1. Развитие практических знаний. В Средние века процветали астрология и алхимия. Астрологи утверждали, что по звёздам можно определять будущее. С ними советовались короли, полководцы и путешественники. Алхимики были заняты поисками «философского камня», с помощью которого можно было бы превратить любой металл в золото. Но наблюдения и опыты астрологов и алхимиков позволили накопить знания по астрономии и химии. Алхимики, например, усовершенствовали способы получения металлических сплавов, красок, лекарственных веществ, создали многие химические приборы. Астрологи изучали расположение звёзд и светил, их движение и законы физики.
Средневековый врач по цвету мочи определяет состояние больного. Миниатюра XIV в.
Накапливала полезные знания медицина. Больницы (госпитали) сначала создавали епископы и монастыри, а затем и городские советы. В больницах не только лечили, но и давали приют паломникам и нищим. Л господа и богатые горожане могли пригласить к себе платного врача. Раны и переломы чаще лечили не врачи, а цирюльники (парикмахеры), они же вырывали зубы. Чтобы поставить диагноз, врачи измеряли пульс больного, рассматривали цвет его языка и мочи. Уже стало ясно, что надо соблюдать правила личной гигиены, и медики советовали по утрам умываться и чистить зубы, не злоупотреблять горячими ваннами, не предаваться обжорству, делать физические упражнения и совершать прогулки на природе.
В математике появилась цифра 0; вместе с распространением арабских цифровых обозначений (вместо римских) это позволило решать сложные задачи.
2. Первые механизмы. С XIV века в горном деле и ремесле стали всё шире применять водяные мельницы. Простое водяное колесо издавна было основой мельниц, которые строили на реках и озёрах для помола зерна. Но в Средние века изобрели более мощное колесо, которое приводилось в движение силой падающей на него воды. Реку перегораживали плотиной и отводили от неё узкие каналы — желоба. Вода устремлялась в жёлоб и падала сверху на лопасти колеса, ускоряя его вращение. При обработке металла таким колесом приводили в движение молот весом до одной тонны. Энергия мельницы применялась также в сукноделии, для промывки (обогащения) и плавки металлических руд, поднятия тяжестей и так далее. Мельница и механические часы — первые механизмы, ими мы обязаны Средневековью.
Большая водоподъёмная машина. Гравюра XVI в.
3. Новое в металлургии и обработке металлов. Появление огнестрельного оружия. Раньше металл плавили в маленьких горнах, нагнетая в них воздух ручными мехами. С XIV века начали строить домны — плавильные печи до 3—4 м в высоту. Водяное колесо было соединено с большими мехами, с помощью которых вдували в печь воздух. Благодаря этому в домне достигалась очень высокая температура: железная руда плавилась, образовывался жидкий чугун. Из чугуна отливали различные изделия, а путём его переплавки получали железо и сталь. Металла теперь выплавляли намного больше, чем прежде.
Для плавки металла в домнах стали применять не только древесный, но и каменный уголь, если вблизи имелись его залежи. Металл, дерево или стекло обрабатывали на специальных станках: токарных, шлифовальных, винторезных. Использовались многие токарные и слесарные инструменты, позволявшие достигать большой точности при изготовлении изделия (например, шара или линз).
Много чугуна и железа нужно было для производства огнестрельного оружия: тяжёлых пушек для осады крепостей и лёгких орудий для полевых сражений.
Распространение пушек стало началом переворота в военном деле. Рыцарские доспехи перестали быть надёжной защитой, стены замков теряли неприступность.
Кузница с водяным двигателем. Гравюра
Плавка руды в доменных печах
4. Развитие мореплавания и кораблестроения. Долгое время европейцы не решались пускаться в далёкие плавания в открытом море. Без правильных карт и морских приборов корабли ходили «каботажно» (вдоль берега) но морям, омывающим Европу, вдоль Северной и Западной Африки.
Выходить в открытое море стало безопаснее, после того как моряки освоили компас. Была изобретена астролябия — прибор для определения места, где находится корабль.
В XV веке появился быстрый лёгкий парусник — каравелла («лодка с парусом») — подвижный и вместительный. Он имел три мачты с прямыми и косыми парусами и мог двигаться в нужном направлении не только при попутном, но и при боковом и даже встречном ветре. На каравеллах можно было отправляться в далёкие морские путешествия. В 1492 году генуэзский мореплаватель Христофор Колумб, состоявший на службе у испанских королей, достиг прибрежных островов Америки в районе Карибского моря.
Открытие европейцами Америки имело всемирно историческое значение. Оно положило начало в ближайшие столетия новым Великим географическим открытиям, постижению, освоению и колонизации европейцами всего земного шара и вместе с тем распространению на другие континенты и регионы европейской культуры. Это стало началом всемирной истории и одной из важных вех конца Средневековья.
5. Изобретение книгопечатания. С развитием государства и городов, науки и мореплавания возрастал объём знаний и одновременно потребность в образованных людях и книгах.
Астролябия
Мореплаватель устанавливает местонахождение корабля. Рисунок из книги XVI в.
Узнайте, как назывался прибор, изображённый на рисунке, и как он действовал.
Первыми перепиской книг занялись монахи. Со временем в городах возникло множество светских мастерских по переписке книг и даже целых библиотек. Библиотеки были теперь не только в соборах и монастырях, но и в университетах (где учебники можно было брать на время на дом), у королей и богатых людей.
Каравелла.
Сравните устройство каравеллы с кораблями различных народов Средневековья (с. 42—43, 55, 80, 112, 171).
Типография. Гравюра XVI в. Слева — наборщики из касс набирают текст. Справа — работник намазывает набор краской, покрывает его бумагой, трёт сверху щёткой или прижимает прессом
В XIV веке в Европе стали изготовлять более дешёвый писчий материал — бумагу, но книг по-прежнему не хватало. Чтобы размножить текст, делали оттиски с деревянной или медной доски с вырезанными на ней буквами, но этот способ был очень несовершенным и требовал больших затрат труда: ведь для каждой страницы нужно было изготавливать новую доску.
Изменения в экологии
Европа унаследовала от древности природные условия, мало затронутые цивилизацией. В Средние века они заметно изменились. Рост населения привёл к увеличению числа поселений. Деревня и особенно бурно растущие города нуждались в материале для строительства — это было прежде всего дерево. Шахты удерживались от обвала с помощью деревянных балок — вертикальных крепежей. Плавильни потребляли всё больше древесного угля. Всё это нанесло непоправимый ущерб лесам. Если в начале Средневековья Европа была покрыта огромными непроходимыми лесами, то к XVI веку леса нещадно вырубались. В некоторых странах природные леса исчезли полностью.
Развитие сельского хозяйства требовало расширения пашен. С этой целью также сводились леса, но одновременно осушались обширные болота в Европе. Например, уже в XV веке заболоченная малярийная Ломбардия стала цветущей житницей. Конечно, сведение лесов и осушение болот резко уменьшило количество диких зверей и птиц. Глаз путешествующего по Европе теперь то и дело останавливался на живописных полях, городских стенах, хуторах и деревнях.
В позднее Средневековье природный пейзаж Европы уже сочетался с культурным пейзажем, созданным человеком.
Иоганн Гутенберг.
Портрет работы неизвестного художника
В середине XV века немец Иоганн Гутенберг (ок. 1399—1468) изобрёл книгопечатание. После долгих и упорных трудов и поисков он стал отливать из металла отдельные литеры (буквы); из них составлялись строки и страницы набора, с которого делался оттиск на бумагу. С помощью разборного шрифта можно было набрать сколько угодно страниц любого текста. Гутенберг изобрёл и печатный станок.
В 1456 году Гутенберг выпустил первую печатную книгу — Библию, которая в художественном отношении не уступала лучшим рукописным книгам. С тех пор книгопечатание стало быстро распространяться в Европе. До конца XV века было издано 30 тысяч книг. Книг стало больше, и они уже были не такие дорогие, как рукописные.
Изобретение книгопечатания — одно из величайших открытий в истории человечества. Благодаря печатной книге знания, накопленные людьми, вся необходимая информация стали распространяться быстрее. Они полнее сохранялись и передавались следующим поколениям людей. 1
1. Какова роль алхимии и астрологии в развитии научных знаний? 2. Почему изобретение книгопечатания считается одним из величайших открытий в истории человечества? 3. Перечислите, что способствовало началу Великих географических открытий. 4. Заполните таблицу «Технические открытия и изобретения Средневековья».
Название открытия или изобретения | Область применения | Значение открытия или изобретения |
1. Можно ли сказать, что технический прогресс в Средние века происходил медленно? Аргументируйте своё мнение. 2. Какое значение имело изобретение книгопечатания? Как вы считаете, является ли в настоящее время книга основным носителем информации? Свой ответ поясните. 3. Опираясь на известные вам факты, напишите рассуждение о том. как торговля, военные походы, завоевания территорий и культурные контакты людей в период Средневековья влияли на развитие европейской науки и техники. 4. Представьте, что вы средневековый мастер-изобретатель или купец, обладающий секретом какой-либо технической новинки (астролябии, механических часов и пр.). Вам нужно привлечь внимание людей, которые могут найти применение этому изобретению, пустить его в производство и обогатить как себя, так и вас. Опишите все достоинства и преимущества вашей новинки, возможные сферы её использования, ожидаемые выгоды. 5. Какими техническими изобретениями и научными открытиями, сделанными людьми в Средневековье, вы пользуетесь в повседневной жизни?
Подведём итоги
Вы узнали, что:
• в эпоху Средневековья расширялись и становились более реалистичными взгляды европейцев на мир;
• в XII—XIII веках в Европе возникли первые университеты;
• средневековая религиозная философия — схоластика — выработала научный метод, способствовавший развитию науки в дальнейшем;
• существовали разные жанры средневековой литературы;
• средневековая архитектура прославилась романским и готическим архитектурными стилями;
• в XIV веке в Италии зародилась новая культура — культура Возрождения;
• в Средние века происходило накопление научных знаний и развитие технических усовершенствований;
• появление книгопечатания имело огромное значение для мировой культуры.
Вопросы и задания к главе IX
1. Перечислите, что изменилось в представлениях человека о мире. Боге, самом себе в эпоху Возрождения по сравнению с периодом раннего Средневековья. Какие из этих изменений вы считаете самыми важными? Почему?
2. Выскажите своё мнение: есть ли связь между гуситским движением в Чехии и деятельностью гуманистов в Италии? Аргументируйте свой ответ.
3. С помощью дополнительной литературы и интернет-ресурсов подготовьте презентацию об одном из деятелей культуры средневековой Европы (не более 7 слайдов). Объясните, почему вы выбрали именно этого человека.
4. Расположите в хронологической последовательности события, связанные с развитием культуры в Средние века: а) создание «Божественной комедии» Данте; б) появление первой печатной Библии; в) преподавание Абеляра в Парижской соборной школе; г) создание первых хроник, житий святых и эпических песен. 5. Каким свойством, по мнению алхимиков, обладал «философский камень» (выберите правильный ответ): а) предсказывать будущее; б) излечивать от чумы; в) превращать любой металл в золото; г) защищать от нечистой силы?
Творческие работы и проекты
Групповой информационный проект «Непростая история простых предметов». Многие современные предметы обихода вилка, очки, носовые платки, зеркала, часы — появились в Европе в эпоху Средневековья. Разделитесь па группы. С помощью дополнительной, справочной литературы и интернет-ресурсов соберите информацию об истории изобретения или изменения на протяжении веков одного предмета. Систематизируйте и оформите результат работы группы, устройте в классе урок презентаций.
Аналитическое сочинение. Сочините в парах диалоги:
А) Пьера Абеляра и Бернара Клервоского о том, соединимы ли вера и сомнения, рассуждения; Б) средневекового мыслителя (например, Фомы Аквинского или Франциска Ассизского) и гуманиста (например, Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо) о том, что такое человек и какова цель его жизни. Продумайте аргументы обоих собеседников. Будет ли победитель в этих спорах?