1. Замок феодала. С VIII века, сначала для защиты от нападений норманнов и венгров, в Европе строились замки. Постепенно каждый господин старался соорудить себе замок, в зависимости от возможностей — огромный или скромный. Замок — это жилище феодала и его крепость.
Сначала замки строили из дерева, позднее — из камня. Мощные стены с зубчатыми башнями служили надёжной защитой. Замок часто возводили на холме или высокой скале, окружали широким рвом с водой. Иногда его строили на острове посреди реки или озера. Через ров или протоку перекидывали подъёмный мост, на ночь и при нападении врага его поднимали на цепях. Окрестности обозревала стража и, заметив в отдалении врага, трубила сигнал тревоги. Тогда воины спешили занять свои места на стенах и в башнях.
Чтобы проникнуть в замок, приходилось преодолевать много препятствий. Враги должны были засыпать ров, на открытом пространстве преодолеть холм, подойти к стенам, взобраться на них по штурмовым лестницам или разбить тараном дубовые, окованные железом ворота.
Рыцарское войско на привале. Гравюра XIV в.
Чем вооружение и доспехи рыцарей на рисунке отличаются от изображённых на с. 96—97?
Замок в Эдинбурге — древней столице Шотландии
Ворота с подъёмным мостом
Какими способами средневековые строители делали замки неприступными?
На головы врагов бросали камни и брёвна, лили кипяток и горячую смолу, в них метали копья, осыпали их стрелами. Зачастую нападавшим приходилось штурмовать вторую, ещё более высокую стену.
Над всеми постройками возвышалась главная башня, в которой феодал со своими воинами и слугами мог выдержать долгую осаду, если другие укрепления уже захвачены. В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы продуктов.
Единственная железная дверь располагалась высоко над землёй. Если удавалось её разбить, то приходилось вести борьбу за каждый этаж. С помощью приставных лестниц надо было пробиться через люки, которые закрывались тяжёлыми каменными плитами. На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая лестница; по ней хозяин замка вместе с семьёй и воинами мог спуститься в спасительный подземный ход, который выводил к реке или лесу.
Рыцарь XI—XIII вв.
2. Снаряжение рыцаря. Военное дело стало занятием почти исключительно феодалов разного ранга. Рыцарь был вооружён большим мечом и длинным копьём; нередко он пользовался также боевым топором и палицей — тяжёлой дубиной с утолщённым концом. Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног. Тело рыцаря защищала кольчуга — рубаха, сплетённая из железных колец (иногда в 2—3 слоя) и доходившая до колеи. Позднее кольчугу сменили латы — доспехи из стальных пластин. На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности опускал на лицо забрало — металлическую пластинку с прорезями для глаз. Сражались рыцари на сильных, тренированных лошадях, которые также были защищены доспехами. Рыцаря сопровождали оруженосец и несколько вооружённых воинов, конных и пеших.
3. Воспитание рыцаря. Феодалы готовились к военной службе с детства. Они постоянно упражнялись в фехтовании, верховой езде, борьбе, плавании и метании копья, учились приёмам и тактике боя.
В детстве к будущим рыцарям приглашали учителей, которые обучали их пению, танцам, умению одеваться, поведению в обществе, но не всегда чтению, письму, арифметике.
Нередко с семи лет мальчик — сын рыцаря — покидал отцовский замок и служил пажом при дворе знатного феодала. Он выполнял различные поручения сеньора и членов его семьи. В 15 лет юноша становился оруженосцем рыцаря. В замке он присматривал за лошадьми и охотничьими собаками, встречал гостей, в походе вёз доспехи рыцаря, а во время сражения находился позади него, чтобы в любой момент подать запасное оружие. Только после длительной службы или воинских подвигов отличившихся посвящали в рыцари. Во время праздника воин становился на колено перед самым знатным из гостей, и тот наносил удар ладонью или мечом плашмя по спине либо по плечу — единственный в жизни удар, который рыцарь мог получить, не ответив на него. Потом рыцарь надевал шпоры и опоясывался мечом. Церемония завершалась показом ловкости рыцаря: вскочив на коня, он пытался на полном ходу пронзить мишень копьём. Но нередко посвящение в рыцари происходило и на поле боя, за проявленную доблесть и верность.
Принесение вассалом клятвы верности сеньору. Миниатюра XIV в.
4. Развлечения рыцарей. Господа редко сами занимались хозяйственными делами.
Рыцарский турнир. Средневековая миниатюра.
Опишите эпизод, запечатлённый на рисунке, от имени одного из изображённых персонажей (участника боя, дамы, наблюдателей-мужчин).
Для этого в каждом имении они держали управляющих. Основное время господа отдавали войнам и воинским упражнениям, охоте и пирам. Любимые развлечения рыцаря — охота и турниры — были связаны с военным делом.
Во время охоты можно было проявить отвагу и ловкость: борьба с разъярённым диким кабаном или медведем была столь же опасна, как с вражеским воином, а погоня за оленями тренировала в верховой езде по пересечённой местности.
Турниры — военные состязания рыцарей в силе и ловкости — устраивали короли и знатные феодалы. Там собиралось много зрителей, порой из нескольких стран.
5. «Позор и срам мне страшны — не кончина». Знатные рыцари считались людьми благородными, гордились древностью своих родов и знаменитыми предками. Рыцарь имел свой герб — отличительный знак рода и девиз — краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба.
Рыцарский турнир
Знатные господа, судьи и дамы восседали на трибунах, а простой люд теснился за деревянным барьером вокруг арены. Специальные глашатаи — герольды — объявляли имена и девизы рыцарей, вступавших в бой. Участники турнира, одетые в боевые доспехи, разъезжались в противоположные концы арены. По знаку судьи они мчались на конях навстречу друг другу. Тупым турнирным копьём рыцарь старался выбить противника из седла. Иногда состязание кончалось серьёзными увечьями и даже гибелью участников. Победитель получал в награду коня и доспехи побеждённого противника. Изредка разыгрывалось сражение двух рыцарских отрядов, которые выстраивались цепями друг против друга.
Обычно турнир завершали пиром. А торжественные пиры по случаю праздников, побед, коронаций, свадеб и других важных для знати событий включали зачастую не только застолье и танцы, но и турнирные состязания, а нередко и посвящения в рыцари. Вечерами обитатели замка и гости собирались в общей зале, где горел огромный очаг — камин; играли в кости, шашки и шахматы, пили вино и пиво, решали свои семейные дела. На пирах вино лилось рекой, столы ломились под тяжестью закусок. Звериные туши зажаривались в очагах целиком, на огромных вертелах. Дамы и господа танцевали, всех веселили шуты и карлики, приглашённые артисты и, конечно, придворные поэты.
Рыцарь танцует с прекрасными дамами. Средневековая миниатюра
Рыцарю полагалось презирать расчётливость, бережливость, проявлять щедрость. Доходы, получаемые от крестьян, и военную добычу чаще всего тратили на подарки, пиры и угощения друзей, охоту, дорогую одежду, на содержание слуг и воинов. Другим важным качеством рыцаря считалась верность сеньору: служить ему — главная обязанность. Измена налагала клеймо позора на весь род предателя. «Кто своему сеньору изменяет, тот кару должен понести но праву», — сказано в одной из поэм. В сказаниях о рыцарях воспевались смелость, удаль, презрение к смерти, благородство.
В этот выработанный кодекс (законы) ры. царской чести входили и другие особые правила: совершать подвиги, бороться с врагами христианском веры, защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот, быть справедливым и галантным.
Из сочинения Робера не Блуа «Хороший тон для дам»
Знатные средневековые женщины были приятными образованными собеседницами, умели сыграть с кавалером в шахматы. Для них существовали специальные правила поведения.
«Дама, которая не встаёт с места и прячет лицо, когда её приветствует сеньор, считается дурно воспитанной, поскольку могут подумать, что у неё болят зубы. Если дама едет верхом, то пусть надевает вуаль. Если случается засмеяться, то должно изящно прикрыть рот рукой. Если у вас хороший голос, пойте, но не слишком долго, ибо это нередко утомляет. Если дама оказывается в ситуации, когда с ней говорят в малоподобающей манере, то самый лучший выход — промолчать, сохранив при этом своё доброе имя.
Следите за собой за столом, это очень важно. Смейтесь мало, говорите умеренно. Если вы едите вместе с кем либо из одной тарелки, оставляйте лучшие куски ему. Не тяните в рот кусков ни слишком горячих, ни слишком больших. Каждый раз, когда пьёте, вытирайте губы, но остерегайтесь приближать салфетку к глазам или носу либо пачкать пальцы. Пусть ваши руки будут чистыми, ногти — хорошо подстриженными и светлыми. Нет красоты, которая могла бы заставить забыть об опрятности».
1. Какой, судя по этим наставлениям, должна была быть идеальная знатная дама — хозяйка средневекового замка? 2. Как вы считаете, могут ли эти наставления быть полезны и в наши дни?
Но эти правила рыцарской чести применялись обычно в отношениях между господами. Всех, кого считали неблагородными, рыцари презирали, вели себя с ними высокомерно и жестоко. Впрочем, и в отношениях между благородными людьми правила рыцарской чести соблюдались не всегда.
1. Используя текст и иллюстрации, опишите снаряжение рыцаря, замок и его осаду. 2. Объясните, почему военное дело было в Средние века основным занятием феодалов. 3. Как воспитывали и чему учили будущего рыцаря? 4. Какие качества особенно высоко ценились среди феодалов? Каково было понимание рыцарской чести? 5. Насколько образ «идеального рыцаря» соответствовал реальному облику и поведению господ?
1. Рыцарский феод целиком передавался по наследству старшему сыну феодала. Почему его не делили между всеми сыновьями? 2. В чём была сила, а в чём — слабость рыцаря как воина на поле боя? 3. Как характеризуют знатных феодалов их девизы: «Лучше умереть, чем опозориться», «Мой Бог и моё право», «Слава — награда за смелость», «Я не король и не князь, я граф де Куси»? 4. Предположите, почему изображения животных на рыцарских гербах всегда повёрнуты в правую сторону (она так и называлась — геральдическая). 5. Обсудите в классе, какое поведение мы сейчас называем рыцарским. Следуют ли современные молодые люди и мужчины таким нормам кодекса рыцарской чести, как защита слабых, уважение к женщине, галантность? 6. Почему церковь запрещала рыцарские турниры? Аргументируйте свой ответ. 7. Составьте рассказ «Праздничный день феодала», включив в него описание замка, турнира (или охоты), пира в замке.
Подведём итоги
Вы узнали, что:
• к середине XI века в Европе установился феодальный строй;
• крестьяне находились в поземельной или личной зависимости от сеньора и песли в его пользу повинности;
• крестьяне объединялись в общину для совместных дел и взаимопомощи;
• в феодальных поместьях господствовало натуральное хозяйство;
• центром поместья был укреплённый замок феодала;
• рыцари с детства готовились к военной службе, имели тяжёлое вооружение и доспехи;
• рыцарство выработало свой кодекс чести, отличалось особым образом жизни и культурой.
Вопросы и задания к главе IV
1. Какую роль играло рыцарство в средневековом обществе? 2. Что связывало между собой крестьян и их хозяев — феодалов? 3. Что в жизни крестьян определяла община? 4. Чем было вызвано господство натурального хозяйства в Средние века? 5. Закончите фразу. Воин, получивший от кого-либо феод, считался его: а) сеньором; б) рыцарем; в) вассалом; г) феодалом. 6. Что такое натуральное хозяйство (выберите правильный ответ): а) хозяйство. в котором для производства товаров используются только натуральные сырьё и материалы; б) хозяйство, в котором все основные продукты и вещи изготовлялись не для продажи, а для собственного потребления; в) хозяйство, в котором продукты и вещи производятся для продажи на рынке, г) хозяйство, в котором люди присваивают в готовом виде то, что даёт природа?
Творческие работы и проекты
Групповой творческий проект «Средневековая деревня». Нарисуйте план местности и нанесите на пего объекты так, чтобы получился план средневековой деревни. Продумайте, как вы расположите их относительно друг друга и природных объектов: леса, лугов, пригодных для пастбища, реки (например, где вы поставите мельницу, кузницу). Дайте своей деревне название. Отметьте одним цветом те объекты, которые находились в общем пользовании всех крестьян деревни, а другим те, которые принадлежали отдельной крестьянской семье. Определите время года, о котором будете писать. Составьте распорядок одного дня для воображаемой крестьянской семьи. Продумайте, что и в каком порядке будет делать глава семьи, чем займутся дети и хозяйка.
Коллективный информационный проект «Рыцарский замок». Разделитесь в классе на четыре группы. Темы для изучения: «Строительство замка», «Оборона замка», «Нападение на замок», «Жизнь в замке». С помощью дополнительной, справочной литературы и интернет-ресурсов каждая группа должна собрать сведения по своей теме. Систематизируйте информацию, напишите план своего выступления, подготовьте иллюстрации и (по возможности) модели замка, осадных орудий. Проведите в классе урок-презентацию «Рыцарский замок».