Общественный строй и церковная организация на Руси

05 июля 2024 - 278 прочитали

1. Формирование древнерусской народности

В конце X в. было закончено объединение всех восточных славян в общее государство — Русь. Подчиняясь власти киевского князя, каждое племя должно было не только платить ему дань, но и участвовать в общегосударственных делах. Совершая военные походы, киевские князья собирали народные ополчения со всех восточнославянских земель. В таких походах воины были объединены общей целью, чувствовали своё родство друг с другом и с гордостью заявляли: «Мы из рода русского!» С такими настроениями они возвращались к себе домой. Наиболее отважные и доблестные воины принимались в княжескую дружину.

В мирной жизни население всех славянских земель также объединяли общие дела. В многочисленных посёлках звенели топоры, строились лодки для княжеского флота и купеческих караванов, затем они сплавлялись по воде к Киеву. На киевском торге сходились жители всех славянских земель. В процессе общения сглаживались местные различия в языке, возникал и развивался единый древнерусский язык.

Принятие христианства и вера в единого Бога ещё больше сплотили население, проживавшее на территории одного государства. С течением времени люди перестали отождествлять себя кто с полянами, кто с древлянами, кто с радимичами, они стали считать себя единым целым. Так постепенно складывалась древнерусская народность.

Какие изменения в жизни восточных славян способствовали формированию древнерусской народности?

2. Основные слои населения Древней Руси

Перестав делиться по родо-племенному признаку, все люди в Древнерусском государстве стали составлять единое общество. Однако это общество, как и в других странах, подразделялось на определённые категории, или слои, в зависимости от того, чем занимались люди.

Из каких слоёв состояло население стран Западной Европы в Средние века?

Князь
Князь

Правящую верхушку общества составляли киевские князья, считавшие себя потомками Рюрика. Князь опирался на дружину. Дружина делилась на старшую — бояр, которые выполняли важнейшие поручения князя, и младшую.

С принятием христианства появляется особый слой населения — духовенство.

Основной массой населения Древнерусского государства являлись свободные земледельцы — люди, которые объединялись в общины.

По мере роста городов росло и число их жителей. В городах, помимо князя, его дружины, духовенства, обосновались ремесленники и купцы.

3. Земельные отношения

Главным занятием населения Руси оставалось сельское хозяйство. Земля считалась совместной собственностью общины. Земли, пригодные для пашни, делились на наделы между всеми семьями, входившими в общину. В общем пользовании находились луга и леса. При этом земледельцы-общинники за пользование землёй должны были платить дань государству. Таким образом государство постепенно утверждало своё право собственности на землю.

Стали появляться и личные земельные владения. Князья объявляли своей собственностью свободные земли, «сажали» на них пленных и превращали их в своих работников. На таких землях возводились княжеские хоромы, хозяйственные постройки. Здесь же разбивали сады и огороды, заводили конюшни, рыбные ловли, охотничьи угодья.

Князья стали жаловать земельные владения своим дружинникам, а также Церкви. Появляются первые вотчины (отчины) — наследственные земельные держания (переходившие от отца к детям). Но верховным собственником, т. е. распорядителем такого владения, оставался князь. Он мог пожаловать вотчину за верную службу, а мог и отобрать её за различные провинности и передать другому.

Двор князя. Художник А. М. Васнецов
Двор князя. Художник А. М. Васнецов

Смерд. Реконструкция М. М. Герасимова
Смерд. Реконструкция М. М. Герасимова

С возникновением личных владений стало появляться и зависимое население. Наиболее бесправными были рабы, которых на Руси называли холопами или челядью. Большинство из них работали на земле князей и вотчинников. Были среди них и слуги.

Эта часть населения пополнялась не только за счёт пленных. Человек от великой нужды мог добровольно продать себя в холопы.

Существовали и иные категории зависимых людей: смерды — сельские жители, которые несли повинности в пользу князя; закупы — разорившиеся общинники, пошедшие в долговую кабалу за ссуду (купу), которую они отрабатывали на поле у человека, ссудившего их деньгами. Закуп продолжал вести своё собственное хозяйство, а вернув долг, становился свободным человеком. К зависимой части населения относились также рядовичи — люди, которые заключили договор (ряд), согласившись жить и работать у господина на определённых условиях.

4. Церковная организация. Храмы и богослужение

Почему Церковь играла большую роль в жизни людей в Средние века?

Какова была организация Католической церкви?

Избрание Илариона в митрополиты. Миниатюра из летописи
Избрание Илариона в митрополиты. Миниатюра из летописи

Во главе Русской православной церкви стоял митрополит. Вплоть до середины XV в. он подчинялся константинопольскому (вселенскому) патриарху. Митрополиты на Русь назначались в Константинополе, и в основном это были греки. Лишь несколько митрополитов были русскими по происхождению. Первым в их ряду стал Иларион, современник Ярослава Мудрого.

Митрополичьей резиденцией являлся Киев. Митрополиту подчинялись епископы в крупнейших городах страны. Часто они тоже были греками. Глава Церкви в Новгороде получил в XII в. титул архиепископа. Епископы правили в своих областях, совпадавших обычно с территориями земель, — Новгородской, Черниговской, Полоцкой и др. Им подчинялось местное духовенство, которое делилось на две части — чёрное и белое. Чёрное духовенство — это монахи, жившие в монастырях. Белым духовенством называли священников и дьяконов, которые служили в соборах и обычных церквах. Соборами называли на Руси центральные городские храмы. Большинство храмов строили городские и сельские жители, объединяясь в приходы, т. е. общины людей (обычно соседей), которые ходили на службы в свой храм. Обеспеченные люди строили церкви в своих домах и усадьбах для себя и своих семей. Такие церкви назывались домовыми.

Закладка князем Владимиром Святославичем Десятинной церкви. Художник В. В. Верещагин
Закладка князем Владимиром Святославичем Десятинной церкви. Художник В. В. Верещагин

Князь Владимир Святославич, учреждая церковную организацию, выделил в её пользу десятую часть всех своих доходов. Первая большая княжеская церковь, построенная в Киеве на средства от этих сборов, получила название Десятинной. Впоследствии сложился порядок: государство обеспечивало всем необходимым митрополита и епископов, а остальное духовенство в церквах и монастырях жило на средства, выделяемые прихожанами и основателями храмов, а также на доходы от имущества (прежде всего земель), пожертвованного Церкви верующими.

В первые века истории Руси в Церкви велико было греческое влияние. Русь восприняла византийские традиции богослужения и церковного искусства. Как и в Византии, тексты на службах пели, особенным почитанием пользовались иконы. Однако всё богослужение и общение в Церкви проходило с самого начала на славянском языке. Хотя практически всю христианскую литературу Русь получила из Византии, она была доступна в переводе на язык, понятный большинству населения. Это обстоятельство способствовало распространению христианства и сближению церковной и народной культуры.

5. Монастыри

Особенная роль в религиозной и культурной жизни Древней Руси принадлежала монастырям.

Какую роль играли монастыри в жизни стран Западной Европы в Средние века?

Монастырь — это религиозная община монахов или монахинь, а также специальное место, где живут монахи, т. е. люди, отрешившиеся от обычной жизни, семьи и друзей и посвятившие себя служению Богу. Правила проживания монахов могут быть разными, часто они объединяются в общину под руководством наставника — игумена. У таких монахов общее имущество, они проводят время в молитвах, совместных богослужениях и трудах, в особенности чтении и писании церковных книг.

Одним из первых и самых известных монастырей на Руси стал Киево-Печерский. У его истоков стоял Антоний, пришедший в Киев из Любеча и поселившийся в «печере», т. е. пещере, вырытой на высоком берегу Днепра южнее Киева. Антоний искал уединения, но со временем его подвижнический образ жизни стал известен, и к нему стали приходить другие люди. Сначала монахи, как и Антоний, жили в пещерах, отсюда и название монастыря. Позднее эти пещеры стали использоваться и как гробницы.

Из последователей Антония наибольшую известность приобрёл Феодосий, пришедший из Курска. Со временем он стал игуменом монастыря. При нём монастырь расширился и превратился в центр духовного притяжения всей Руси. Среди монастырских постриженников (тех, кто принял постриг — монашество) были и простые люди, и бояре, и князья. В монастыре писали иконы, переписывали книги, создавали летописи. Многие из монахов Киево-Печерского монастыря становились епископами в разных областях Руси или прославились как миссионеры — просветители населения, незнакомого с христианством.

К началу XIII в. монастыри существовали практически во всех землях и крупных городах Руси. Наиболее известные — Юрьев, Антониев и Варлаамо-Хутынский в Новгороде, Елецкий монастырь в Чернигове, Богородице-Рождественский во Владимире-на-Клязьме. Многие из них пользовались покровительством князей. Монастыри были центрами культуры и письменности, там можно было получить образование.

Святые Антоний и Феодосий Художник И. К. Дорнер
Святые Антоний и Феодосий Художник И. К. Дорнер

6. Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые

Вера в Христа как Спасителя человечества — суть христианства. В Евангелии описана земная жизнь Иисуса Христа, а в евангельских заповедях закреплены определённые ценности — идеалы, в соответствии с которыми человек ведёт себя и строит свою жизнь. Христианство провозглашает главной ценностью любовь к Богу и ближнему.

Христианские ценности разительно отличались от языческих. В язычестве процветал культ силы. Отдельный человек не имел значения вне коллектива. Отношения как с богами, так и с людьми строились по принципу «ты — мне, я — тебе». И вот вскоре после Крещения Руси появились люди, проповедовавшие новые идеалы. В деяниях, судьбе или посмертных чудесах некоторых из таких людей современники видели проявление Божественной воли. Такие люди признавались святыми.

Одними из первых святых на Руси были признаны князья Борис и Глеб, отказавшиеся от борьбы с братом (Святополком Окаянным) за киевский престол. Их судьбы символизировали добровольный мученический подвиг ради братской любви. Идеалы жертвенной любви во Христе и отрешения от мирских радостей ради духовной жизни воплощали святые монахи и монахини — Антоний и Феодосий Печерские, Авраамий Смоленский, Евфросиния Полоцкая и др.

Нормы поведения для мирян (людей, живущих в миру, т. е. обычной жизнью), которые руководствовались христианскими идеалами, определялись как благочестие. Благочестивый образ жизни подразумевал регулярное посещение церкви, уважение к духовенству, родителям и старшим, скромность, честность, помощь нищим и больным и т. д. Эти нормы сочетались с привычными устоями общества, ориентированного на авторитет старшего, незыблемость семьи и рода, неприятие новшеств. Так складывалась мораль, которая проповедовалась в популярном жанре средневековой литературы — поучениях. Одним из самых известных произведений этого жанра является «Поучение» князя Владимира Мономаха.

Проповедниками христианских ценностей были православные писатели, зодчие и художники. Имена некоторых из них нам известны — например, митрополит Иларион, автор «Слова о Законе и Благодати», или иконописец Алимпий, монах Киево-Печерского монастыря.

Святой Дмитрий Солунский. Мозаика из монастыря в Киеве
Святой Дмитрий Солунский. Мозаика из монастыря в Киеве

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Ведущую роль в общественных отношениях играли князья и окружавшая их военно-служилая знать (дружина). Духовной и культурной основой жизни русского общества было православие.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Какая система управления государством существовала на Руси в XI в.?
2. Используя компьютер, составьте и заполните таблицу в тетради «Категории населения Руси и их характеристика».
3. Как на Руси сформировалась княжеская и боярская собственность на землю? При ответе используйте термины «переход земли в частные руки», «княжеские владения», «вотчина».
4. Объясните, почему в Западной Европе Русь иногда называли «страной городов».
5. Нарисуйте в тетради схему «Церковная организация на Руси».
6. Какую роль в жизни Руси играли монастыри?

Думаем, сравниваем, размышляем
1. Используя текст учебника и Интернет, составьте тезисы к сообщению «Жизнь в монастыре» (выберите один из монастырей, упомянутых в параграфе).
2. Предложите название статьи для научного журнала по одной из тем данного параграфа. Обязательно используйте в названии слово «проблема».
3. Докажите, что у землевладельцев (князей, бояр) и у простых земледельцев имелись как общие, так и различные интересы.

Запоминаем новые слова
Бояре — высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин.
Вотчина — крупная земельная собственность, принадлежавшая знатному человеку на Руси на правах наследования. Духовенство — служители культа в религиях, исповедующих веру в единого Бога.
Епископ — глава крупной церковной области — части митрополии.
Закупы — люди, получившие купу — заём и обязанные за это работать на господина, предоставившего купу.
Люди — простые свободные жители Руси.
Митрополит — глава крупного церковного округа. Монастырь — община монахов, живущих по единым церковным правилам.
Общество — люди, объединённые общей жизнью и деятельностью в одном государстве.
Резиденция — место постоянного пребывания должностного лица.
Рядовичи — люди, заключившие ряд (договор) на выполнение определённой работы.
Смерды — свободные крестьяне в Древней Руси.

Читайте также другие темы
Православие в XV веке: Византийская империя, Флорентийская уния и Русская церковь

Место и роль Руси в Европе

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

Быт населения Древней Руси

Изменение восприятия мира и культурное развитие Руси в XV-XVI веках