Индия, Китай и Япония. Начало европейской колонизации

27 августа 2024 - 21 прочитали

Вы уже знаете, что в результате Великих географических открытий на Восток стали проникать европейские купцы и торговые компании. Так началась эпоха колониальных завоеваний, длившаяся в течение нескольких веков.

Государства Востока либо постепенно утрачивали независимость, либо сохраняли свободу, закрывая свои страны для европейцев, что приводило к их изоляции от мира. К XVIII в. страны Востока всё ещё продолжали жить в рамках традиционного общества, и это приводило их к техническому отставанию от Европы.

В XVI—XVII вв. Восток ещё не вступил в эпоху Нового времени.

Империя Великих Моголов в Индии. Политическая раздробленность и усобицы в начале XVI в. в Индии облегчили её завоевание. В Кабуле (территория современного Афганистана) правил Бабур, который захватил огромные территории от Кабула на западе до границ Бенгалии на востоке, приблизился к границам Индии.

В 1526 г. Бабур вторгся с 20-тысячным войском в Индию, одержал победу в нескольких сражениях и положил начало Могольской1 империи. Победами над индийскими феодалами Бабур был обязан своей опытной, закалённой в боях армии, отличной артиллерии и новым приёмам ведения боя (например, он прикрывал свою пехоту и артиллерию заграждением из повозок, соединённых цепями).

Став императором (в империи Великих Моголов император назывался «падишах»), Бабур положил конец распрям, оказывал покровительство торговле, но в 1530 г. он умер, едва заложив основы своей империи.

При преемниках Бабура империя Моголов непрерывно расширяла свои владения. К концу XVII в. она включала почти всю Индию, кроме самой южной оконечности полуострова, и восточный Афганистан.

Религией пришедших в Индию завоевателей был ислам, но основная масса населения исповедовала индуизм. Ислам стал государственной религией империи Великих Моголов, религией большинства знати.

Мусульманским правителям удавалось в течение многих веков править Индией, оставаясь представителями численного меньшинства населения, потому что проводимая ими политика не отличалась от политики индусских князей. Они также охраняли закон и порядок, взимали налоги, позволяли «неверным» в обмен на соблюдение ими законов жить по своим обычаям.

«Мир для всех». Наивысшего расцвета империя Великих Моголов достигла в правление Акбара (1556—1605). Он вошёл в историю как строитель Могольской империи, талантливый реформатор, стремившийся создать сильное централизованное государство. Действуя где силой, а где хитростью, Акбар во много раз увеличил территорию своего государства.

1 Искажённое на индийский лад слово «могол» (т. е. монгол) стало в Индии названием части мусульманской военно-феодальной знати, а за пределами Индии — названием утвердившейся на делийском троне династии потомков Бабура. Сами эти государи себя моголами не называли.

Акбар понимал, что империя будет сильной только в том случае, если центральную власть станут поддерживать различные слои населения.

Какие же реформы провёл император с целью усиления государства? Акбар провёл реформу управления. Он считал, что праздность монарху не к лицу, и, опираясь на министров и чиновников, сам вникал во все дела.

Правитель привлёк на свою сторону всех крупных землевладельцев (мусульман и индусов) и торговцев, поощрял развитие ремёсел и торговли.

Акбар в присутствии иезуитов. Миниатюра 1605 г.
Акбар в присутствии иезуитов. Миниатюра 1605 г.

В первые же годы своего правления он провёл налоговую реформу, установив для крестьян величину налога, равную одной трети урожая, и отменив должности откупщиков. Теперь крестьяне отдавали налог прямо государству. Кроме того, налог собирался не со всего владения, а только с обрабатываемого участка. В центральной части страны Акбар перевёл крестьян с натурального налога на денежный, но это ухудшило их положение, так как цены на продовольствие были низкие и крестьянам всё равно пришлось обращаться к ростовщикам.

Правитель заботился о хорошем состоянии оросительной системы, запретил обращать в рабство военнопленных.

Будучи просвещённым и веротерпимым правителем, он стремился к взаимопониманию между индусами и мусульманами, и в значительной степени это объяснялось его дальновидностью как политика. Акбар отменил налоги, взимавшиеся с подданных немусульманского происхождения, поощрял изучение индуизма, разрешал строить индуистские храмы и проводить праздники.

Акбар провозгласил равноправие всех религий. А ведь он был современником кровавых религиозных войн во Франции и преследований «неверных» в Испании в правление Филиппа II.

Реформы Акбара, проводимые по принципу «мир для всех», укрепили империю Великих Моголов. В годы его правления сложилось общество, где в относительной гармонии сосуществовали различные религии.

Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию. Проникновение европейских колонизаторов в Индию началось ещё с XVI в. Открыв морской путь в Индию, португальцы захватили несколько баз на Малабарском побережье. Однако они не располагали достаточными силами для того, чтобы продвигаться в глубь страны.

На смену португальцам пришли голландцы, которые стали в большом количестве вывозить из Индии пряности и занимались исключительно торговлей, совершенно не вмешиваясь в жизнь индийцев. Следующими были французы. И наконец, в Индию прибыли англичане, оттеснившие всех других европейцев.

В 1600 г. англичане основали Ост Индскую компанию, создавшую торговые пункты в разных местах Индии. В 1690 г. англичане построили на земле, предоставленной им падишахом, укреплённый город Калькутту. Компания приобрела большие земельные владения, которыми управлял генерал-губернатор. Для их охраны строились крепости и создавались войска. Воинские части состояли из наёмных солдат-индийцев (сипаев), вооружённых и обученных на европейский лад. Эти войска находились под командованием английских офицеров.

Главным соперником Англии в Индии была Франция, но она лишилась своих крепостей на территории Индии и вела лишь незначительную торговлю.

Маньчжурское завоевание Китая. В конце XVI — начале XVII в. правившая в Китае династия Мин находилась в состоянии упадка. Управлявшие государством приближённые императора разворовывали государственную казну. Расходы на содержание огромного числа чиновников и императорского двора требовали введения всё новых налогов.

С конца XVI в. на территории современного Северо-Восточного Китая усилилось племя маньчжуров, создавших там своё государство. В начале XVII в. маньчжуры стали совершать набеги на Китай, затем подчинили ряд соседних племён и Корею. Вслед за тем они начали войну с Китаем.

В то же время в Китае происходили крупные крестьянские восстания. Армия повстанцев разгромила правительственные войска и вступила в Пекин. Минская династия перестала существовать. Напуганные всем происходящим китайские феодалы сговорились с маньчжурскими правителями и открыли доступ в столицу маньчжурской коннице. В июне 1644 г. маньчжуры вступили в Пекин. Так в Китае утвердилась маньчжурская династия Цин, правившая до 1911 г.

В отличие от прежних завоевателей, маньчжуры не растворились среди местного населения (наоборот, браки между маньчжурами и китайцами были даже запрещены), а обеспечили себе обособленное и привилегированное положение.

По форме правления цинский Китай в XVII—XVIII вв. был деспотией. Во главе государства стоял император — богдыхан, наделённый неограниченной властью. Ему подчинялся разветвлённый феодально-бюрократический аппарат с рядом правительственных учреждений. Основные военные силы, на которые опиралась цинская власть, состояли из крупных военных соединений (Восьми знамён), сформированных главным образом из маньчжуров.

Получить свободный доступ в Китай европейские купцы пытались ещё задолго до образования Цинской империи. Первыми, как и везде на Востоке, здесь оказались португальцы. В эпоху Великих географических открытий, в 1537 г., они основали на южном побережье Китая колонию Макао.

В XVII в. в китайских портах стали появляться английские и французские купцы. Вначале китайцы со страхом и уважением смотрели на приплывающих к их берегам чужеземцев, видя их превосходство над собой в военном деле и предпринимательстве. Но вскоре маньчжурские власти взяли курс на ограничение торговли с иностранцами.

«Закрытие» Китая отсрочило колониальное проникновение в него европейцев, но также чрезвычайно затормозило социально-экономическое и культурное развитие страны.

Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава. В борьбе за власть между феодальными группировками в Японии в 1603 г. победу одержал Иэясу Токугава, подчинивший затем своей власти всех удельных князей Японии и принявший титул сёгуна. С этого времени сёгуны из рода Токугава надолго (более 250 лет) стали полновластными правителями Японии. Императорский двор вынужден был склониться перед их могуществом.

Перемещая князей (дайме) на новые земли и конфискуя земли непокорных, сёгуны укрепляли свою власть. Императорская семья была лишена реальной власти, ей не разрешалось иметь в собственности землю, а на её содержание выделялся небольшой рисовый паёк. При императорском дворе постоянно находились чиновники, наблюдавшие за всем происходящим. Императору воздавались почести, но при этом подчёркивалось, что божественному императору не к лицу «снисходить» до какого-либо общения с подданными. «По той же причине, по которой Солнце и Луна совершают свой путь, — утверждал Токугава, — император обязан сохранять своё сердце нетронутым. Поэтому он обитает во дворце, как на небе… Сёгун указывает все государственные повинности и не нуждается при отправлении правительственных дел в разрешении императора. Когда Земля среди четырёх морей неспокойна, это вина сёгуна».

Сёгун Иэясу Токугава
Сёгун Иэясу Токугава

Сёгуны династии Токугава добивались укрепления центрального правительства прежде всего в интересах своего дома. Они были очень богаты, так как получали от 13 до 25% доходов государства. Для укрепления центральной власти Токугава установили свой контроль над крупными городами, рудниками, внешней торговлей и т. д. Чтобы подчинить себе князей и держать их под контролем, Иэясу Токугава ввёл систему заложничества. Он построил новую столицу — город Эдо — и потребовал, чтобы каждый князь год жил в столице, а год — в своём княжестве. Уезжая из Эдо, князья должны были оставлять при дворе сёгуна заложника — кого-нибудь из близких родственников.

В начале XVII в. сёгуны Токугава объявили буддизм государственной религией и каждую семью приписали к определённому храму. Учением, регулирующим отношения в обществе, стало конфуцианство.

Боясь распространения свободомыслия, правительство преследовало возникший в XVII в. народный театр кабуки (песни и танца), оно запретило женские и юношеские труппы, и с тех пор в театре кабуки играют только мужчины. Самураям не разрешалось посещать кабуки. Профессию актёра относили к разряду презренных: актёрам запрещалось выходить за пределы театрального квартала, полагалось носить одежду установленного образца.

Актеры театра кабуки. Художник X. Моронобу
Актеры театра кабуки. Художник X. Моронобу

«Закрытие» Японии. Ещё до установления сёгуната Токугавы, в 1542 г., португальские корабли бросили якоря у одного из японских островов. Вслед за этим в Японию прибыл миссионер — католик Франсиск Ксавье. Так произошла встреча Запада с Японией.

С этого времени в течение почти 100 лет у «южных варваров» (как в Японии называли португальцев) японцы покупали оружие (аркебузы и мушкеты). Затем в страну прибыли испанцы, а за ними голландцы и англичане. От европейцев японцы узнали, что, кроме Китая и Индии, которыми в их представлении ограничивался мир, существуют и другие страны.

Японские порты были закрыты для всех иностранных кораблей, из европейцев право торговать было предоставлено только голландским купцам.

Миссионеры проповедовали в стране христианское учение, и оно имело успех среди крестьян. Это вызвало неудовольствие центральной власти и знати, усмотревшей в христианских идеях всеобщего равенства опасность для существующих традиций.

В 1630-х гг. правительство сёгуна Иэмицу Токугава приняло ряд мер для изоляции Японии от внешнего мира. Были изданы указы о высылке из страны европейцев и запрещении христианства. Указ сёгуна гласил: «На будущие времена, доколе солнце освещает мир, никто не смеет приставать к берегам Японии, хотя бы даже был послом, и этот закон никогда не может быть отменён под страхом смерти».

Когда в 1640 г. к сёгуну прибыла португальская миссия, пытавшаяся убедить его пересмотреть запрет, большинство её участников было казнено, а с уцелевшими отправили письмо, гласившее: португальцы «больше не должны думать о нас, как будто бы нас нет больше на свете». Любой иностранный корабль, прибывший к берегам Японии, подлежал уничтожению, а его экипаж казнили.

Политика «закрытия» страны была вызвана желанием властей предотвратить вторжение в Японию европейцев и стремлением сохранить нетронутыми традиции и порядок жизни.

После «закрытия» страны прекратились торговые связи Японии с Европой. Некоторые исключения допускались только по отношению к голландцам, продолжалось и общение с соседними странами Азии.

К каким же последствиям привело «закрытие» Японии? В начале XVII в. в Японии установился деспотический режим рода Токугава. Правители страны насильственным путём пытались предотвратить разрушение традиционного общества. Хотя «закрытие» Японии и было неполным, оно нанесло значительный урон торговцам, связанным с внешним рынком. Лишившись своего традиционного занятия, они взялись за скупку земли у разорявшихся крестьян-собственников, заводили в городах предприятия. «Закрытие» страны закрепляло также техническое отставание Японии от стран Запада.

Культура Индии. Индийская культура продолжала развиваться в империи Великих Моголов, достигнув в разных своих областях высоких показателей. Это во многом объяснялось слиянием местных индийских традиций с лучшими достижениями культуры Средней Азии и Ирана. Блестящая литература и расцвет архитектуры являются особенно характерными для культуры Индии XVI—XVII вв.

Широкое распространение получило историческое повествование. Примером его выступает иллюстрированная «Книга Акбара», раскрывающая историю царствования этого правителя. Произведение не лишено некоторой напыщенности стиля и чрезмерных похвал в адрес Акбара. Однако «Книга…» написана на большом документальном материале и даёт достоверное изложение событий такого значимого периода в истории Могольской державы. Между тем распространение литературы в государстве Великих Моголов сдерживалось отсутствием книгопечатания: книги по-прежнему писались от руки.

При Акбаре и его преемниках в Индии сооружались великолепные и грандиозные монументальные здания: храмы-мечети, дворцы-крепости, усыпальницы, городские ворота и т. д. Громадным сооружением, построенным почти в пустыне в необычайно короткий срок, являлся дворец-крепость Акбара, находящийся недалеко от города Агры. Это был целый город с чередой зданий, парков, прудов, изящно сделанных дорог и дорожек. Другой дворец-крепость Акбара в Дели представлял собой сооружение крупного масштаба из тёсаного камня, стены которого достигали высоты 20 м.

Страница из индийской рукописи «Тути Нама», сделанная во времена правления Акбара. XVI в.
Страница из индийской рукописи «Тути Нама», сделанная во времена правления Акбара. XVI в.

Тадж-Махал в Агре. Современная фотография
Тадж-Махал в Агре. Современная фотография

Шедевром мусульманско-могольского архитектурного стиля, в котором возводились храмы-усыпальницы, стала знаменитая мечеть-мавзолей Тадж-Махал в Агре, которую Шах-Джахан построил в память о своей любимой жене. Правитель решил, что возведёт такую усыпальницу, которой в мире не будет равных.

XVI—XVII века — это эпоха расцвета миниатюрной живописи в Индии. При могольском дворе основателями этой школы стали мастера, приглашённые из Ирана. У них учились индийские художники — индусы и мусульмане, сформировавшие самостоятельную, во многом отличную от иранской, школу миниатюры, опирающуюся на национальные традиции. В индийских миниатюрах нередко встречались изображения людей в движении, создавались реалистические образы человека, что соответствовало элементам европейского искусства того времени.

Могольский период сформировал неповторимые стили в музыке. Бесконечное разнообразие народных песен, духовная музыка, скромные музыкальные вечера в домах горожан и великолепные концерты во дворцах вельмож и государей — таков был музыкальный фон эпохи.

Культура Китая. В начале Нового времени в Китае продолжала развиваться народная литература, основанная на живом родном языке. Ведущими жанрами в этот период являлись рассказ, драма и роман. Наиболее яркие образцы новелл народного эпоса были даны в сборнике повестей «Удивительные истории нашего времени и древности», появившемся в 30—40-е гг. XVII в.

Примечательно, что в начале XVII в. в Китае издавалось несколько правительственных и 11 частных газет. Они печатались посредством наборных шрифтов, изобретённых ещё в XI в. Уже в XVI в. в этой стране журналистика стала общественной профессией.

Период раннего Нового времени в Китае наиболее богато представлен архитектурными памятниками: пагоды, дворцы, гробницы, храмы, триумфальные ворота, различного рода общественные здания. С XVI в. изменяется архитектурный стиль: на смену прежней строгости и монументальности приходит тонкое изящество. Оно проявляется в широком распространении орнамента крыш, карнизов, в появлении разных ограждённых мраморных мостов в архитектурном ансамбле. Крыша, покрытая блестящей цветной черепицей, белизна террас и яркая роспись деревянных частей придавали зданиям красочность и нарядность.

При династии Мин в Китае возродилась Академия живописи. Расцвет переживало искусство пейзажа. Жанровая живопись очень часто выполнялась в форме иллюстраций к тем или иным литературным произведениям. Тогда же впервые в мире появились цветные гравюры на дереве.

Театральное искусство приобрело значительную популярность в Китае благодаря наличию многочисленных домашних театров и развитию музыкально-театральных постановок. Хотя профессия актёра считалась в то время унизительной, многие драматурги, а также композиторы-певцы сами являлись исполнителями ролей в своих пьесах и операх.

Больших успехов китайские мастера добились в изготовлении изделий из фарфора, тканей, лаковых миниатюр, пользовавшихся спросом не только в Китае, но и у ценителей в странах Западной Европы.

Культура Японии. Проводившаяся властями Японии политика изоляции содействовала развитию местных форм литературы. Японцы верили, что поэзию придумали боги, поэтому она важнее прозы — изобретения человека. В период Токугава ведущим поэтическим жанром стал жанр хокку (хайку) — короткие стихи без рифмы. Юмор и насмешки, характерные для этого жанра, зачастую заменяли поэтическую глубину. Однако знаменитый японский поэт Мацуо Басё превратил хокку в лирический жанр, вложив в него философское содержание. Изящная простота, глубина постижения гармонии мира — характерные черты произведений этого мастера слова.

С XVI в. в Японии началось издание печатной нерелигиозной литературы. С 1609 г. книги уже издаются большими тиражами, поскольку чтение сделалось модным занятием.

В XVI—XVII вв. в Японии достигла расцвета ансамблевая архитектура, в которой замок и расположенный вокруг него сад соединялись в общее целое. Многоярусные изогнутые крыши замков напоминали парящих в воздухе птиц. Камни, водоёмы, деревья редких пород и цветущие кустарники благодаря искусству художников воспринимались как высокие скалы, озёра и рощи. Это рождало чувство покоя и отстранённости от повседневной суеты.

Японские художники украшали настенной росписью дворцы правителей и знати, тушью наносили рисунки на шёлковые и бумажные свитки, изысканные веера. Высоко ценились также картины-ширмы, являющиеся декоративными перегородками между комнатами. Популярным видом живописи была гравюра.

Мацуо Басё. Портрет неизвестного художника начала XVIII в.
Мацуо Басё. Портрет неизвестного художника начала XVIII в.

С XVI в. особое развитие получило искусство размещения цветов в вазах — икебана («живые цветы»). Мастера всегда вкладывали в разные виды икебаны определённое содержание, используя несколько растений. Так, хризантема и орхидея воплощали в себе радость, пион и бамбук — процветание, сосна и роза — долголетие.

В XVI в. в обиход японцев вошли маленькие фигурки из дерева, камня, слоновой кости, фарфора — нэцкэ. Их появление было обусловлено тем, что в национальном японском костюме — кимоно — отсутствовали карманы. Поэтому все необходимые мелкие предметы прикреплялись к поясу с помощью брелока нэцкэ.

Особое место в японской культуре занимала церемония чаепития, которая с XVII в. превратилась в настоящее искусство.

Японская культура стремилась отыскать гармонию человека с окружающим миром, вооружить человека умением видеть красоту вокруг себя, даже в обычных вещах.

1. Расскажите о создании империи Великих Моголов. Укажите причины, которые помогли Бабуру завоевать огромные территории Индии. 2. К каким последствиям для Индии привело то, что религией пришедших в Индию завоевателей являлся ислам, а основная масса населения исповедовала индуизм? 3. Какими методами Акбар укреплял империю Великих Моголов? Дайте оценку его деятельности. 4. Какие из европейских стран, осуществлявших проникновение в Индию, вам известны? Назовите их в хронологической последовательности. 5. Расскажите о завоевании Китая маньчжурами. 6. Когда установилось правление сёгунов в Японии? 7. Что означало «закрытие» Японии, когда и в связи с чем оно произошло? 8. Охарактеризуйте культуру Индии, Китая и Японии в XVI—XVII вв. Какие общие черты и различия вы можете выделить?

  • 1. Что изменилось в Индии после завоевания её Бабуром и создания империи Великих Моголов? Что осталось неизменным?
  • 2. Сравните власть императоров цинской династии с властью кого-либо из европейских монархов XVII в.
  • 3. Какие методы использовали европейцы для завоевания азиатских стран? Какие способы борьбы с проникновением европейцев применяли правители различных азиатских государств?
  • 4. Оцените положительные и отрицательные стороны политики «закрытия» Японии. Поработайте в парах: один из вас должен выдвинуть аргументы в пользу этой политики, а другой — против неё. Сделайте вывод.
  • 5. Согласны ли вы с утверждением, что самоизоляция Китая и Японии благотворно сказалась на развитии культуры этих стран в XVI-XVII вв.? Свою позицию обоснуйте.

Священный сын Неба

В Китае считалось, что богдыхан является сыном Неба и управляет Вселенной по его велению. Особа богдыхана была священной: при выездах императора из Пекина в загородный летний дворец все двери и окна домов, выходящих на улицу, по которой должен был проследовать императорский кортеж, наглухо закрывались, чтобы жители столицы не могли увидеть «божественного лика». Настоящее имя императора запрещалось произносить вслух и писать. Народ знал своего государя только по девизу правления, который император избирал, вступая на трон.

Богдыхан носил жёлтые одежды — символ солнца. Остальным (кроме родственников) это запрещалось. Император почти безвыездно пребывал за стенами Запретного города в Пекине, окружённый роднёй и свитой: наследниками, принцами, князьями.

При династии Цин продолжалось строительство императорских дворцов, загородных парков, храмов. Образцом архитектуры того периода являлся Пекин и в особенности императорский город и загородный дворец — парк Ихэюнь.

Эдо — город сёгунов

Когда-то на месте Эдо была рыбацкая деревушка. По-настоящему история Эдо началась в 1590 г., когда Иэясу Токугава сделал его своей столицей и захотел превратить в самый красивый город в стране. Именно тогда началась застройка города и превращение его в административный центр, где вершились судьбы людей и страны.

Указ о строительных работах предусматривал участие в них всех провинций в порядке принудительной повинности. Работы начались с центра города и потребовали большого количества камня и леса. Для облицовки рвов и крепостных валов из провинций доставлялись огромные камни, каждый из которых могли поднять только 100 человек, а на их перевозку потребовалось 3 тыс. судов, так как больше двух камней на одно судно грузить было нельзя. Множество людей, перевозивших лес и камни морем, погибли во время бурь и других бедствий.

К середине XVII в. в Эдо проживало 430 тыс. человек, а спустя столетие — уже 1 млн. Самураи составляли примерно 50% населения города, а 60% городской площади занимали их усадьбы. Сёгуны управляли страной из своего величественного замка в Эдо. Их окружали самые преданные вассалы и надёжная охрана. Украшали двор придворные дамы, почётной привилегией которых было несение службы во внутренних покоях сёгуна. Дамы умели прекрасно обращаться с алебардами и в случае необходимости могли постоять за своего господина и за себя. Из мужчин в покои сёгуна имели доступ только некоторые высшие советники, врачи и священнослужители. Служба у сёгунов считалась большой честью и обычно продолжалась всю жизнь.

Стихотворения японского поэта Мацуо Басё (1644—1694)

***
В саду, где раскрылись ирисы,
Беседовать со старым другом своим —
Какая награда путнику!
***
Вот причуда знатока!
На цветок без аромата
Опустился мотылёк!
***
В небе такая луна,
Словно дерево спилено под корень:
Белеет свежий срез.
***
Ива склонилась и спит.
И кажется мне, соловей на ветке…
Это её душа.
Бабочки полёт
Будит тихую поляну
В солнечных лучах.
***
Цветы увяли.
Сыплются, падают семена,
Как будто слёзы…


ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
Курбский Н.: Контурные карты по истории России. XVII — XVIII века. 7 класс

Российское государство к началу XVII в. (Европейская часть) Смутное время. Интервенция Польши и Швеции Смутное время. Крестьянская война начала XVII в. Вхождение украинских земель в…

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции

В 1598 г. во Франции был издан Нантский эдикт, провозгласивший принцип веротерпимости (и действовавший до 1685 г.). В нём говорилось: «Чтобы не дать никакого повода…

Народные движения в XVII в.

1. Причины народных выступлений Современники называли XVII в. бунташным. Главными причинами народных выступлений были: закрепощение крестьян и рост их повинностей; усиление налогового гнёта, ведение почти…

Переяславская рада 1654 года

Тяжела была участь украинского народа, оказавшегося к XVII веку в составе Речи Посполитой. У людей отбирали землю, унижали их человеческое достоинство, попирали православную веру. Из…

Технические открытия и выход к Мировому океану

Великие географические открытия ознаменовали собой рубеж, от которого ведёт свой отсчёт Новое время. Но для того чтобы они стали возможны, потребовались большие изменения: должны были…

Смута в Российском государстве

1. Экономические трудности начала XVII в. 1601 —1603 годы были неурожайными. Нескончаемые летние дожди сменялись ранними морозами. С трудом засеянные поля не давали всходов. Страну…

Усиление королевской власти в XVI—XVII вв. Абсолютизм в Европе

«Рождённый подданным должен повиноваться». «Воля Бога заключается в том, чтобы всякий рождённый подданным повиновался без рассуждений» — эта фраза выражает теоретический смысл абсолютизма. Абсолютизм. — неограниченная,…

Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол

1. Церковь после Смуты Смута стала суровым испытанием и для церкви. Часть духовенства во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия I (сам патриарх венчал его…

Формирование единых государств в Западной Европе и России

1. Предпосылки и особенности формирования единых государств в Западной Европе и России Одной из главных предпосылок формирования единых государств в Западной Европе стало развитие рыночных…

Внешняя политика России во второй половине XVI в.

1. Присоединение Казанского ханства Наряду с внутренними преобразованиями в середине XVI в. Иван IV проводил энергичную внешнюю политику. Первый русский царь продолжил начинания Ивана III…

Земледелие, крестьянство и городской быт в России XVI века

1. Земледелие. Крестьянство Вспомните, какую территорию занимало Московское княжество в середине XV в. Перечислите основные слои населения Московского княжества в XV в. и их занятия.…

Избрание Бориса Годунова на царство

7 января 1598 года, не оставив наследников, умер царь Фёдор. Власть уже давно находилась в руках Бориса Годунова — брата царицы Ирины. Но по вековой…

Российское государство в первой трети XVI в.

1. Государи всея Руси К 1503 г. Иван III добился выдающихся успехов. После присоединения Ярославля, Ростова, Новгородской земли и Тверского княжества великий князь московский принял…

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады

1. Боярское правление. Елена Глинская В декабре 1533 г. великий князь московский и всея Руси Василий III умер. Перед своей кончиной он назначил для попечения…

Церковь и государство в XVI в.

1. Духовенство и миряне Как управлялась Русская православная церковь в XV в.? Какие изменения произошли в ней в XV в.? Архиерей во время служения литургии.…