Особенности социального строя. Всё население Османской империи (Турции) делилось на две группы — аскера (они были обязаны служить султану и освобождались от уплаты налогов) и райя, плативших налоги и нёсших повинности. Представителями первой группы были военные, чиновники, мусульманское духовенство, ко второй группе относились крестьяне, горожане, ремесленники. Все подданные султана считались его рабами, поэтому выходцы из низов могли порой достичь самых высоких государственных постов.
Все завоёванные османами земли считались собственностью султана. Он мог пожаловать земли в качестве держаний за военную или государственную службу.
Формальным отличительным признаком аскери было наличие султанского диплома или указа, на основании которого человек занимал высокое положение в обществе. Фактически же их положение определялось тем, что они не участвовали в материальном производстве, были освобождены от уплаты налогов и жили за счёт доходов, получаемых от непосредственных производителей и налогоплательщиков.
На более низкой ступени социальной лестницы стояли купцы и все горожане. Среди торговцев преобладали армяне, греки, арабы, сербы, болгары. Православные, армяне, иудеи объединялись в религиозные общины, пользовавшиеся определённой самостоятельностью. С немусульманского населения взималась дополнительная подать (джизья).
Большинство населения городов составляли ремесленники и мелкие торговцы. В городах развивалось текстильное производство, кожевенное дело, обработка металлов, производство различного оружия и военной амуниции.
Подавляющее большинство подданных Османской империи жило в деревнях и было связано с сельским хозяйством. Крестьяне платили налог в натуральной и денежной форме. Кроме того, они были обязаны выполнять различные повинности: участвовать в постройке дорог, мостов, крепостей, мечетей, дворцов, поставке вьючных животных и продуктов для проходящих султанских войск и почтовых курьеров и др.
Широко применялся в сельском хозяйстве и труд рабов. Они возделывали поля, сады, виноградники. Рабов даже запрягали в соху, как волов. Особенно тяжело жилось рабам-пастухам. Им приходилось кочевать с одного пастбища на другое со своими стадами, жить всегда под открытым небом.
Особую категорию составляли капыкулу — «государевы рабы» из которых отбирали кандидатов для службы при дворе, в войске или султанских мастерских. Капыкулу часто становились особо приближёнными султана и поднимались до самых высоких постов в государстве.
Внутри двух основных групп османского общества возникло строго регулируемое разделение на ряд категорий, различающихся по основным занятиям, образу жизни, религиозной принадлежности и даже форме и цвету одежды. Один турецкий государственный деятель XVI в. писал: «Тем, кто занимает какой-либо пост, неуместно быть торговцем риса или мелким лавочником. Это дело неимущих».
Государственное устройство. Османская империя представляла собой деспотию во главе с султаном (падишахом), который считался «тенью Бога на земле». Он обладал неограниченной светской и духовной властью. Вторым лицом в государстве являлся великий везир, выполнявший функции главы правительства. Управление отдельными отраслями осуществляли везиры. Великий везир, руководители ведомств и приближённые к султану лица составляли турецкое правительство, носившее по имени дворца, в котором оно размещалось, официальное название «Баб-и-Али» («Высокие врата»). С лёгкой руки французов за Османской империей в Европе и закрепилось это название — «Врата» (на французский манер — «Порта»). Иногда страну также называли «Блистательная порта» или «Высокая порта».
Важную роль в государстве играло высшее мусульманское духовенство. В его ведении находились все судебные органы, а также просвещение, которое отличалось исключительно богословским характером. Представители высшего мусульманского духовенства могли непосредственно влиять на политику властей: ведь только они давали заключение на соответствие того или иного правительственного акта Корану — священной книге мусульман. Такое заключение являлось обязательным для всех, включая и самого султана.
Османская империя делилась на области и вассальные земли (в Африке и Аравии). Ими управляли наместники — эмиры и паши, объединявшие в своих руках военную и гражданскую власть. Живя и управляя по принципу «сам себе падишах», они имели свой двор, войско, устанавливали особые местные налоги, взимали таможенные сборы и даже чеканили монету.
Поскольку Турция вела постоянные захватнические войны и вооружённую борьбу с народными движениями внутри страны, армия имела большое значение в государственной жизни. «Могущество и сила — в государстве и в войске» — таким был девиз турецких правителей. Вооружённые силы Османского государства состояли из конницы (их называли сипахи), пехоты (янычары) и флота, к которым присоединялось провинциальное ополчение.
Территориальный рост. В первой четверти XVI в. османские правители добились значительного расширения границ своей империи, завоевав новые территории на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
При султане Селиме I Грозном (1512—1520) соперничество между Турцией и Ираном переросло в войну между государствами.
В 1514 г. турецкие и иранские войска сошлись в жестоком бою в Чалдыранской долине. Турецкий султан имел перевес в огнестрельном оружии, особенно в артиллерии, и это решило битву в его пользу. Персидский шах был разбит. Так Османская империя присоединила некоторые районы Армении и северную часть Ирака.
После завершения иранской войны последовали походы Селима I в арабские земли. В результате в 1517 г. к туркам отошли Сирия, Палестина, Ливан, часть Северной Месопотамии, Египет и Хиджаз со священными для мусульман городами — Меккой и Мединой. По древней традиции, властитель этих двух городов считался главным светским правителем исламского мира. Селим I стал отныне именовать себя «слугой Обоих Святых Городов».
После этого в турецких землях родилась легенда о том, что с завоеванием Египта к турецкому султану перешёл титул халифа и он стал таким образом «заместителем», «наместником» пророка Мухаммеда на земле, духовным главой всех мусульман.
Сулейман I, его политические и военные успехи. Сыну Селима I Сулейману I Великолепному (1520—1566) было предначертано стать великим правителем. Ведь для мусульман число десять благословенно, а Сулейман как раз являлся десятым султаном из династии Османов. И действительно, именно при нём империя достигла своего наивысшего расцвета. Сам же Сулейман I прославился не только военными достижениями, роскошью своего двора, за что получил в Европе прозвище Великолепный, но и государственной мудростью. В турецкую историю он вошёл как Сулейман Законодатель, создав общий свод законов — «Книгу законов». При нём была окончательно оформлена та система управления, которая позволила османам вести успешные войны и держать в повиновении огромные территории от Ирана и почти до Атлантики, от Йемена и до Центральной Европы.
Для Сулеймана I являлось священным долгом доказать своё превосходство над христианами, показать, насколько велика его военная мощь, следуя тем самым традициям своих предков. Его целью стало повторение на Западе того головокружительного успеха, который имел на Востоке его отец Селим I. Поэтому острие османской атаки Сулейман I направил на Центральную Европу.
В 1521 г. турки взяли неприступную крепость Белград, входившую тогда в Венгерское королевство. В августе 1526 г. в битве при Мохаче, как вы уже знаете, османские войска наголову разбили и почти полностью уничтожили армию венгерского короля. Сам король утонул в болоте во время бегства. Венгрия была опустошена, турки вывели из неё десятки тысяч жителей в рабство. В результате Южная и Центральная Венгрия были включены в состав Османской империи. Сулейман I вплотную приблизился к своей главной мечте — подчинить себе наследственные владения Габсбургов. В 1529 г. турецкие войска осадили Вену (в этом городе располагалась резиденция правителей Священной Римской империи), но взять её им не удалось. Город остался тем форпостом христианского мира, который так и не смогли преодолеть османские завоеватели.
Сулейман I. Миниатюра
Венгерские земли оказались разделены между Священной Римской империей и Турцией. В вассальную зависимость от султана попала Трансильвания, а внутренняя автономия ранее завоёванных Молдавии и Валахии была значительно урезана.
Сулеймана I считают создателем турецкой морской мощи. Именно флот дал ему возможность захватить остров Родос и отвоевать у венецианцев большую часть островов Эгейского моря. Сулейман I не менее успешно, чем его отец, вёл завоевательную политику. Он лично участвовал в 13 военных походах. Султан овладел Ираком, западными областями Грузии и Армении, Аденом и Йеменом. В Африке под его власть перешли Алжир, Триполи, Тунис.
В результате почти непрерывных агрессивных войн сложилась огромная империя, владения которой простирались в трёх частях света — Европе, Азии и Африке. Общая её площадь в то время превышала территорию всей Европы.
Янычары. Свои победы в Европе и Азии турки одерживали благодаря особому, новому, типу формирования войска. По существу, ими была создана первая регулярная армия в Европе. Турки отнимали у христианских подданных султана мальчиков 5—12 лет, обращали их в ислам и отправляли на воспитание в мусульманские семьи. Затем их обучали в специальной школе при султанском дворе. По достижении 18—20 лет они становились янычарами. Их обязанностями были обеспечение порядка в столице, охрана султанского дворца и иностранных посольств, участие в походах, битвах, служба в крепостях. Европейцы были потрясены рассказами о ярости и непобедимости этих «львов ислама» — новых янычарских войск, появившихся в Османской империи.
Янычары
Дисциплина у янычар отличалась суровостью: непременное проживание в казарме, ежевечерняя перекличка, запрет жениться («женатый султану не слуга»), а также заниматься любым другим делом, кроме войны. Каждый янычар знал, что после Аллаха у него один хозяин — султан, а родина у него и всех его товарищей тоже одна — родная рота, символом которой являлся котёл.
Янычар распознавали по усам и бритой бороде, что было нехарактерно для традиционного облика мусульманского населения. От остальных военнослужащих они отличались белым войлочным колпаком с висящим сзади куском материала, напоминавшего по форме рукав султанского халата. Янычары широко применяли огнестрельное оружие (хотя луки со стрелами у них также сохранялись) и ятаганы (нечто среднее между саблей и кинжалом). Они именовали себя «рукой и крылом Османской династии», поскольку были необходимы султану для подавления народных волнений и сохранения власти.
С годами эта опора господства султана постепенно расшатывалась, что обусловливалось общим упадком Османской империи, начавшимся в середине XVI в. Янычары стали обзаводиться семьями, заниматься торговлей и ремеслом.
Культура. Расцвет турецкой культуры относится к времени правления Сулеймана I. При его дворе в Стамбуле находилось несколько сотен художников и почти 200 поэтов, пользовавшихся покровительством султана. Ведь сам Сулейман I был образованным человеком, любившим музыку, поэзию, философские дискуссии.
Из научных знаний особенно успешно развивались математика, астрономия и всё, что было связано с морским делом.
Во множестве создавались сборники небольших рассказов, шуток, анекдотов. Литературные фрагменты, легенды и предания широко включались даже в исторические хроники. Популярны были эпические сказания о героях-воинах и притчи. Ходжа Насреддин был популярным персонажем притч, распространённых по всему мусульманскому Востоку. Турецкие художники достигли совершенства в декоративном искусстве. Исламская традиция запрещала изображать людей и животных, что побуждало мастеров совершенствоваться в искусстве орнамента. Художники-декораторы расписывали стены и потолки дворцов султанов и крупных сановников. Значительным талантом обладали художники — иллюстраторы рукописей, особенно тех, которые предназначались для преподношения султану.
В период правления Сулеймана I жил знаменитый Синан — основоположник особого стиля османского храмового зодчества. По происхождению грек, он в числе других греческих мальчиков был схвачен для пополнения янычарского корпуса. Ещё юношей Синан обучался архитектуре. Став янычаром, проявил большую храбрость в сражениях. Впоследствии у него обнаружился талант строителя, а архитектура оказалась его призванием. В течение своей долгой жизни (прожил около 100 лет) Синан построил 81 мечеть, 86 библиотек, 33 дворца, сотни часовен и множество других светских и духовных сооружений. Наибольшую славу ему принесли три великолепные мечети, являющиеся шедеврами мирового зодчества, — Селимие, Шах-заде и Сулеймание.
Начало упадка Османской империи. Во второй половине XVI в. Турция продолжала осуществлять захватническую политику в широких масштабах. Однако новые войны не приносили империи прежних успехов. В 1571 г. грандиозное по тем временам морское сражение состоялось при г. Лепанто. Столкновение турецкого флота, с объединёнными силами ряда европейских государств завершилось полнейшим разгромом османов, потерявших 224 корабля. Знаменитый испанский писатель Мигель Сервантес, являвшийся участником этой битвы, писал, что в тот день «разрушено было ложное убеждение всего мира и всех народов в непобедимости турок на море».
Однако османам удалось оправиться от этой неудачи, и в дальнейшем они не раз добивались новых побед над своими противниками. Но процесс начавшегося упадка империи набирал обороты.
В 1683 г. войска султана потерпели доселе повиданное поражение под степами Вены от подошедших па помощь войскам Священной Римской империи полков короля Речи Посполитой. Турки потеряли под Веной около 20 тыс. убитыми, 300 пушек, все свои знамёна. Созданная в 1684 г. антитурецкая Священная лига, в которую вошли Священная Римская империя, Венеция, Речь Посполитая, а позже и Россия, начала отвоёвывание христианских земель. В последовавшей войне преимущество оказалось на стороне Священной лиги. По Карловицкому миру 1699 г. Османская империя потеряла Венгрию, часть Греции и Азов, отошедший к России. Дальнейший упадок Османской империи был неизбежен.
1. Каковы особенности социального строя Османской империи в XV—XVII вв.? Охарактеризуйте основные группы турецкого общества. 2. Опишите управление Османской империей в раннее Новое время. Каким было её государственное устройство? 3. Опираясь на карту, назовите территории, вошедшие в состав Османской империи в правление Селима I. 4. В чём заключалась цель внешней политики Сулеймана I Великолепного? Как она реализовывалась? 5. Кто такие янычары? Какова была их роль в Османской империи? 6. Охарактеризуйте развитие турецкой культуры XVI в.
- 1. Великий везир при Сулеймане I, Люфт-паша, писал: «Выходцы из райя, не являющиеся по деду и отцу сыновьями сипахи, не могут претендовать на то, чтобы стать сипахи. Если бы открылась такая возможность, то каждый ушёл бы из райятов и захотел бы стать сипахи». Проанализируйте это высказывание. Какие выводы можно сделать из нею? Можно ли говорить о том, что эти слова свидетельствуют о стремлении государства сохранять жёсткие рамки между социальными группами?
- 2. Современники поражались жестокостью и цинизмом османских властей, когда те создавали янычарский корпус. Предположите, чем это удивление было вызвано.
- 3. Охарактеризуйте события, которые ознаменовали собой начало упадка Османской империи.
- 4. Какие причины обусловили процесс начавшеюся упадка Османской империи?
- 5. В 1535 г. был заключён франко-турецкий «Договор о мире, дружбе и торговле», создавший особый льготный режим для французской торговли в Турции. Он устанавливал неподсудность французских купцов турецкому суду и низкие таможенные пошлины. Чем объяснялось такое решение султанского правительства? К каким последствиям могло привести подписание подобных договоров?
- 6. Официальные документы XVII в. свидетельствуют о том, что наместники султана в провинциях стали выставлять не больше 10 тыс. ополченцев, да и то в основном из пленных и рабов, тогда как раньше ополчение достигало 120—150 тыс. воинов. В чём, по вашему мнению, состояла причина таких изменений?