1. Литература раннего Средневековья. В начале Средневековья европейцы более всего читали Евангелие и жития святых, в которых рассказывалось о подвигах людей, признанных церковью мучениками. В житиях описывалось, как они истязали себя, чтобы подавить соблазны и душой приблизиться к Богу. Герои житий совершали чудеса и терпели муки ради веры, ради правды и спасения людей, они смело боролись с несправедливостью и злом.
С VI—VIII веков в культуру Западной Европы всё больше входят хроники — рукописи, рассказывавшие об истории народов и о современной хронисту жизни. В хрониках события излагались по годам, так как они следовали друг за другом. Повествование начиналось обычно от Сотворения мира и заканчивалось современными событиями. Наряду с тем что происходило на самом деле, хроники сообщали легенды и вымыслы.
Ирландский монах Беда Достопочтенный в «Церковной истории народа англов» впервые применил новую систему счёта времени — от Рождества Христова.
Безвестные сказители и певцы создавали эпические песни — сказания о великих героях прошлого. Их исполняли, аккомпанируя себе на арфе или виоле (маленькой скрипке). С течением времени одни песни соединялись с другими. Так возникли великие средневековые эпические поэмы (эпосы): англосаксонский «Беовульф», скандинавская «Старшая Эдда», немецкая «Песнь о Нибелунгах». На протяжении всего раннего Средневековья эпосы существовали только в устной форме. Позже их стали записывать, поэтому, к счастью, мы можем сейчас прочитать многие из них.
Состязание поэтов в честь дам. Средневековая миниатюра
2. Рыцарская литература. В XI веке на юге Франции, в Провансе, возникла рыцарская поэзия. Провансальские поэты-певцы назывались трубадурами. Среди поэтов встречались короли и знатные феодалы, но было много рыцарей, реже — горожане. Известны сотни поэтов, которые жили во второй половине XII—XIII веке; до нас дошло и около 30 имён женщин-поэтесс.
В Северной Франции, Италии, Испании, Германии рыцарские поэты назывались труверами и миннезингерами (в переводе — певцы любви).
В рыцарской поэзии (её называют также куртуазной, то есть придворной) был создан образ идеального рыцаря. В стихах воспевались теперь не только верность сеньору, щедрость, благородство — рыцарь должен быть изящным, вежливым, привлекательным.
Поэты воспевали служение Прекрасной Даме, Мадонне («моей госпоже»), соединяя поклонение Богоматери и земной, живой и прекрасной женщине. Любовь здесь выступает как великое благо, которого достоин тот, у кого отважное, благородное и преданное сердце. Рыцарская поэзия создавалась в основном на родных языках. Поэты заботились о благозвучии и изяществе языка, точности смысла и рифмы. Большое место в рыцарской поэзии заняло прославление войн, боёв и походов.
«Жонглёр, другим и нравом не в пример…»
В городах, деревнях и замках, на дорогах и постоялых дворах выступали странствующие артисты. Тогда их называли «шуты» или жонглёры. Без них не обходились ни деревенская свадьба, ни придворный пир. Они водили за собой медведей и обезьян, показывали фокусы и акробатические номера, разыгрывали небольшие пьесы. Весёлость и бескорыстие жонглёров восхвалялись в средневековых произведениях: «Жонглёр, другим и нравом не в пример: поел — и распевает веселей… Он телом здрав затем, что сердцем щедр».
Однако церковь считала жонглёров «нечистыми» людьми, неодобрительно относилась к их фокусам, их запрещали хоронить при церквах — на освящённой земле.
В те же столетия возникли стихотворные рыцарские романы и повести. Сначала это были обработки античных сказаний и историй, но античные герои вели себя в них как средневековые рыцари, а осада Трои изображалась как штурм феодального замка. Особенно ярко в романах отразились легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Романы переносили читателя в фантастический мир, где на каждом шагу встречались феи, великаны, волшебники, притесняемые красавицы, ждущие помощи от смелых рыцарей. Популярная тогда легенда о беззаветной любви и горестной судьбе Тристана и Изольды — один из самых поэтичных сюжетов в мировой литературе; она была записана в XIII веке.
Из «Ордена вагантов»
Все желанны, все равны,
к нам вступая в братство,
невзирая на чины,
титулы, богатство.
Наша вера — не в псалмах!
Господа мы славим тем,
что в горе и слезах
брата не оставим…
Будет ныне учреждён
наш союз вагантов
для людей любых племён,
званий и талантов.
Все — храбрец ты или трус,
олух или гений —
принимаются в союз
без ограничений…
(Перевод Я Гинзбурга)
Что ценили средневековые студенты, судя по тексту песни?
3. Городская литература. В XII веке начался расцвет городской литературы. Горожане любили короткие рассказы в стихах и басни на бытовые темы. Их героями чаще веет были ловкий, хитрый горожанин или весёлый, находчивый крестьянин. Они неизменно оставляли в дураках своих противников — чванливых рыцарей и жадных монахов.
С городской литературой связаны стихи вагантов (в переводе с латинского — бродяг). Вагантами называли школяров и студентов, которые в XII—XIV веках кочевали но городам и университетам Европы в поисках новых преподавателей. Это был буйный и весёлый народ, внушавший опасение церковным властям и благонамеренным бюргерам. Ваганты сочиняли стихи на латинском языке. Они прославляли любовь и вино, высмеивали лицемерие, жадность и обман, особенно в среде священников и на папском троне. Наиболее прославился своими стихами французский вагант Франсуа Вийон (XIV век); музыку к его произведениям сочиняют и современные композиторы.
«Божественная комедия» Данте
В «Божественной комедии» Данте описывает путешествие в загробное царство: ад для грешников, рай для праведников и чистилище для тех, кому Бог ещё не вынес свой приговор. У врат ада, расположенного на севере, надпись, ставшая крылатой «Оставь надежду всяк сюда входящий». В центре южного полушария — огромная гора в виде усечённого конуса, на уступах горы расположено чистилище, а на плоской её вершине — земной рай.
В сопровождении великого римского поэта Вергилия Данте посещает ад и чистилище, а по раю его ведёт Беатриче. В аду 9 кругов: чем тяжелее грехи, тем ниже круг и суровее наказание. В аду Данте поместил кровожадных властолюбцев, жестоких правителей, преступников, скупцов. В центре ада — сам дьявол, грызущий предателей. Данте поместил в ад и нескольких пап. В его изображении грешники не тени, а живые люди: они ведут с поэтом беседы и споры, в аду бушуют политические распри. Данте беседует с праведниками в раю и, наконец, созерцает Богоматерь и Бога.
Картины загробного мира нарисованы так живо и убедительно, что современникам казалось, будто поэт видел это своими глазами. А описал он, по существу, многообразный земной мир с его противоречиями и страстями.
Данте Алигьери. Фрагмент фрески XV в.
4. Данте. Его считают самым великим поэтом Средневековья. Данте Алигьери (1265—1321) родился во Флоренции в старинной дворянской семье. Он учился в городской школе, а затем всю жизнь изучал философию, астрономию, античную литературу. В 18 лет он пережил любовь к юной Беатриче, впоследствии вышедшей замуж за другого и рано умершей. О своих переживаниях Данте с небывалой для тех времён откровенностью рассказал в маленькой книжке «Новая жизнь»; она прославила его имя в литературе.
Данте активно участвовал в политической борьбе в родном городе, он принадлежал к группе противников папы. Но сторонники папы взяли верх, и Данте приговорили к изгнанию из Флоренции. Около 20 лет, до конца жизни, он скитался по городам Италии, много страдал, тосковал по родине и умер в Равенне, где провёл последние годы при дворе местного правителя.
В изгнании Данте написал великое произведение в стихах, которое назвал «Комедией» (в то время такое название давали произведениям со счастливым концом). Потомки назвали её «Божественная комедия» в знак высшей похвалы. Поэма написана на итальянском языке: поэт хотел, чтобы его понимал самый широкий круг читателей.
1. Перечислите известные вам средневековые эпические поэмы. 2. Какие качества человека воспевали рыцарские поэты? 3. На каких языках создавались произведения трубадуров, песни вагантов, «Божественная комедия» Данте? Почему? 4. Почему Данте считают самым великим поэтом Средневековья? 5. Измените названия пунктов параграфа так, чтобы все они имели вопросительную форму.
1. Как влияли куртуазная поэзия и рыцарские романы на поведение рыцаря в жизни? 2. Как в средневековой литературе было отражено сословное деление общества? С помощью справочной и дополнительной литературы, интернет-ресурсов уточните, были ли произведения, которые знали люди разных сословий. 3. В тексте учебника не рассказано о крестьянской литературе. Проведите исследование: можно ли говорить о существовании в Средневековье особой, крестьянской литературы? 4. Подготовьте презентацию «Шедевр средневековой литературы» (5-7 слайдов), посвящённую какому-либо поэтическому или прозаическому произведению эпохи.