Культурное возрождение Руси XIV века

10 июля 2024 - 80 прочитали

1. Начало возрождения культуры в русских землях

Батыево нашествие нанесло большой урон культуре. Города и монастыри лежали в развалинах. Лучшие ремесленники, мастера погибли или были угнаны в рабство. В результате многие виды ремесла были надолго утрачены. Так, не осталось людей, которые умели строить каменные здания. Было уничтожено огромное количество книг, почти прервалось летописание.

Тем не менее примерно через сто лет, почти в одно время с началом эпохи Возрождения в Западной Европе, со второй половины XIV в. начинается постепенное культурное возрождение русских земель.

Что такое эпоха Возрождения?

Назовите известные вам достижения культуры стран Западной Европы и Востока в XIII—XIV вв.

Возрождению русской культуры способствовали освоение новых территорий, успехи в хозяйственном развитии. Центр политической и культурной жизни постепенно перемещался в Москву, возглавившую борьбу против Золотой Орды. Идея единства Русской земли и борьбы с иноземным владычеством стала одной из ведущих во всех русских землях. Она проходила красной нитью через произведения устного народного творчества, письменности, живописи, архитектуры.

2. Книжное дело, летописание

С XIV в. на Русь стали ввозить бумагу — более удобный материал для письма, чем береста, и значительно более дешёвый, чем пергамент.

Узнайте, когда и где в Европе впервые появилась бумага.

Книг стало больше, они подешевели. Изменилась и техника письма. На смену уставу, когда буквы выписывались с необычайной точностью и торжественностью, пришёл полуустав — более беглое и свободное письмо.

Устав
Устав

Полуустав
Полуустав

Крупнейшими центрами книжного дела оставались монастыри, при многих из которых существовали рукописные мастерские и библиотеки, насчитывавшие иногда сотни томов. Князья также имели свои книжные мастерские.

В конце XIII—XIV в. сложились новые центры летописания — Псков, Суздаль, Ростов, Москва. Создававшиеся здесь летописи освещали события с позиции той или иной княжеской династии. Тем не менее во всех летописях звучала и одна общая идея — необходимость объединения Русской земли для борьбы с Ордой.

3. Устное народное творчество, литература

Наивысшего расцвета достиг в XIV в. былинный героический эпос. Слагатели былин обращались к славному прошлому своей страны, к временам Киевской Руси. Любимым героем былин стал князь Владимир Красное Солнышко. А стольный град Киев представал в них как воплощение единства Русского государства.

Почему, на ваш взгляд, в былинах повествуется о событиях, связанных с историей Древней Руси?

Сохраняли своеобразие новгородские былины. Героями вольнолюбивого и богатого города были разудалые купцы Василий Буслаев и Садко.

Оформился новый жанр устного творчества — исторические песни. Героями этих произведений часто были простые люди, совершавшие подвиги в борьбе с завоевателями. Например, в песне об Авдотье Рязаночке рассказывалось о простой горожанке, которая высвободила из плена жителей Рязани и возродила город.

Поэтическим откликом на восстание жителей Твери в 1327 г. стала песня о Щелкане. Она была проникнута уверенностью в неизбежности победы над поработителями.

Грустные песни посвящались русским девушкам-полонянкам (пленницам). Рассказывая о судьбе чистой и гордой красавицы, попавшей в ордынский плен и сохранившей силу духа и верность родной земле, народные сказители имели в виду страдающую под иноземным владычеством Русь.

В чём вы видите главное отличие жанра былины от жанра исторической песни?

Одним из наиболее распространённых жанров русской литературы XIII—XIV вв. стала воинская повесть. В основе произведений этого жанра лежали реальные исторические события. Выдающимся памятником литературы является «Повесть о разорении Рязани Батыем». В ней рассказывается о взятии Батыем города и о трагической судьбе княжеской семьи. Повесть включает в себя и рассказ о Евпатии Коловрате и его отряде. Основная мысль произведения выражена в словах: «Лучше нам смертию живота купити [погибнуть], нежели в поганой воле быти».

В этот период в разных русских землях продолжали создавать жития святых. Подвиги и патриотическое служение Отечеству князя Александра Невского восхваляются в его житии, появившемся в конце XIII — начале XIV в. В Твери вскоре после гибели Михаила Ярославича одним из монахов, сопровождавших его в последней поездке в Орду, было написано житие князя, причисленного вскоре к лику святых. «Житие Михаила Тверского» сохранилось во многих списках, что говорит о его популярности на Руси.

4. Зодчество

С конца XIII в. на Руси возобновилось каменное строительство: в Твери по образу владимирского Успенского собора был построен собор Спаса Преображения. Но единственной сохранившейся до наших дней постройкой того времени является церковь Николы на речном острове Липно недалеко от Великого Новгорода.

Найдите изображения церкви Николы на Липне в Интернете. Сравните их с русскими храмами домонгольского времени. Сделайте выводы.

Во второй четверти XIV в. начинается сооружение каменных зданий в Москве. При Иване Калите построили Успенский и Архангельский соборы, церкви Иоанна Лествичника и Спаса на Бору. Свидетельством возрастания могущества Москвы стало возведение белокаменного Кремля, единственного тогда во всей Северо-Восточной Руси.

Накануне Куликовской битвы в Коломне начали возводить Успенский собор, превосходивший по размерам все московские храмы. Новые здания создавались в духе традиций владимирского зодчества, что было призвано подчеркнуть идею преемственности столичного положения Москвы.

Одним из центров каменного зодчества оставался Новгород. Во второй половине XIV в. здесь были сооружены храмы, ставшие классическими образцами новгородской архитектуры, — церковь Фёдора Стратилата и церковь Спаса Преображения на Ильине улице. В отличие от суровых новгородских церквей домонгольского времени, эти храмы поражают лёгкостью, нарядностью и торжественностью своих форм.

Успенский собор в Коломне. XIV в.
Успенский собор в Коломне. XIV в.

Церковь Фёдора Стратилата на Ручью в Новгороде. XIV в.
Церковь Фёдора Стратилата на Ручью в Новгороде. XIV в.

Стены Изборской крепости. XIV в.
Стены Изборской крепости. XIV в.

Их фасады украшали декоративными нишами с фресковыми росписями, треугольными впадинами, скульптурными крестами.

Своеобразием отличалось и зодчество Пскова. Так как Псковская земля находилась на окраине Руси, то значительное развитие получило здесь оборонное строительство. В 1330 г. вблизи города была построена каменная крепость Изборск, ставшая одним из крупнейших военных сооружений страны. В самом Пскове был возведён большой каменный Кремль, общая длина стен которого составляла около 9 км. Вся архитектура Пскова имела крепостной облик, здания были суровы и лаконичны.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. XIV в.
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. XIV в.

5. Живопись

С XIV в. начался расцвет русской живописи. Большой вклад в её развитие внёс Феофан Грек, работавший сначала в Новгороде, а затем в Москве. Он приехал на Русь из Византии в 70-х гг. XIV в. уже известным живописцем.

Как вы думаете, какие творческие причины могли побудить Феофана Грека покинуть Византию и обосноваться на Русской земле?

Одной из лучших работ мастера являются фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Фрески Феофана Грека были выполнены во многом в несвойственной византийской живописи манере. В них чувствовался интерес мастера к характеру, внутреннему миру изображаемого героя. Феофан смело экспериментировал с цветом, выписывал фигуры святых так, что они не выглядели застывшими, а находились как бы в движении. Гениальным творением является его икона Донской Божьей Матери. Тёмно-вишнёвую гамму, в которой традиционно создавался этот образ, мастер оживил ярко-васильковой полоской ткани около лица. Никогда ещё Святая Дева не выглядела такой одухотворённой.

Спаситель
Спаситель. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Художник Феофан Грек

В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождества Богородицы, терем князя Владимира Храброго, Архангельский собор. Главным его творением стало создание иконостаса для Благовещенского собора.

Иконостасы как самобытное культурное явление появились на Руси в конце XIV в. (византийская культура не знала развитых иконостасов). Иконостас стал частью внутреннего убранства русского храма. Иконы, поставленные в несколько рядов, образуют стену, отделяющую алтарь от остальной части церкви. Иконы располагаются в строгом порядке. В нижнем ряду помещается икона святого или праздника, в честь которого возведён данный храм. Далее следует ряд икон, в центре которого изображается Христос, а по бокам в молитвенных позах — Богоматерь, Иоанн Предтеча, апостолы, архангелы, святители. В иконостасе Благовещенского собора было 25 икон, созданных в мастерской Феофана Грека.

Культурное возрождение Руси XIV века

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

В конце XIV в. началось культурное возрождение Руси. Оно совпадало с началом эпохи Возрождения в Западной Европе. Но по своим предпосылкам и содержанию эти процессы различались. На Руси культурное возрождение было связано с процессом культурного сближения русских земель, в основе которого лежал национальный подъём, вызванный победой в Куликовской битве.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Назовите причины культурного возрождения русских земель.
2. Какие новые жанры и идеи появились в устном народном творчестве в XIII—XIV вв.?
3. О чём идёт речь в «Повести о разорении Рязани Батыем»? Определите жанр этого произведения.
4. Расскажите о достижениях русского зодчества конца XIII—XIV в.
5. Какая важная для историка информация содержится в названии московской церкви Спаса на Бору?
6. Перечислите живописные шедевры, созданные на Руси в конце XIV в.
7. Подтвердите фактами утверждение, что русская живопись всё более освобождалась от византийского влияния и приобретала свои самобытные черты.

Работаем с картой
1. Найдите на карте города, в которых началось каменное строительство в конце XIII—XIV в.
2. Покажите на карте города, которые в XIII—XIV вв. стали новыми центрами летописания.

Изучаем документ
ИЗ ВОСПОМИНАНИИ ПИСАТЕЛЯ НАЧАЛА XV в. ЕПИФАНИЯ О ФЕОФАНЕ ГРЕКЕ

Когда я жил в Москве, там проживал и преславный мудрец, философ зело хитрый Феофан, родом грек… отменный живописец, который собственною рукой расписал много различных церквей каменных — более сорока… в Константинополе, и в Халкидоне, и в Палате, и в Каффе, и в Великом Новгороде, и в Нижнем. Но в Москве им расписаны три церкви… В церкви Св. Михаила он изобразил на стене город, подробно вырисовав его красками; у князя Владимира Андреевича он изобразил на каменной стене также самую Москву; терем у великого князя расписан им невиданной раньше и необычайной росписью… Когда он всё это изображал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как это делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно в них всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту…

1. Какова была творческая манера Феофана Грека? Чем он отличался от большинства художников того времени? 2. Какое влияние оказал Феофан Грек на дальнейшее развитие русского искусства?

Думаем, сравниваем, размышляем
1. Какие общие явления в развитии культуры стран Западной Европы и Руси в XIII—XIV вв. вы можете указать?
2. Можно ли говорить о взаимопроникновении культур разных народов, оказавшихся под властью Золотой Орды? Приведите примеры взаимного влияния культур.
3. Продолжите заполнение в тетради таблицы «Важнейшие памятники русской культуры X —начала XVI в.».

Запоминаем новые слова
Эпос — совокупность произведений народного творчества.

ИСТОРИКИ СПОРЯТ
Монгольское нашествие и Русь

А. С. Пушкин (1836): У нас было своё особое предназначение. Это Россия, это её необъятные пространства поглотили монгольское нашествие. Татары не посмели перейти наши западные границы и оставить нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена. Для достижения этой цели мы должны были вести совершенно особое существование, которое, оставив нас христианами, сделало нас, однако, совершенно чуждыми христианскому миру, так что нашим мученичеством энергичное развитие католической Европы было избавлено от всяких помех…

И. Н. Данилевский (2000): Приятно, конечно, так представлять свою роль в европейской истории. К сожалению, проанализированные тексты не дают достаточных оснований для такого заключения. Русские города оказывали монгольским войскам сопротивление не менее, но и не более героическое, чем, скажем, грузинские, или иранские, или иракские, или китайские, или азербайджанские, или тангутские, или хорезмийские… Почему же их монголы не побоялись оставить у себя в тылу?

ПОВТОРЯЕМ И ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
1. Как Русь была завоёвана монголами? Назовите главные причины этого завоевания. Почему Русь в XIII в. сумела отбить нашествие с запада, но не смогла защититься от нашествия с востока?
2. В чём выражалось господство Золотой Орды над Русью? Каковы последствия установления ордынского ига для развития Руси? На какие сферы жизни народа иго повлияло наиболее пагубно?
3. Можно ли сказать, что борьба русского народа с ордынскими завоевателями имела всемирно-историческое значение? Ответ обоснуйте.
4. Как началось возрождение Руси? Почему Москва стала центром объединения русских земель? Какие произведения искусства того времени свидетельствуют о начавшемся возрождении Руси?
5. Почему Куликовская битва считается одним из важнейших событий в истории нашей страны? Каково её главное значение?

Читайте также другие темы
Торкунова А. В. — Контурные карты по истории России. 6 класс

Православие в XV веке: Византийская империя, Флорентийская уния и Русская церковь

Политическая история Северо-Восточной Руси и Московского княжества

Возникновение и развитие Древнерусского государства в IX-X веках

Монгольское нашествие на Русь: Вторжение Батыя и его последствия