Золотая Орда и её наследие

10 июля 2024 - 70 прочитали

1. Образование Золотой Орды

После возвращения из похода в Центральную Европу в 1242— 1243 гг. Батый стал правителем собственного государства, первоначально являвшегося улусом Монгольской империи. Вскоре после смерти Батыя в 1256 г. этот улус получил полную самостоятельность. Позже за государством, созданным Батыем, закрепилось название Золотая Орда. Это государство включило Северное Причерноморье, Крым, Северный Кавказ, Среднее и Нижнее Поволжье, Урал, Западную Сибирь, Хорезм. В начале XIV в. Золотая Орда была одним их крупнейших государств мира.

В состав Золотой Орды входило множество племён и народов. Они вели как оседлый, так и кочевой образ жизни. Подвластное кочевое население поставляло завоевателям лошадей, скот, кобылье молоко; земледельческое население отдавало им большую часть своего урожая. Монгольская знать присвоила себе лучшие земли и пастбища.

Во главе Золотой Орды стоял хан. Этот титул носили только потомки Чингисхана — Чингизиды. Хану принадлежали все земли и население. Его власть опиралась на огромное войско и многочисленных чиновников.

Первой столицей Золотой Орды стал город Сарай (в переводе — дворец), основанный Батыем недалеко от нынешней Астрахани. Сарай возводили мастера, согнанные из покорённых государств, в том числе и из Руси.

Золотое украшение, изготовленное в Золотой Орде
Золотое украшение, изготовленное в Золотой Орде

2. Народы Орды

Золотая Орда была многонациональным государством. Проживавшие здесь народы имели свои обычаи и разный уровень развития и культуры. Основную массу кочевников составляли тюркские племена, в том числе половцы. В оседлых областях жили булгары, мордва, русские, греки, хорезмийцы и др. Монголы составляли незначительное меньшинство. Постепенно они слились с местным тюркским населением. С конца XIV — начала XV в. кочевое население всей Золотой Орды стали называть татарами. Сама же Золотая Орда на европейских картах значилась как Тартар или Тартария.

3. Религии в Орде

Монголы долгое время придерживались своих традиционных верований, поэтому очень терпимо относились ко всем другим религиям. Они считали, что так же как руке Бог дал различные пальцы, так и людям дал различные религии. В 1260 г. в Сарае был сооружён первый православный храм, в котором молились оказавшиеся в Орде русские люди. В 1261 г. митрополит киевский и всея Руси по ходатайству Александра Невского поставил в Сарай православного епископа Митрофана. Сарайские епископы получили от хана разрешение свободно обращать в христианство жителей Золотой Орды. Так, православие принял племянник Батыя царевич Дайр, почитаемый Русской православной церковью как святой преподобный Пётр, царевич ордынский и ростовский чудотворец. Благожелательно относился к христианам и хан Узбек (1313—1341), при котором Орда переживала период своего расцвета.

ИЗ ЯРЛЫКА ХАНА УЗБЕКА

Все чины православной церкви и все монахи подлежат лишь суду православного митрополита, отнюдь не чиновников Орды и не княжескому суду… Кто осмелится издеваться над православной верой или оскорблять церковь, монастырь, часовню, тот подлежит смерти без различия, русский он или монгол…

Мечеть хана Узбека в Старом Крыму
Мечеть хана Узбека в Старом Крыму

Татарский мурза Чета (в крещении Захарий) добровольно принял православие и примерно в 1330 г. основал под Костромой знаменитый Ипатьевский монастырь.

В состав Золотой Орды входили Хорезм, Волжская Булгария, другие земли, издавна заселённые мусульманами. Ордынскую знать привлекала развитая мусульманская культура, а многие традиции ислама соответствовали тому образу жизни, который сложился в Орде. Первым ислам принял правивший вскоре после Батыя его брат хан Берке. В начале XIV в. при хане Узбеке ислам был объявлен государственной религией Золотой Орды. Это значило, что все народы, входившие в её состав, должны были принять мусульманство. Однако это требование не касалось русских, так как русские земли не вошли непосредственно в состав государства Золотая Орда, а находились в зависимости от неё.

Синагога в Крыму. Построена в 1309 г. Рисунок XIX в
Синагога в Крыму. Построена в 1309 г. Рисунок XIX в.

4. Экономика Орды

Народы, населявшие Орду, занимались разнообразной хозяйственной деятельностью. На юге преобладало скотоводство (кроме Хорезма), на севере и западе — земледелие. Занимались также охотой и рыболовством. В городах были развиты различные ремёсла: кузнечное дело и изготовление изделий из металла, включая оружие, гончарное дело, в том числе производство изразцов, ювелирное искусство, кожевенное, ткацкое, портняжное дело, обработка дерева, производство стеклянных, костяных и других изделий.

Важную роль играла торговля. Её развитию способствовала сеть хорошо обустроенных дорог с караван-сараями, расположенными через каждые 30 км. Золотая Орда вела также морскую торговлю через Каспийское и Чёрное моря. Основными товарами были ткани, льняные холсты, оружие, украшения и другие ювелирные изделия, меха, кожа, мёд, лес, зерно, рыба, икра, оливковое масло. В начале XIV в. была налажена чеканка собственных монет.

В период расцвета в Золотой Орде было около ста крупных городов (Ургенч, Старый Крым, Астрахань, Азак (Азов), Тюмень, Мохши, Булгар). В Сарае проживало около 75 тыс. человек. Во многих городах действовали водопровод и канализация, существовали гигантские мастерские по изготовлению посуды и оружия. Дворцы ордынских вельмож были украшены мозаичными панно, имели бассейны и паровое отопление.

Шлем, принадлежавший князю Ярославу Всеволодовичу
Шлем, принадлежавший князю Ярославу Всеволодовичу

Ханский ярлык

5. Ордынское владычество на Руси

В 1243 г. по требованию Батыя в Сарай были вынуждены поехать многие русские князья, в том числе и великий князь владимирский Ярослав Всеволодович. Батый, встретивший, по словам летописца, его «с великой честью», назначил Ярослава старшим из князей. Отныне все князья должны были ездить в Орду, чтобы получать подтверждение своих прав. Каждому выдавался ярлык — ханская грамота на управление княжеством. Князья обязаны были подчиняться хану, а их княжества должны были выплачивать Орде дань.

Самым главным считался ярлык на великое владимирское княжение, так как владимирский князь получал право на старшинство среди других князей. Фактически государственный центр Руси окончательно переместился из сильно разорённого Киева во Владимир. Сюда же в 1299 г. перенёс свою резиденцию и митрополит киевский и всея Руси.

Поездки русских князей в Золотую Орду часто сопровождались различными унижениями, а нередко заканчивались смертью. За первые 100 лет монгольского владычества в Орде было убито более 10 русских князей. Так, князь Михаил Черниговский был казнён в 1246 г. по приказу Батыя за отказ выполнять неприемлемые для христианина обряды. Русская православная церковь причислила Михаила к лику святых.

После получения князем ярлыка в его княжество приезжал ордынский посол. В его присутствии происходило торжественное возведение князя на престол. Это было наглядной демонстрацией подчинения князей ханской власти.

Ордынские ханы (на Руси их, как и византийских императоров, называли царями) хоть и сохранили сложившиеся в русских землях старые порядки управления, но постоянно вмешивались в них. Они могли менять границы княжеств, препятствуя усилению того или иного князя, разжигали соперничество и распри между ними. Нередко ханы посылали свои войска в помощь одному князю, боровшемуся против другого.

Что изменилось в политической жизни Руси после установления ордынского владычества? Что осталось по-прежнему?

6. Повинности населения

В крупные русские города были посланы представители хана — баскаки, которые, опираясь на вооружённые отряды, следили, чтобы князья и все жители сохраняли покорность хану. Главный «великий баскак» обосновался во Владимире.

Князь Михаил Черниговский в Орде. Художник В. С. Смирнов
Князь Михаил Черниговский в Орде. Художник В. С. Смирнов

Баскаки. Художник С. В. Иванов
Баскаки. Художник С. В. Иванов

Самой тяжкой повинностью были ежегодные платежи дани Орде, называвшиеся на Руси выходом. В 1246 г. итальянский посол Плано Карпини, проезжавший через Русь, видел, как один из баскаков, пересчитав жителей, обязал каждого мужчину ежегодно сдавать медвежью шкуру, шкуру бобра, шкурки соболя, хорька, чёрной лисицы. «И всякий, кто не даст этого, — добавлял итальянец, — должен быть отведён к татарам и обращён в их раба».

В 1257—1259 гг. ханские чиновники-численники провели на Руси перепись населения. После этого взимание дани приобрело повсеместный и постоянный характер. Кроме выхода, с населения русских княжеств нередко взимались и внеочередные платежи. Русским людям необходимо было также принимать, кормить и содержать многочисленных ордынских послов с их свитами.

Сбор дани всегда сопровождался грабежами и насилием, уводом людей в рабство. От дани освобождалось только духовенство, которое завоеватели стремились использовать для укрепления своей власти.

Ещё одной тяжёлой повинностью, наложенной победителями на русские княжества, стала обязанность поставлять воинов в монгольское войско и принимать участие в военных походах ханов. Во второй половине XIII в. русские полки воевали в составе ханских войск против Венгрии, Польши, народов Северного Кавказа, Византии.

Если же русское население выказывало неповиновение завоевателям, не выплачивало сполна дань, то ханы отправляли на Русь свои отряды. Те несли смерть, разорение и потерю свободы не только непокорным, но и всем жителям земель, лежавших на их пути. Однако полностью сломить волю народа к сопротивлению монголам не удалось.

7. Борьба русского народа против ордынского владычества

В 1245 г. в Орду был вынужден явиться галицко-волынский князь Даниил Романович. И хотя его княжество в меньшей степени пострадало от нашествия Батыя, он заплатил огромную дань и отказался от притязаний на Киев. Но, вернувшись из Орды, Даниил стал восстанавливать свои военные силы. Батый послал против него большое войско. Галицко-Волынская земля была разорена. В 1259 г.

Даниил был вынужден вновь подчиниться Орде. После смерти Даниила Орда предприняла ряд нашествий на Юго-Западную Русь, которые серьёзно подорвали её хозяйство, ослабили княжескую власть.

В 1257 г. хан послал в Новгород своих чиновников для переписи населения. В городе начались волнения, продолжавшиеся около года. Тогда в Великий Новгород вместе с ханскими переписчиками прибыл Александр Невский, который в 1252 г. получил ярлык на великое владимирское княжение. Победитель немцев и шведов подавил выступление новгородцев. Конечно, Александр не был другом Орды. Но при наличии врагов и на Западе, и на Востоке он считал необходимым отражать агрессию с Запада и поддерживать мирные отношения с ханами, предотвращая по возможности их нашествия на Русь.

В 1262 г. во многих городах — Ростове, Суздале, Ярославле, Владимире — начались новые волнения. Они были вызваны злоупотреблениями при сборе дани. Многие баскаки и сборщики выхода были убиты. И хотя ордынцы сумели подавить движение и жестоко наказать восставших, им пришлось пойти на некоторые уступки. Право сбора дани было постепенно передано русским князьям.

8. Последствия ордынского владычества

Ордынское владычество имело тяжёлые последствия для Руси. Были разрушены и разорены сотни городов, забыты многие ремёсла. Так, на долгие десятилетия на Руси прекратили строить каменные здания. Из русских земель в Орду уходила огромная дань. А главное — резко сократилась численность населения. Прервались почти полностью связи южных и юго-западных княжеств с северо-восточными. В своём хозяйственном развитии северо-восточные княжества оказались отброшенными назад на 50—100 лет. Началось экономическое отставание нашей страны от западноевропейских государств.

Многие русские люди оказались в ордынской неволе. Особенно ценились женщины и ремесленники. Многих русских рабов монголы продавали на восточных рынках.

В результате ордынского владычества изменился и характер княжеской власти на Руси. Русские князья часто бывали в Орде и видели, что хан там обладает огромной властью, никто не имеет права перечить ему. Вернувшись домой, они старались усилить собственную власть, тем более что сделать это теперь было значительно проще. Жители княжеств сами были заинтересованы в том, чтобы у них был сильный правитель, который мог бы защитить их от ордынских набегов. Вечевые традиции постепенно сходили на нет.

В то же время длительное общение Руси и Золотой Орды привело к их взаимному влиянию. Русские князья брали себе в жёны ханских сестёр и дочерей; русских женщин насильно отдавали замуж за ордынцев. Когда Золотая Орда стала ослабевать и в ней начались усобицы, то изгнанные знатные люди переходили на службу к русским князьям. Таких пришельцев с почётом принимали, наделяли землёй. Многие из русских родов имели ордынское (татарское) происхождение: Ахматовы, Бибиковы, Булгаковы, Годуновы, Державины, Карамзины, Тургеневы и др. В русский язык прочно вошло немалое количество татарских слов: армяк, базар, барабан, деньги, сарафан, сарай, тюфяк, халат и др. Ордынцы провели первые на Руси переписи населения, организовали почтовую связь.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Во второй половине XIII — начале XIV в. Золотая Орда была сильнейшим государством Восточной Европы и северо-западной части Азии. Ордынское владычество оказало большое влияние на историю Руси. Оно способствовало началу экономического отставания русских земель от стран Западной Европы, привело к изменению характера княжеской власти. При этом развивались экономические и культурные связи Руси и населения Золотой Орды, других стран Востока.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Как возникло государство Золотая Орда? Как была устроена система управления в Орде?
2. В чём проявилась политическая зависимость Руси от Золотой Орды?
3. В чём проявилась экономическая зависимость Руси от Орды?
4. Как сказалась на экономике Руси зависимость от Золотой Орды?
5. Какие политические изменения произошли в русских землях после монгольского завоевания?
6. Каковы последствия ордынского владычества для Руси?
7. Расскажите о борьбе русского народа против ордынского владычества.

Работаем с картой
1. Покажите на карте границы, основные части и крупнейшие города Золотой Орды, страны, с которыми она торговала.
2. Покажите на карте города и территории, где происходили восстания против ордынского владычества.
3. Выясните, на каком расстоянии от Москвы находились ордынские города, упомянутые в параграфе.

Изучаем документы
ИЗ ЛЕТОПИСИ

В лето 1257. Той же зимой приехали численники, сочли все земли: Суздальскую, и Рязанскую, и Муромскую, и поставили десятников, и сотников, и тысячников, и темников, и ушли в Орду; не считали лишь игуменов, чернецов, попов и клирошан.

ИЗ НАРОДНОЙ ПЕСНИ О БАСКАКЕ ЩЕЛКАНЕ

Брал он млад Щелкан
Дани выходы, царские невыплаты.
С князей по сто рублей,
С бояр по пятидесяти.
У которого денег нет,
У того дитя возьмёт;
У кого дитяти нет,
У того жену возьмёт;
У кого жены нет,
Того самого головой возьмёт.

1. О каком событии говорится в первом документе?
2. Поясните, зачем ордынцы «поставили десятников, и сотников, и тысячников, и темников».
3. Опираясь на текст документов, определите, насколько тяжела была ордынская дань. Кто и почему от неё освобождался?

Думаем, сравниваем, размышляем
1. Какую политику проводил Александр Невский по отношению к Золотой Орде? Отвечала ли такая политика государственным интересам Руси? Обоснуйте своё мнение.
2. Опираясь на материалы курсов истории Древнего мира и Средних веков, вспомните, испытывали ли какие-либо народы длительную зависимость от завоевателей.
3. Используя текст учебника, Интернет и дополнительную литературу, подготовьте сообщение на тему «Последствия ордынского ига для развития Руси».

Запоминаем новые слова
Агрессия — вооружённое нападение одного или нескольких государств на другое государство для захвата его территории и порабощения народа.
Владычество — господство.
Царь — титул монарха в некоторых странах.
Ярлык — грамота монгольских ханов подвластной светской и духовной знати.

Читайте также другие темы
Завоевательные походы на Русь: Ответ Александра Невского

Введение христианства в Киевской Руси

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

Культурное пространство Европы и культура Руси

Общественный строй и церковная организация на Руси