Средневековое искусство

27 августа 2024 - 29 прочитали

1. Архитектура. Строители раннего Средневековья многое восприняли от строгой архитектуры древних римлян, и поэтому сооружения вплоть до XI—XIII веков называют романскими (от «Рома» — Рим). Романский храм — массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором. Всюду повторяются очертания полукруглой арки — на сводах, оконных проёмах, входах в храм. В то же время своей мощью романские храмы напоминают замки. И действительно, они нередко служили убежищем для населения округи.

Вместе с тем романский храм исполнен призыва к благому размышлению и молитве. Внутреннее его устройство также типично средневековое. Он состоит из трёх или пяти нефов; центральный неф поднят над боковыми. В плане романский храм имеет вид креста, в центре которого — башня, завершающаяся пирамидой.

Улыбающийся ангел — олицетворение рая. Статуя портала Реймского собора. XIII в.
Улыбающийся ангел — олицетворение рая. Статуя портала Реймского собора. XIII в.

Церковь монастыря Мария-Лах. Германия. XII в.
Церковь монастыря Мария-Лах. Германия. XII в.

С XI века в Западной Европе началось большое строительство. Богатая церковь увеличивала число и размер храмов, перестраивала старые сооружения.

С середины XII века в свободных городах сооружались торговые помещения, залы для собраний цехов и гильдий, больницы, гостиницы. Главными украшениями города были ратуша и особенно собор. Постройки XII—XV веков получили позже название готических. Теперь лёгкий и высокий стрельчатый свод опирается внутри на пучки узких, высоких колонн, а снаружи — на массивные опорные столбы и соединительные арки. Залы просторные и высокие, в них поступает больше света и воздуха, они богато украшены живописью, резьбой, барельефами.

Схема романского храма в разрезе
Схема романского храма в разрезе

Интерьер романской церкви Сен-Сернен в Тулузе. Франция.
Интерьер романской церкви Сен-Сернен в Тулузе. Франция. XI-XIII вв.

Собор в Реймсе. Западный фасад. Франция. XIII — начало XIV в.
Собор в Реймсе. Западный фасад. Франция. XIII — начало XIV в.

Благодаря широким проходам и сквозным галереям, большому количеству огромных окон и кружевной каменной резьбы готические соборы кажутся прозрачными. Повторяющиеся очертания стрельчатой арки, крутые скаты крыш, высокие башни колоколен — всё создаёт впечатление стремительного порыва ввысь.

Долгое время собор был самым большим зданием в городе, нередко он мог вместить всех горожан. В нём не только проводили церковную службу, но и устраивали собрания, представления на религиозные темы, слушали лекции профессоров. В огромном нарядном соборе, среди его красоты и величия человек проникался радостью праздника, ощущением могущества Бога, устремлял к нему свои помыслы и чувства.

Схема готического храма в разрезе
Схема готического храма в разрезе

Интерьер готического собора в Бурже. Франция. XIII в.
Интерьер готического собора в Бурже. Франция. XIII в.

Химера. Фрагмент фасада собора Нотр-Дам. Париж
Химера. Фрагмент фасада собора Нотр-Дам. Париж

Средневековые соборы и сейчас восхищают своей изысканной красотой, искусством и фантазией их создателей. Соборы строили и украшали в течение многих десятилетий, а норой и столетий. В их сооружении участвовало множество мастеров, подчас из разных стран. На время строительства все мастера объединялись в артель под руководством архитектора.

Храм строили так, чтобы он был виден всем и отовсюду. О нём напоминал колокол своим мерным звучанием. Ритм колокольных ударов, церковные фрески, витражи, скульптуры и иконы служили для средневековых людей мерой и образцом в будни и праздники.

2. Скульптура. В Средние века скульптура была неотделима от архитектуры и преимущественно посвящалась религиозным темам: изображала сцены, описанные в христианских книгах, укрепляла в вере и устрашала муками ада. Храмы украшали снаружи и внутри сотнями, а то и тысячами рельефов и статуй, изображающих Бога и Деву Марию, апостолов и святых, епископов и королей. Например, в соборе в Шартре (Франция) было до 9 тысяч статуй, не считая рельефов.

Потомки о готических зданиях

В этих постройках устраивали они столько выступов, разрывов, завитушек. что лишали свои вещи всякой соразмерности, и часто, нагромождая одно на другое, они достигали такой высоты, что верх двери касался у них крыши. Манера эта была изобретена готами, ибо после того, как были разрушены древние постройки и войны погубили архитекторов, то оставшиеся в живых стали строить в этой манере, заполняя всю Италию чёрт знает какими сооружениями… Упаси Боже любую страну от одной мысли о работах подобного рода, столь бесформенных… (Дж. Вазари, итальянский живописец, архитектор, историк искусства. XVI век.)

Как же я был поражён, когда приблизился к Страсбургскому собору. У меня дух захватило от его целостности и величия. Собор состоял из тысяч отдельных, гармонически сочетавшихся частей, он приводил в восторг и восхищение, но постигнуть, объяснить его себе было невозможно. (И. В. Гёте, немецкий писатель. XIX век.)

1. Как менялось отношение к готическому искусству в течение столетий? С помощью дополнительной литературы выясните, почему готика вызывала такое отторжение у людей XVI века. 2. Как Вазари объясняет происхождение названия «готический»? Уточните, прав ли он. 3. В чём вы лично согласны или не согласны с представленными здесь мнениями?

Маркграф Эккехард и его жена Ута. Статуи собора в Наумбурге. Германия. Около 1250 г
Маркграф Эккехард и его жена Ута. Статуи собора в Наумбурге. Германия. Около 1250 г.

Уже в романском стиле видны выработанные Средневековьем приёмы украшения храмов. Наибольшее внимание уделяли западному фасаду, где был главный вход: богатые украшения фасада как бы зазывали в храм. Порталы (входы) собора обозначали границу двух миров — грешного, земного и священного, небесного: собор их и разделял, и связывал между собой.

На капителях колонн, крышах и над дверями изображались кентавры, химеры и другие сказочные существа. Они унаследованы от языческих верований и народного творчества — сказок, басен, песен.

В отличие от античного искусства, прославлявшего красоту человеческого тела, художники Средних веков стремились раскрыть богатство души, мыслей и чувств человека, его напряжённой внутренней жизни.

В готических статуях святых больше движения, их тонкие вытянутые фигуры особенно живо передают подлинный облик людей.

Главной фигурой декора в храме, в монашеской келье, в спальне мирян было изображение распятого Христа. Безгрешность и возвышение через страдания и милосердие — вот главная мысль средневекового искусства.

Христос благословляющий. Статуя собора в Амьене. Франция. Около 1220 г.
Христос благословляющий. Статуя собора в Амьене. Франция. Около 1220 г.

Фрагмент портала собора в Шартре
Фрагмент портала собора в Шартре

Сохранилось множество изображений Богоматери — Девы Марии, Мадонны. Её любили самозабвенно, ей молились страстно; в ней видели заступницу за людей перед Сыном. Но мастера стремились в изображении Мадонны с Младенцем на руках воспеть и жертвенную силу материнской любви.

3. Живопись. Стены романских храмов были покрыты росписями. Но на стенах готических соборов для них оставалось мало места. Огромные окна заполняли витражи — картины или узоры из кусков цветного стекла, скреплённых свинцовыми ободками. Через витражи свет проникал в храм, играя на колоннах, сводах и камнях пола красочными бликами, и это придавало всему нарядный, праздничный вид.

Большим достижением живописи была книжная миниатюра. Множество ярких рисунков отражало всю жизнь людей разного происхождения и достатка: как они одевались и причёсывались, обставляли жилища, работали и проводили досуг, во что верили и чего боялись. В знаменитых «Больших хрониках» описана в картинках вся история Франции, начиная с Меровингов до XIV века. В иллюстрациях к немецкой книге любовных песен представлен рыцарский быт с турнирами, охотами, поклонением Прекрасной Даме.

Самый прославленный образец миниатюры — «Календарь герцога Беррийского». Он был выполнен в начале XV века тремя братьями Лимбургами, работавшими во Франции. Миниатюры календаря отразили новое отношение к природе: у людей возникало желание любоваться её красотой.

Центральный вход собора в Шартре. Франция. Конец XII в.
Центральный вход собора в Шартре. Франция. Конец XII в.

«Октябрь». Миниатюра XV в.
«Октябрь». Миниатюра XV в.

Какое настроение создаёт у вас миниатюра?

Изображения людей в минуты труда, отдыха, во взаимоотношениях, связях с природой, передача света, использование светотени — таковы были новшества в книжной миниатюре.

Бытовые сцены изображались и на фресках, что особенно характерно для немецких и скандинавских храмов XIV—XV веков.

1. На основании текста и иллюстраций составьте рассказ о романских и готических соборах. 2. Разработайте таблицу для сопоставления романского и готического соборов по отдельным частям их плана, архитектурным элементам, внутреннему убранству. 3. Какие мысли и чувства стремились выразить в своих произведениях средневековые архитекторы и скульпторы? Какими средствами они этого достигали? 4. Каков был эффект от использования витражей в готическом храме? 5. Что нового внесло позднее Средневековье в книжную миниатюру и фресковую живопись?

1. Какое впечатление на современного зрителя производят сохранившиеся до наших дней средневековые готические соборы? 2. Объясните смысл фразы: «Готика — дитя города». 3. Выясните, в чём было сходство и в чём различия в архитектуре и во внутреннем убранстве католических и православных храмов Средневековья. Используйте дополнительную литературу и интернет-ресурсы. 4. Как изменилось изображение человека в средневековом искусстве по сравнению с античным? 5. Напишите сочинение от имени человека, который впервые попал в готический собор. Какие чувства вызовет у него храм своим внешним и внутренним убранством?


ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

1. Природа и занятия населения Аравии. Арабы издавна жили на обширном Аравийском полуострове в Юго-Западной Азии. Большую его часть занимают сухие степи и безводные пустыни. Для…

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония

1. Правление династий Тан и Сун в Китае. В начале VII века в стране утвердилась династия Тан, управлявшая страной около 300 лет. Единое государство возглавлял император…

Социальная структура и жизнь в Русском государстве (XV—XVI вв.)

1. Знатные люди Российского государства На вершине общества в едином Русском государстве стоял государь всея Руси и его семейство. К верхам общества относились и удельные…

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

1. Присоединение Новгорода к Московскому княжеству Иван III. Гравюра XV в. К середине XV в. великий московский князь был самым могущественным правителем на Руси. Но…

Как происходило объединение Франции

1. Кто был заинтересован в объединении страны. К концу XII века Франция оставалась раздробленной на 10 обширных областей, каждая со своим правителем — королём, графом, герцогом.…

Возникновение и распад империи Карла Великого

1. Карл Великий. Целых 46 лет (с 768 по 814 год) Франкским королевством правил сын Пипина Короткого Карл, прозванный Великим. Карл был человеком высоким, сильным и…

Торкунова А. В. — Контурные карты по истории России. 6 класс

Прочитав название контурной карты, найдите в учебнике материал по этой теме, посмотрите карту в учебнике или в атласе по истории России для 6 класса. Все…

Крестовые походы

1. В Палестину! В 1095 году на обширной равнине у французского города Клермона перед огромной толпой народа выступил с речью папа римский Урбан II. Он призвал…

Общественный строй и церковная организация на Руси

1. Формирование древнерусской народности В конце X в. было закончено объединение всех восточных славян в общее государство — Русь. Подчиняясь власти киевского князя, каждое племя…

Формирование средневековых городов. Городское ремесло

Какие цивилизации Древнего мира отличались большим количеством городов? Где возникали эти города, чем в них занимались жители? Что такое натуральное хозяйство? В первые столетия Средневековья…

Владимиро-Суздальское княжество

1. Освоение земель Северо-Восточной Руси Какие племена и народы, помимо восточных славян, жили на территории Древнерусского государства? Земли, расположенные в междуречье Оки и Верхней Волги,…

Православие в XV веке: Византийская империя, Флорентийская уния и Русская церковь

1. Православие в начале XV в. К началу XV в. центром православия оставалась Византия. В Константинополе находилась резиденция вселенского (константинопольского) патриарха, считавшегося главой всех православных…

Южные и юго-западные русские княжества

Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности Как географическое положение и природные условия сказывались на особенностях развития различных русских княжеств? 1. Киевское княжество Изначально территория…

Место и роль Руси в Европе

1. Политическая карта Европы в IX—XI вв. Какие государства существовали в Западной Европе в IX—XI вв.? Как называли правителей этих государств? IX—XI века стали временем…

Англия в раннее Средневековье

1. Легенда и быль в истории Англии. В Средние века были широко известны сказания о храбром и могучем короле английском Артуре и его сподвижниках — рыцарях…