Православие в XV веке: Византийская империя, Флорентийская уния и Русская церковь

11 июля 2024 - 59 прочитали

1. Православие в начале XV в.

К началу XV в. центром православия оставалась Византия. В Константинополе находилась резиденция вселенского (константинопольского) патриарха, считавшегося главой всех православных христиан мира. В Александрии был расположен центр африканской православной общины. Возглавлял её патриарх александрийский (которого именовали папой). Антиохийский патриарх имел резиденцию в Дамаске. Он был главой православных на Ближнем Востоке. Иерусалимский патриарх являлся первосвященником для православных христиан, живших в Палестине. Русская православная церковь в то время не имела самостоятельности. Её главой считался митрополит Киевский и всея Руси, назначавшийся вселенским патриархом. После разорения Киева Батыем митрополит чаще жил на северо-востоке Руси. В 1299 г. резиденция митрополита была окончательно перенесена во Владимир, а с 1325 г. митрополит Пётр перенёс её в Москву.

В надежде спасти гибнущую Византию её император Иоанн VIII Палеолог в 1437 г. во главе огромного посольства приехал в Рим к папе римскому. Его сопровождали 600 самых знатных людей империи и всё высшее церковное руководство во главе с константинопольским патриархом Иосифом II, патриархами александрийским, антиохийским и иерусалимским. В составе греческой делегации был и только что назначенный новый митрополит всея Руси грек Исидор. Именно он представлял особый интерес для папы, так как появлялась надежда добиться приобщения Руси к католической вере.

Монахи. Миниатюра из летописи
Монахи. Миниатюра из летописи

2. Флорентийская уния и Русь

В 1438 г. начал работу церковный собор, который должен был обсудить вопрос об объединении (унии) Католической и Православной церквей. Полтора года 700 делегатов из многих стран вели богословские споры. Католиками ставился вопрос и о признании римского папы единым главой всех христиан, и о признании православными главных католических догматов при сохранении своих обрядов. В обмен на это папа римский обещал военную помощь Византии со стороны католических стран в борьбе с турками-османами.

Патриарх Иосиф II отказывался отступать от православных обычаев и признавать главенство папы римского. Однако в разгар споров он умер.

Под давлением римского папы и византийского императора почти все византийские делегаты одобрили унию. Она была подписана во Флоренции в 1439 г. Единственным участником собора, отказавшимся подписывать Флорентийскую унию, был эфесский митрополит Марк.

Митрополит Киевский и всея Руси Исидор был горячим сторонником Флорентийской унии и поставил свою подпись под этим документом. Унию поддержали и многие православные церковные деятели Великого княжества Литовского. Однако большинство православных людей ни в Византии, ни в других странах не были согласны с унией.

Вскоре митрополит Исидор прибыл в Москву.

Он провёл службу в Успенском соборе, на которой приказал нести католический крест, помянул папу римского и зачитал текст Флорентийской унии. Всё это вызвало негодование москвичей. Великий князь Василий II приказал заточить Исидора в монастырь, но вскоре тот бежал за границу. Флорентийская уния была отвергнута собором русского духовенства и объявлена ересью.

3. Падение Византии. Независимость Русской православной церкви

Заключив унию, Византийская империя так и не получила существенной помощи от католических стран Европы. На Руси и в других православных землях взятие Константинополя турками-османами в 1453 г. расценили как расплату за отход от веры предков.

Теперь вопрос о назначении константинопольского патриарха оказался в руках правителя Османской империи — султана. За право вступления в должность будущий патриарх должен был заплатить огромную сумму денег. Заинтересованность султанов в частой смене патриархов привела к тому, что из 159 константинопольских патриархов за период существования Османской империи 105 были смещены, 27 вынужденно отреклись, 6 были казнены и лишь 21 умер своей смертью, находясь на должности.

Флорентийский собор. Западноевропейская миниатюра
Флорентийский собор. Западноевропейская миниатюра

Монастырь в Московской Руси. Художник А. М. Васнецов
Монастырь в Московской Руси. Художник А. М. Васнецов

Бегство Исидора дало основание русскому духовенству лишить его сана митрополита Киевского и всея Руси. В 1448 г. был созван церковный собор, на котором впервые без согласия Константинополя митрополитом Киевским и всея Руси был избран епископ рязанский и муромский Иона. Этот шаг означал закрепление самостоятельности (автокефалии) Русской православной церкви, её независимости от вселенского патриарха. Все последующие митрополиты всея Руси (так стали теперь называть главу Церкви) вводились в сан без участия константинопольских первосвященников.

4. Русская православная церковь в XV в.

Утратив свои позиции в Москве, Константинополь пытался сохранить их в Великом княжестве Литовском. В этом его поддерживали власти княжества. В 1458 г. вселенский патриарх и папа римский, несмотря на протесты митрополита Ионы, признали митрополитом Киевским и всея Руси сторонника унии Григория, ученика Исидора. С тех пор одновременно действовали два митрополита всея Руси. В Киев митрополитов назначал Константинополь, а в Москве их избирало высшее духовенство. Такое положение сохранялось до конца XVII в.

Кирилло-Белозерский монастырь
Кирилло-Белозерский монастырь

Спасо-Андроников монастырь в Москве
Спасо-Андроников монастырь в Москве

Встреча русских переселенцев с языческим шаманом. Художник К. В. Лебедев
Встреча русских переселенцев с языческим шаманом. Художник К. В. Лебедев

После завоевания османами Византии и ряда южноевропейских стран Русское государство осталось единственной независимой православной державой.

На протяжении всего XV в. наблюдался рост авторитета и влияния Русской православной церкви среди различных слоёв населения. В условиях непрерывных войн и конфликтов люди стремились увидеть образец для подражания в служении подвижников. К лику святых в то время причисляли в основном церковных деятелей, а не князей, как это бывало прежде.

Христианские проповедники проникали в самые отдалённые районы страны, под их влиянием крещение принимали долго сохранявшие традиционные верования народы Русского Севера, Приуралья. Ещё во второй половине XIV в. в землях зырян и перми проповедовал епископ Стефан Пермский, близкий соратник Сергия Радонежского. Стефан Пермский разработал алфавит для местных народов, он вошёл в их историю как друг и учитель.

С конца XV в. в ряде русских земель началось распространение ересей. Прежде всего это касалось Новгородской, Псковской и других земель, имевших развитые связи со странами Запада. Первоначально еретики выступали против некоторых сторон богослужения.

Но уже вскоре начались серьёзные столкновения между сторонниками и противниками обновления Церкви. Еретики отрицали божественное происхождение Иисуса Христа, отвергали почитание икон, монашество. Подобные идеи нашли поддержку среди части духовенства и даже людей, близких к государю всея Руси Ивану III. Поначалу он сам сочувственно относился к еретикам, так как, обличая Церковь, они поддерживали его власть. Однако вскоре Иван III отверг идеи еретиков. Их руководители были казнены.

Как боролись с еретиками в Средние века в Западной Европе?

Главным событием в истории Русской православной церкви в XV в. явилось обретение её независимости (автокефалии). Церковь сыграла большую роль в становлении нового Российского государства.

Вопросы и задания для работы с текстом
1. Какую цель ставило перед собой византийское посольство, отправившееся из Константинополя в Рим в 1438 г.? Была ли эта цель достигнута?
2. Что такое Флорентийская уния?
3. Когда Русская православная церковь стала автокефальной? Что это означало?
4. Почему на территориях бывшего Древнерусского государства возникли два центра Русской православной церкви? Где они находились?
5. Оцените роль великих князей московских в укреплении позиций Русской православной церкви.

Изучаем документ
ИЗ ОБРАЩЕНИЯ МАРКА ЭФЕССКОГО К ПРАВОСЛАВНЫМ

Мы говорим, что прибавление в Символе веры возникло беззаконно и противозаконно и противно отцам; а они (католики. — Авт.) утверждают, что оно законно и благословенно… Для нас папа представляется как один из патриархов, и то если бы он был православным, а они с большою важностью объявляют его викарием Христа, отцом и учителем всех христиан… Итак, братие, бегите от них и от общения с ними…

1. Выпишите из текста в тетрадь незнакомые слова и с помощью Интернета найдите их значение.
2. Сформулируйте главную мысль автора документа.
3. Докажите с помощью текста документа, что его автор был участником Флорентийского собора.

Думаем, сравниваем, размышляем
1. В чём состоят основные различия православия и католичества? Составьте в тетради сравнительную таблицу. Подготовьте презентацию на эту тему.
2. Обретение Русской православной церковью независимости от константинопольского патриарха, с одной стороны, повысило её авторитет, а с другой — усилило её зависимость от великих князей. Объясните почему.
3. Используя материалы Интернета, подготовьте слайд-экскурсию по одному из известных православных монастырей России.
4. Выясните, какие символы украшают религиозные сооружения. Что они означают? Составьте в тетради справку о любом из таких символов.

Запоминаем новые слова
Автокефалия — в православии самостоятельная поместная церковь.
Догмат — основное положение религии, принимаемое за непреложную истину, не подлежащее сомнению.

Читайте также другие темы
Золотая Орда и её наследие

Тороп В. В.: Контурные карты по истории России. 6 класс

Москва в эпоху Дмитрия Донского. Куликовская битва

Распад Монгольской империи и зарождение новой исторической эпохи

Культурное пространство Европы и культура Руси