1. Представления средневекового человека о мире. В первые столетия Средневековья немногие выезжали за пределы своей сельской округи. Контакты между жителями разных селений были редкими. Дальнее путешествие было опасным и трудным делом. Из-за плохих дорог передвигались медленно. Даже о пограничных странах до народа доходили лишь отрывочные сведения.
Центром, или «пупом», Земли считали город Иерусалим, в котором находится Гроб Иисуса Христа. Восток на средневековых картах чаще всего помещали наверху. Полагали, что на Востоке располагается гора, на ней находится земной рай. Из рая вытекают реки Тигр, Евфрат, Ганг и Нил. Средневековые путешественники рассказывали, что в том месте, где река Нил проникает в Египет, местные жители имеют обыкновение расставлять по вечерам сети, а поутру находят в них драгоценные предметы — пряности (имбирь, корицу).
Индийский океан в Средние века считался замкнутым. Воображение людей населяло побережье и острова океана сказочными людьми и животными.
Хронисты были равнодушны к точным цифрам. Они использовали неопределённые выражения: «в это время», «тем временем», «вскоре после этого». И феодалы, и крестьяне часто путали прошлое, настоящее и будущее. Например, люди X века могли считать, что мучители Христа ещё живы и их можно наказать.
Не было единой системы отсчёта времени. В одних странах год начинался с праздника Пасхи, в других — с Рождества Христова. Средневековый час составлял примерно три современных часа. Ночь разделялась на «три свечи». Короткие промежутки измерялись временем, которое необходимо для прочтения какой-либо молитвы.
Астролог, математик и писец. Миниатюра XIII в.
Сутки делились на день и ночь. Средневековые законы особенно сурово карали за преступления, совершённые ночью. Ночь — это время появления сверхъестественных сил, привидений, демонов. Поэтому монахи и все глубоко верующие люди особенно страстно молились ночью: они вели духовную битву с силами дьявола.
С развитием городов и торговли, деловых и дипломатических связей, в ходе завоевания новых территорий люди стали чаще покидать родные места. Во время Крестовых походов европейцы убедились в том, как широк и разнообразен мир. У них появился интерес к жизни людей в далёких странах.
Яркий рассказ о странах Дальнего Востока в XIII веке оставил венецианский купец и путешественник Марко Поло. Около четверти века провёл он в странствиях, много лет жил в Китае. Вернувшись в Италию, он написал книгу, в которой рассказал о жизни и обычаях народов Азии. «Книга Марко Поло» долгое время служила руководством для составления географических карт.
2. Переводы с греческого и арабского. Жители Западной Европы V—X веков почти забыли греческий язык и вовсе не стремились знать восточные языки. Они относились враждебно, настороженно ко всем «чужакам», иноверцам: мусульманам, иудеям, язычникам, позднее — православным христианам.
В XI—XII веках появилось большое количество переводов на латинский язык книг греческих и арабских учёных: почти все сочинения Аристотеля, главные труды греков и средневековых арабов по географии, астрономии, математике, медицине. Центрами перевода были Испания (здесь еврейские учёные переводили арабские и греческие книги на еврейский язык, а христиане — с еврейского на латынь), а также норманнская Сицилия, единственное королевство того времени, где бок о бок мирно жили православные греки, арабы-мусульмане и католики. Круг знаний европейцев необыкновенно расширился и обогатился.
Страница рукописной книги
Оксфордский университет — один из старейших в Европе
3. Средневековые университеты. Средневековое общество было корпоративным. Каждый человек занимал свою чётко очерченную нишу, входил в ту или иную корпорацию — обособленную группу людей, которые занимаются тем или иным общим делом, живут соответствующим ему образом, подчиняются особым правилам и распорядку.
Университеты представляли собой корпорации людей интеллектуального труда — профессоров (преподавателей) и студентов (от латинского слова «студере» — усердно заниматься, изучать).
В одних университетах всеми делами руководили студенты (так было в Болонье), а в других (например, в Париже) — совет профессоров.
Занятия велись всюду на латинском языке, и люди из разных стран могли учиться в любом университете.
Студенты из одной страны объединялись в землячества (или «нации»), а преподаватели создавали объединения по предметам — факультеты, возглавлявшиеся деканами. Все вместе — и преподаватели, и студенты — избирали главу университета — ректора.
Обычно в университетах, кроме подготовительного, было три факультета: богословский (или философский), юридический, где изучали законы, и медицинский. Занятия вели так: преподаватель — магистр, или профессор, — читал выдержки из книг и объяснял непонятные места, а студенты слушали и записывали лекции («лекция» в переводе с латыни — чтение).
Студенты на лекции в университете.
Что может сообщить рисунок о занятиях в университете и его студентах?
Лекции дополнялись диспутами — словесными поединками. Это были состязания в знаниях и красноречии — споры по заранее поставленным вопросам, например: «Сотворён ли человек в раю?» Нападающий старался своими вопросами выявить в рассуждениях противника противоречие либо с его же собственными доводами, либо с Библией и сочинениями церковных писателей. Толпы учеников и сторонников каждого участника диспута с азартом ловили каждое слово, оценивали вопросы и ответы. Иногда диспуты были такими бурными, что заканчивались потасовками между участниками или «болельщиками».
В XV веке в Европе было уже более 60 университетов. Парижский университет славился преподавателями философии и богословия, университет Болоньи — права, Салерно (Сицилия) — медицины. Университеты способствовали появлению в Европе светской интеллигенции и образованного чиновничества, общему подъёму культуры.
4. Схоластика. Мыслители раннего Средневековья считали, что вера и разум несовместимы. Бога невозможно понять умом — в него надо верить. «Верую, ибо нелепо», — сказал на заре Средневековья один из Отцов церкви.
Учёные XI—XIII веков уже не хотели слепо верить. Школьные уроки диалектики, книги Аристотеля и святого Августина привили им любовь к рассуждениям. Разум должен прийти на помощь вере, укрепить её, думали они. Логика, философия должны помочь понять сущность Бога, почему он устроил мир именно так и что предназначено в мире человеку.
Для выяснения истины нужно рассуждать, доказывать свои выводы и логически опровергать аргументы противника. Философы довели это искусство до необычайного совершенства. Так в соборных школах и университетах родилась схоластика (от греческого «схола» — школа) — религиозно-философское учение, стремящееся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений.
Схоласты выработали свой научный метод — способ искать обоснованные ответы на поставленные вопросы. Созданная ими оригинальная средневековая философия способствовала развитию науки Нового времени.
Городская светская школа. Гравюра XVI в. В комнате одновременно идут занятия по чтению, письму, арифметике и пению. Малыши пишут на покрытых воском дощечках (слева).
Почему у обоих учителей на рисунке в руках розги? Как вы думаете, за что наказывают ученика (слева на переднем плане)?
5. Пьер Абеляр и Бернар Клервоский. Одним из самых известных философов-схоластов XII века был француз Пьер Абеляр (1079—1142). Абеляр уже в 13 лет стал странствующим школяром. Он быстро превзошёл своих профессоров и побеждал их в диспутах. Когда Абеляр стал преподавать в Парижской соборной школе, слушатели и ученики стекались к нему толпами. Но и врагов-церковников становилось у него всё больше: ведь, обсуждая тот или иной вопрос философии или богословия, Абеляр не пересказывал мнения Отцов церкви, а предлагал своё толкование.
Самым сильным из идейных противников Абеляра был знаменитый мистик, создатель ордена тамплиеров и вдохновитель Второго Крестового похода Бернар Клервоский (1090—1153).
Абеляр утверждал на своих лекциях и в книгах, что разобраться в вопросах веры можно только при помощи разума. «Нужно понимать, чтобы верить. Нужно верить, а не рассуждать, — полагал Бернар. — Вера должна быть простой и искренней, идти от сердца, а не от рассудка. Небесные тайны выше человеческого ума, к ним нельзя прикасаться. Мудрствования ведут к гордыне и заблуждениям. Только в глубоком переживании веры человек приближается к Богу».
Спор между церковью и философами
Схоласты сделали, казалось бы, невозможное: логически доказали существование Бога! Но при этом церковь долгое время осуждала «умствования» схоластов. Спор между церковью и философами шёл об отношении к Отцам церкви.
Истина изложена в Библии — с этим были согласны и церковь, и философы. Но в Библии есть много неясных мест, допускающих разные толкования. Как же найти ответы на важнейшие вопросы мироздания и не впасть при этом в заблуждение? Церковь говорила: нужно знать, как на эти вопросы отвечали Отцы церкви.
Но философы показывали, что разные Отцы церкви на одни и те же вопросы отвечали по-разному А это значит, что даже они просто люди и могут заблуждаться. Дело философа — сопоставить высказывания разных авторитетов и. логически рассуждая, определить, какое из них истинно.
«Обращаясь к разуму, я обращаюсь к Богу, — говорил один из схоластов, — ибо разум и делает человека «образом и подобием» Бога».
Фома Аквинский. Фреска
Спор Абеляра и Бернара стал спором двух направлений средневековой мысли: рационализма — опоры на разум (от латинского «рацио») и мистики — опоры на сверхъестественные силы.
Бернар рассылал по всей Европе письма с призывами пресечь деятельность «еретика». В 1140 году Бернару удаётся собрать Церковный собор. Абеляр приехал на него в надежде отстоять свои взгляды на открытом диспуте. Но Бернар и его сторонники не хотели открытого диспута. В ночь до собора было принято решение: сжечь все книги Абеляра, а его самого заставить молчать. Абеляр обратился к суду папы, но папа подтвердил решение собора. Больной и сломленный философ удалился в монастырь.
Абеляр и Элоиза
В 1119 году началась история любви Абеляра и его ученицы Элоизы, ставшая знаменитой на много веков. Юная Элоиза, племянница парижского священника, удивляла современников умом, образованностью и красотой. Тогда женщины не могли посещать школу, и Абеляра попросили стать ее домашним учителем. Вскоре Абеляр и Элоиза полюбили друг друга. «И над раскрытыми книгами больше звучали слова о любви, чем об учении; больше было поцелуев, чем мудрых изречений; глаза чаще отражали любовь, чем следили за написанным», — вспоминал потом Абеляр в замечательной книге «История моих бедствий, или Любовь Абеляра и Элоизы». Элоиза родила Абеляру сына. Разъярённый дядюшка счёл себя опозоренным и решил мстить. Его родственники, подкупив слугу Абеляра, напали ночью на философа и изувечили его. Влюблённых разлучили. Элоиза ушла в монастырь, но любила Абеляра до конца жизни; её письма к возлюбленному потрясают печалью и нежностью. Когда в 1142 году Абеляр умер, Элоиза похоронила его и через 20 лет сама была погребена рядом с ним. На их гробнице написано: «Да отдохнут они от скорбного труда и любви».
6. Великий схоласт XIII века. Вершиной средневековой схоластики были труды богослова XIII века Фомы Аквинского (1225—1274). Фома Аквинский был сыном итальянского графа, учился в университете в Неаполе. Несмотря на протесты семьи, он стал монахом доминиканского ордена.
Фома был смиренным, добрым и необыкновенно работоспособным человеком. Самый знаменитый его труд — «Сумма богословия». В этой грандиозной книге Фома собрал все знания о Боге и мире, накопленные в Средневековье. Но не просто сложил их, как в арифметике, в сумму. Он создал картину всей христианской Вселенной, показывая, что у каждой её детали, от человека до муравья, своё место и своя роль, предназначенные Богом. «Сумму богословия» часто сравнивают с другими великими произведениями Средневековья, — с готическими соборами и «Божественной комедией» Данте. В них тоже изображён весь христианский космос. После смерти Фому Аквинского называли «ангельским доктором», а вскоре церковь объявила его святым.
Из сочинения Роджера Бэкона
В старинных книгах сказано, что алмаз можно расколоть с помощью козлиной крови. Я смачивал алмаз козлиной кровью, и у меня ничего не вышло. Но способ раскалывать алмаз хорошо знаком ювелирам.
Можно построить приспособления для плавания без гребцов так, чтобы самые большие корабли приводились в движение силой одного человека, двигаясь при этом с гораздо большей скоростью, чем если бы они были полны гребцов. Можно сделать повозки без всякой запряжки, могущие катиться с невообразимой быстротой; летательные машины, сидя в которых человек может приводить в движение крылья, ударяющие по воздуху, подобно птичьим.
Прозрачные тела могут быть так отделаны, что отдалённые тела покажутся близкими, и наоборот. На невероятном расстоянии можно будет читать малейшие буквы и различать мельчайшие вещи, рассматривать звёзды; где пожелаем, скрытое станет видимым.
1. Чем отличалось отношение к науке, к познанию мира Роджера Бэкона от подхода, принятого в средневековых университетах? 2. Как вы считаете, вступал ли Бэкон, высказывая такие идеи, в конфликт с церковью? 3. Какие приборы, механизмы, которыми мы сейчас пользуемся, предвидел Роджер Бэкон?
7. «Удивительный доктор». Современник Фомы Аквинского, монах ордена францисканцев, англичанин Роджер Бэкон (1214—1294) преподавал в университетах Оксфорда и Парижа. Он доказывал, что для познания истины авторитета и разума недостаточно, а нужны также наблюдения и опыты. Только с их помощью можно проверить, верны ли наши знания.
Многие годы учёный занимался алхимией и астрологией. Бэкон проводил опыты с различными веществами, магнитной стрелкой и увеличительными стёклами. Он предвидел многие будущие открытия. Бэкона считали волшебником и прозвали «удивительным доктором». Доктор — высокая учёная степень в Средние века.
1. Как менялись представления средневекового человека о мире в эпоху Средних веков? С чем это было связано? 2. Как был устроен средневековый университет? Как в нём проходило обучение? 3. Докажите, что университет был корпорацией. Какие ещё средневековые корпорации вы можете назвать? 4. Заполните таблицу «Знаменитые учёные европейского Средневековья».
Имя | Годы жизни | Сущность взглядов |
5. Чем взгляды Роджера Бэкона отличались от взглядов большинства средневековых богословов, в том числе и Абеляра? 6. Что такое схоластика? Как вам кажется, мешала или помогала схоластика развитию европейской науки? 1
1. Нарисуйте карту Земли, какой ее представляли люди раннего Средневековья. 2. Из всех факультетов средневекового университета дольше всего надо было учиться на богословском. Предположите почему 3. В конце XIII века в Европе были изобретены очки. О чём говорит этот факт? 4. Проведите исследование: какие традиции средневековых университетов, названия, с ними связанные, сохранились до наших дней? Привлеките к исследованию своих родственников и знакомых, получивших высшее образование. 5. Какие качества личности средневековых учёных, о которых рассказано в параграфе, показались вам привлекательными, достойными похвалы? Кто вам понравился больше других и почему?