,
улыбки роковой не вижу я.
И грудь открыв любовными ключами.
Душа освобождается от плоти,
Чтоб следовать за Вами, жизнь моя.
(Перевод Е. Солоновича) Какие чувства вызывает у вас данный сонет?
5. Искусство раннего Возрождения. Уже с раннего Возрождения в Европе начался расцвет искусства. Живопись, скульптура и архитектура Возрождения проникнуты идеалами гуманизма.
Художникам стал интересен реальный человек в его земной жизни. Широкое распространение получает живописный и скульптурный портрет — индивидуальный или семейный. Благодаря таким портретам мы знаем, каким был реальный облик многих известных людей того времени.
Используя светотень, художники достигают в изображении фигур и предметов ощущения объёма, разрабатывают перспективу. Их внимание привлекают яркие характеры, глубина и сила человеческих переживаний.
Самый замечательный живописец раннего Возрождения — флорентиец Сандро Боттичелли (1445—1510). Наиболее известные картины мастера — «Весна» и «Рождение Венеры», которые пленяют нежностью и изяществом.
Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. Около 1484 г.
Сандро Боттичелли. Весна. Около 1482 г.
Идеал красоты какой эпохи воплощен в обеих картинах?
Менялась архитектура итальянских городов. Готический собор вытянут по вертикали, он устремлён вверх, к Богу. Город Возрождения «горизонтален». Архитекторы строят здания новых типов: городские дворцы — многоэтажные палаццо, загородные виллы, купеческие особняки, университеты, госпитали. Эти строения более просторны, комфортабельны, созданы для удобства человека.
Начиная с раннего Возрождения художники и архитекторы стали пользоваться огромным уважением. Честь приглашения итальянских художников к своему двору оспаривали папы римские, короли и правители городов Италии.
1.Кто называл себя «любителями мудрости»? 2. Как гуманисты представляли роль и значение человека? 3. Чем отличались представления о благородстве. распространённые в феодальном обществе и у гуманистов? 4. Почему «любители мудрости» назвали своё время эпохой Возрождения? 5. Что нового привнесли в архитектуру, скульптуру и живопись деятели искусства Возрождения? 6. Самостоятельно составьте и заполните таблицу «Мыслители и художники раннего Возрождения».
1. Гуманисты считали, что истинного величия можно достичь только неустанным изучением античной словесности. Поясните эту мысль. Согласны ли вы с ней? Своё мнение аргументируйте. 2. Почему Данте называют лишь предвестником эпохи Возрождения? Для ответа на этот вопрос воспользуйтесь дополнительной литературой. 3. Выясните, чем отличались друг от друга арабское Возрождение. Каролингское возрождение и раннее итальянское Возрождение. Предположите, почему учёные применили одинаковое определение для столь разных культурных эпох. 4. Уточните по словарю, в каком значении сейчас употребляют слово «гуманист». Изменилось ли его значение по сравнению с эпохой Возрождения? 5. Подготовьте презентацию «Шедевр искусства раннего Возрождения» (5-7 слайдов), посвящённую какой-либо картине или архитектурному памятнику эпохи.