Рост предпринимательской деятельности, развитие капиталистического хозяйственного уклада меняли состав и занятия европейского населения.
Предприниматели-капиталисты Нового времени. С развитием предпринимательской деятельности увеличились численность и богатство капиталистических предпринимателей. Они имели своё дело в торговле, промышленности или банковской сфере. Позже, в XIX в., их назовут буржуазией. Само слово «буржуа» появилось во Франции ещё в XII в., так называли почтенных граждан города, которые владели собственностью и вели достойную жизнь.
Верхушку предпринимателей к середине XVII в. составляли купцы, занимавшиеся международной торговлей, крупные банкиры и откупщики. Откупщики брали на откуп сбор какой-либо пошлины или налога, они выплачивали вперёд в казну определённую сумму денег, а затем сами собирали налоги и распоряжались собранными денежными средствами.
Крестьянская Европа. Как и в период Средневековья, в начале Нового времени число городских жителей росло медленно и основная масса населения Западной Европы (9/10) по-прежнему жила в деревне и занималась сельским хозяйством.
Портрет купца из семейства Ведиг. Художник Г. Гольбейн Младший. 1532 г.
С веками менялось и положение крестьян. Если в Средневековье крестьяне в основном были лично зависимы, то к началу Нового времени, с разрушением сеньориальных отношений, в своём подавляющем большинстве они стали лично свободны. Правда, под влиянием «революции цен», уменьшившей доходы дворян, в германских землях пытались лишить крестьян личной свободы и заставить их работать на барщине, но в целом для Западной Европы время крепостничества прошло.
С развитием товарно-денежного хозяйства многие сеньоры позволяли крестьянам выкупать у них свою личную свободу, однако по обычаю считалось, что земля оставалась в собственности бывшего господина и крестьянин ею пользовался, но не мог распоряжаться (продать, купить без его согласия). Крестьянин получал землю во временное держание, в аренду. За пользование землёй полагалось нести в пользу господина различные повинности, денежные и натуральные. Чтобы получить необходимые деньги, крестьянину всё чаще приходилось обращаться к рынку — продавать свои продукты, а ещё ему нужны были деньги для уплаты налогов государству и церкви.
Три беседующих крестьянина. Художник А. Дюрер
Дух предпринимательства подчинял себе и зажиточных крестьян. Они опутывали долгами и разоряли своих менее удачливых соседей, скупали их наделы в общинных полях, использовали наёмных работников — батраков. В их хозяйствах применялись усовершенствованные орудия труда — двухколёсные плуги, сеялки, молотилки. Таких крестьян, использовавших наёмный труд и технику, называют фермерами. В деревне происходило имущественное расслоение: одни крестьяне богатели, другие разорялись.
В целом же в Европе ещё в XVIII в. большинство крестьян обрабатывали землю примитивными орудиями труда, так как железо было дорогим. Пахали сохой, поле боронили и засевали, жали серпами. В деревне господствовали традиции, суеверия. Пахать не начинали, пока поле троекратно не обходили вокруг с хлебом и зажжённой свечой. Семена просеивали на волчьей шкуре, проделав в ней обязательно — не больше и не меньше — тринадцать дыр.
Возможно, из-за испытаний, посланных судьбой, у крестьян выработались такие свойства характера, как умение приспосабливаться к обстоятельствам, медлительность в принятии решений, боязнь любых нововведений, упорство в поисках средств к существованию.
Новое дворянство. Дух предпринимательства затронул и некоторую часть дворянства. Этот процесс можно рассмотреть па примере Англии, где с конца XV в. начались огораживания и все больше землевладельцев, в основном представителей мелкого и среднего дворянства, вели хозяйство по-новому. Огораживание означало сгон крестьян с земли и захват общинных земель, превращение пахотных земель в пастбища; дворяне сгоняли арендаторов с их наделов, а для работы нанимали батраков. В условиях оскудения части дворянства (вследствие «революции цен») продажа шерсти давала возможность разбогатеть. Иностранные путешественники отмечали, что пастбища в начале XVII в. занимали уже треть английской территории, что стада овец, насчитывавшие тысячи, а то и десятки тысяч голов, бесконечной чередой тянулись по обеим сторонам дороги, простиравшейся от Лондона на север.
Кроме шерсти, предприимчивые дворяне также поставляли на рынок мясо, молочные продукты, хлеб и другие продукты питания. Таких дворян стали называть джентри (новые дворяне). Применяя наёмный труд, они превращались в сельских предпринимателей-капиталистов.
Это изменило и их стиль жизни. Они поддерживали тесные отношения с городскими предпринимателями, вместе с купцами занимались торговлей, вступали с ними в родственные отношения. Стремление к обогащению было столь велико, что попытки королевской власти остановить процесс огораживания ни к чему не привели.
Однако оставалось и старое дворянство (чаще всего это были крупные землевладельцы-аристократы), не желавшее перемен и старавшееся сохранить свои привилегии.
Неоднородно было дворянство и во Франции. Существовало старинное родовое дворянство, живущее за счёт доходов от поместий, от службы при дворе и в армии («дворянство шпаги»). Короли не жалели для них подарков и пенсий. И всё же были обедневшие семьи из числа тех, кто не служил при дворе, а земли своего домена давно распродал. Их называли «воздушными» дворянами, ведь больше им ничего не принадлежало. Были и дворяне неродовитые, купившие себе дворянские титулы («дворянство мантии»).
Несколько позже, чем в Англии, деловая активность охватила некоторые слои французского дворянства.
«Люди с дорожной обочины». Росло богатство, но рядом с ним росла и бедность. Тяжёлым было положение наёмных работников: чаще всего они попадали в разряд бедноты. Их зарплата была невелика, а причин для того, чтобы впасть в нищету, много: болезни, потеря работы, уменьшение заработной платы, смерть одного из супругов…
Мы можем рассмотреть положение наёмных работников на примере рабочих парижских мануфактур, где трудились мужчины, женщины и дети. Женщинам платили в два раза меньше, чем мужчинам, детям — ещё меньше. Заработная плата уменьшалась и в связи с тем, что в Париже было 37 праздников, помимо воскресений и понедельников, когда тоже не работали. Рабочий день продолжался от восхода до заката солнца, широко применялись всевозможные штрафы и вычеты из зарплаты. Рабочие зачастую должны были жить на самих мануфактурах, за ворота которых они могли выходить только в праздничный день и только для посещения богослужения в ближайшей церкви.
Вместе с тем в раннее Новое время ещё существовала некоторая благотворительность. Своим беднякам город старался помочь, о них пытались заботиться, разрешали просить милостыню у церквей и на рынках. Бедняка жалели, но не презирали, потому что разорение, выгонявшее человека на улицу, угрожало всем.
Нищие. Художник П. Брейгель Старший. XVI в.
Но если бедняк был чужаком, для него существовал один путь — бродяжничество и нищенство. Жизнь таких людей была адом, зрелище они представляли страшное — толпы грязных оборванцев, покрытых язвами. В городах боялись бродяг, изгоняли их за ворота, но они входили в другие, и совсем избавиться от них было невозможно. Их косили болезни, смерть шла за ними по пятам, однако меньше бродяг и нищих всё равно не становилось.
Власти принимали законы о нищенстве, запрещали собирать милостыню на городских улицах. За нарушение грозила суровая кара. В Германии, в городе Кёльне, бродягу, трижды пойманного за попрошайничество, могли приговорить к повешению. В XVI в. в Англии издали такие жестокие законы против бродяг, что народ назвал их кровавыми: каждый желающий имел право насильно превратить бродягу в своего работника, сбежавшего, но пойманного бродягу клеймили.
Был ли выход из такого положения? Каждый искал свой. Некоторые объединялись в банды, занимавшиеся грабежом, пиратством. Другие шли наёмниками на военную службу или нанимались в слуги. Но в слуги шли без охоты, ведь слуга себе не хозяин, днём и ночью он при господине. К тому же слуги были полностью бесправны. Слуга не выбирал себе хозяина — выбирали его. Если же он сам оставлял работу или его увольняли, то попадал в разряд бродяг.
Зарождающееся капиталистическое хозяйство изменило состав европейского общества, положение и занятия различных слоёв населения. Увеличивается общее количество и богатство предпринимателей-капиталистов, втягивается в предпринимательскую деятельность дворянство, работники освобождаются от личной зависимости.
1. Выпишите из текста параграфа в тетрадь термины: а) обозначающие новые занятия; б) обозначающие новые слои населения. 2. Как развитие предпринимательской деятельности повлияло на состав общества в городе и деревне? 3. Сравните положение европейских крестьян в начале Нового времени с положением крестьян в эпоху Средневековья. 4. За счёт каких социальных групп шло формирование буржуазии и наёмных рабочих? 5. Как изменилась картина мира в ранее Новое время?
- 1. Обсудите в классе, существовала ли связь между Великими географическими открытиями и возникновением капитализма.
- 2. Какие слои населения не смогли улучшить своё материальное положение в раннее Новое время? Подумайте почему.
- 3. Поработайте в парах. Дайте оценку процессу огораживаний. Один из вас должен подобрать доказательства (факты, доводы) в пользу проведения огораживаний, а другой — против этого процесса. Сделайте вывод.
Комиссия по расследованию дел об огораживании. 1517 г. (Из королевской грамоты)
В прошлые времена некоторые из наших подданных, не думая ни о Боге, ни о благе нашего королевства, ни о его защите, окружили изгородями и канавами некоторые деревни, хутора и другие места в Английском королевстве, где жили и из года в год прилежно занимались земледелием многие из наших подданных, вы — гнали и выбросили их из домов, деревень и хуторов, а также принадлежащие к ним поля и земли обратили в пастбище для разведения овечьих стад и другого скота для своей личной выгоды… Вследствие этого деревни, хутора и другие места не только приведены в запустение, но и дома… в них так разорены, что теперь не остаётся от них и следа, и наши подданные, которые там жили и занимались земледелием, доведены до праздности, мачехи добродетелей… и земледелие и скотоводство… прекратились и совсем исчезли в этих местах, и освящённые там церкви и капеллы разорены…
Какие последствия для английских крестьян имели огораживания? Как оценивают авторы документа процесс огораживаний? Чем можно объяснить такую оценку королевских чиновников?