Нам предстоит рассмотреть историю Индии, Китая и Японии в эпоху раннего Нового времени. Каждая страна имела свою древнюю культуру, свой особенный путь развития, но, наряду с несхожестью, были и общие черты — черты традиционного общества.
Земля принадлежит государству. По древней традиции государство в странах Востока обладало правом верховной собственности на землю. Государство ревностно следило за тем, чтобы знать не превращалась в собственников больших земельных владений, так как это приводило к ослаблению центральной власти.
Рассмотрим на примерах, что представляло собой землевладение в государствах Востока.
В Индии по традиции государство предоставляло земли в пользование знатному человеку, а за это он платил налог и содержал военные отряды, которые и составляли костяк армии правителя. Пользование земельным наделом продолжалось не более 10 лет, затем происходило перемещение временного владельца на другие земли, но на тех же условиях. Одно оставалось непременным — эти земли никогда не передавались по наследству. Вместе с тем имелись и наследственные владения местных князей, которые в случае войны шли воевать на стороне правителя во главе ополчения.
В Китае в XVI в. все земли делились на две категории: государственные (казённые) и народные (частные). Большинство казённых земель отдавалось крестьянам в «вечное держание», за это они были обязаны обрабатывать землю и платить налоги государству.
Огромные государственные земли принадлежали императорам, их родственникам и приближённым. Чаще всего они увеличивали свои владения за счёт захвата крестьянских земель. В Китае неоднократно издавались указы, запрещавшие продажу земли.
В отличие от Индии и Китая, в Японии к XVII в. основной земельный фонд находился в собственности князей, но центральная власть, желая укрепить свои позиции, проводила политику конфискации и перераспределения земельных владений. В результате лишались своих земельных владений и вассалы князей — воины-самураи (от японского «самуpay » — служить).
Перераспределение земель способствовало укреплению центральной власти.
Для традиционных обществ Востока характерно то, что верховным собственником земель было государство.
Деревенская община. Главным занятием населения в условиях традиционного общества является сельское хозяйство. Так было и в странах, о которых мы ведём речь. В них сложились районы интенсивного земледелия, где было занято абсолютное большинство населения. В эпоху раннего Нового времени все крестьяне жили в замкнутом мире сельской общины, в деревне сохранялось общинное хозяйство. О таких общинах вы уже знаете из курса истории Средневековья.
В Индии, например, все должности и обязанности, выполняемые общинниками, передавались по наследству из поколения в поколение. Этим община привязывала жителей деревни к земле, так как только в своей общине крестьянин и ремесленник имели право на труд. И хотя по закону общинники были свободными людьми, фактически они не могли уйти из своей деревни, так как за её пределами становились бесправными.
Община выступала в качестве административной единицы и использовалась государством для облегчения сбора налогов.
В Китае сельская община состояла из 100 дворов. Во главе стоял староста. Вся община делилась на группы по 10 дворов, возглавляемые десятским. И староста, и десятские несли ответственность за сбор налогов и выполнение всех повинностей. Существовал принцип круговой поруки: если кто-то из жителей деревни нарушал установленный порядок, община несла ответственность за этот проступок. Именно на крестьянском труде держалось могущество государства.
Община обладала относительной самостоятельностью в вопросах самоуправления, которые решались в рамках традиций и религиозных установлений.
Государство регулирует хозяйственную жизнь. В Китае центральная власть устанавливала цены на важнейшие товары, существовали государственная торговля и государственные промыслы. Уже в XVI в. государство установило монополию на некоторые отрасли ремесла и торговли — на соль и производство чая; открыло казённые лавки, конкурировавшие с купеческими; увеличило налоги на ремесленников и купцов; запретило заморскую торговлю. Государство грабило купцов и ремесленников системой государственных закупок и заказов, так как платило меньше, чем можно было выручить денег на свободном рынке.
Сословный строй. Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением. Часто сословная принадлежность не соответствовала имущественному положению человека, но нарушить сословный порядок, за очень редким исключением, никому не разрешалось.
В раннее Новое время в Японии существовала жёсткая сословная система. Все жители страны подразделялись на четыре сословия: воины (самураи), крестьяне, ремесленники и купцы. Придворные, священнослужители, врачи и учёные, а также «эта» — неприкасаемые, выполнявшие, как и в Индии, самую грязную работу, — в сословия не входили.
В сословной системе существовала строгая иерархия, в которой воины-самураи занимали верхнюю ступень (на рубеже XVII—XVIII вв. вместе с семьями они составляли примерно 10% населения страны). Принадлежность к этому сословию передавалась по наследству, в него входили высшие военачальники, князья, богатые землевладельцы, простые солдаты, высшие и низшие чиновники. Все они имели привилегию носить два меча, в соответствии со своим положением получали пайки риса, а государственный аппарат занимался их распределением. Самураи разделялись на ранги в зависимости от того, какое количество риса они получали.
Самураи. В XVII в. окончательно оформился кодекс чести самураев — бусидо, который предписывал им вести суровый образ жизни, довольствоваться малым, заниматься только военным делом, быть беспрекословно послушными и верными своему господину (крупному землевладельцу, князю) вплоть до готовности принять смерть через ритуальное самоубийство (по-японски называется «харакири» или «сэппуку») по первому его требованию или в случае его смерти.
Самураи сохраняли свои военные организации и культ меча. В их среде меч был культовым предметом (например, чтобы опробовать остроту нового меча, самурай мог убить на улице неприкасаемого). Они создавали школы для обучения воинскому искусству, особенно тем видам, которые считались важными с точки зрения формирования характера: фехтованию на мечах, стрельбе из лука, борьбе дзюдо и верховой езде.
В свободное время самураи занимались военной подготовкой, а высшие из них вдобавок к этому со всей серьёзностью участвовали в чайных церемониях и осваивали искусство составления букетов.
Изменения сословного строя. В Новое время стали появляться первые признаки разложения сословного строя. Были такие самураи, которые по разным причинам отказались от своих обязанностей и лишились средств к существованию. Они преподавали учение Конфуция, становились школьными учителями или писателями. Одни обучали молодёжь владению оружием, другие были охранниками у богатых купцов. Со временем некоторые из них стали заниматься коммерческой деятельностью и даже ремеслом. Те самураи, которые не могли отказаться от сословных предрассудков, предпочитали нищенствовать, но не «опускаться до презренных занятий». Были и такие, которые занимались грабежом и разбоем, объединяясь в банды, терроризировавшие жителей деревень и путников на дорогах.
Атака самураев. Миниатюра из рукописи
Крестьяне занимали следующую ступень сословной лестницы. Это была основная масса населения, от них зависело пропитание сословия воинов-самураев. Крестьяне не могли оставить свои хозяйства, жизнь их протекала в тяжёлом труде и нищете. Они выращивали рис, сеяли пшеницу и другие зерновые, а также хлопок, табак, чай и пр. Одевались крестьяне в одежду, сделанную из конопли и хлопка (ткали и шили одежду женщины). Государственные указы предписывали крестьянам, что им есть и как одеваться.
Третье и четвертое сословия в обществе составляли ремесленники и купцы. Большинство ремесленников жило в городах, по были среди них и странствующие, ходившие от деревни к деревне. Как правило, сын наследовал профессию отца. Современники отмечали высокое качество их изделий.
Что же касается купцов, то в XVI—XVII вв. власти относились к ним насторожённо. Купцы находились в самом низу сословной иерархической лестницы, их считали «паразитами», которые сами ничего не производят. Однако развитие товарно-денежного хозяйства привело к увеличению этого сословия и росту его богатств. Ни самураи, ни крестьяне и ремесленники без их услуг обойтись уже не могли: у них занимали деньги, им продавали излишки зерна и изделия ремесла.
Купцы организовывались в гильдии, создавали банки. Некоторые из них сколотили огромные состояния и сумели добиться того, что их сыновья успешно сдавали императорские экзамены и становились чиновниками.
Купцы жили по установленным ими правилам на деньги, которые получали от ежедневной торговли. Вот эти правила: ранний подъём, преданность семейному делу, работа сверхурочно, бережливость, забота о здоровье. Это должно было способствовать накоплению денег.
Города под контролем государства. Города на Востоке не добились той самостоятельности, какую имели города в Западной Европе. В XVI—XVII вв. быстро развивались города в Китае. В Пекине уже к 1500 г. население превышало 1 млн человек, в Нанкине оно достигло 660 тыс. В городах были прекрасно развиты ремесло и торговля. О развитии ремёсел говорят и существовавшие тогда названия улиц в Нанкине: Парчовая улица, Сатиновый переулок, Железная улица, улица Красок и т. д. В Пекине были Угольный, Рисовый, Сенной и другие рынки.
Гости у ворот дворца китайских императоров династии Мин в Пекине. Ок. 1500 г. Миниатюра
Как вы думаете, чем архитектура Китая XV в. отличается от европейской архитектуры того же времени? Почему?
Все горожане находились под неусыпным контролем государства. Например, в Китае каждый житель города был зарегистрирован в специальной книге, приписан к своей улице и кварталу и обязан дважды в месяц ходить в городское управление на проверку. Поощрялось доносительство на соседей.
Религии Востока — путь самосовершенствования. Нельзя правильно понять внутренний мир и главные ценности людей традиционных обществ Востока, если не познакомиться с их религиозными учениями.
Китайское общество развивалось под влиянием идей Конфуция (551—479 до н. э.). Его учение — конфуцианство — нашло огромное число последователей, стало обязательным для всех китайцев, превратилось в религию.
Конфуция, как и многих учёных древности, прежде всего интересовал сам человек: к чему ему следует стремиться, какими правилами руководствоваться, живя в обществе, как должны строиться отношения в семье, какими должны быть отношения с природой. Образцом для мыслителя являлось древнее божество — Небо, прекрасное и совершенное. Конфуций учил, что человеку должны быть присущи пять добродетелей, находящихся в соответствии с законами природы: мудрость, гуманность, верность, почитание старших и мужество. Без них не может быть порядка в жизни людей. Только избранные способны иметь эти добродетели, но стремиться к ним должен каждый. Созданное на основе разума общественное устройство, по мнению мыслителя, должно давать человеку возможность заниматься самосовершенствованием и приносить пользу для всех. Государство Конфуций рассматривал как большую семью, где младший должен повиноваться старшему (простолюдин — знатному). Старший в государстве — сын Неба, государь. «Государь — отец и мать народа, — поучал мыслитель. — Всякий служащий государю, знатный или незнатный, богатый или бедный, ни при каких обстоятельствах своей жизни не должен восставать против государя». Конфуций учил, что каждый человек должен твёрдо помнить своё положение в обществе, предопределённое Небом. «Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном», — говорил он.
Конфуций учил избегать крайностей. Он считал, что и власть несёт ответственность перед народом, иначе народ не станет ей доверять. «Тот, кто хочет стать правителем государства, — говорил он, — должен сам жить умеренно; при управлении своими рабами должен проявлять свою добродетель».
Учение Конфуция привлекало своей практичностью. Казалось, что на его основе можно создать идеальное общество, идеальную семью и добиться самосовершенствования.
Буддизм — религиозное учение, ставшее мировой религией. Буддизм оказал большое влияние на формирование внутреннего мира людей в Индии, Китае и Японии. Основателем этой возникшей в Индии религии считается царевич Сиддхартха Гаутама (623—544 до н. э.). Его назвали Буддой, что значит «просветлённый высшим знанием». По преданию, царевич, узнав о страданиях народа, бежал из дворца и стал отшельником. Затем 40 лет вёл жизнь нищего странника, учил людей и творил чудеса.
Согласно его учению, вся жизнь человека — непрерывный путь страданий, горя, печали, причина которых — неудовлетворённые земные желания. Но и после смерти страдания не прекращаются, так как душа не умирает, а перерождается снова и снова. Если человек вёл неправедную жизнь, то в новом рождении он может оказаться представителем низшей касты или презираемым всеми животным. Если же он вступил на указанный Буддой путь спасения, сумел подавить в себе земные страсти, то его ждёт «благоприятное возрождение» (душа возродится в представителе высшей касты). Идеал человека — стать «просветлённым», освободиться от мирской жизни, получить полное духовное освобождение, приблизиться к Будде. Тогда наступает полное блаженство, прекращение перерождений и бессмертие души.
Как добиться идеала? Будда учил: «Обуздай глаза, чтобы не соблазняться обольстительными вещами, обуздай уши, язык, тело, обуздай речь, ум, обуздай всё». Буддизм учил уходу от мирской жизни, идеал — стать монахом и жить в монастыре, подавив в себе земные желания.
Буддизм призывал верующих к постоянному самосовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека независимо от его общественного положения. Любой верующий, встав на путь, указанный Буддой, может стать праведником и достигнуть блаженства.
Предложенный буддизмом путь к спасению доступен любому человеку независимо от его общественного положения, и это стало одной из причин распространения буддизма и превращения его в мировую религию.
Индуистское учение вам знакомо из курса истории Древнего мира, поэтому поговорим о древней религии японцев — синтоизме. «Синто» в переводе с японского означает «путь богов». Это очень древняя языческая религия, включающая верования в добрых и злых духов, а также обряды, с помощью которых можно умилостивить духов. В синтоизме существует множество богов, но главным божеством считается богиня Солнца Аматэрасу, от которой, по преданию, ведут своё происхождение японские императоры. Поэтому светские правители почитались как посланцы Неба и их авторитет был непререкаем.
Синтоизм учит, что при определённых условиях в божество может превратиться душа каждого умершего человека. Но для этого необходимо выполнять все религиозные предписания: молиться, совершать жертвоприношения.
Синтоизм использовался в Японии для укрепления власти императора, ставшего с VII в. верховным жрецом.
Для восточных обществ Индии, Китая, Японии характерна веротерпимость. В период раннего Нового времени в этих странах рядом уживались разные религиозные верования: конфуцианство и буддизм в Китае, буддизм и индуизм в Индии, синтоизм и буддизм в Японии. Эти религии определяли духовную и повседневную жизнь общества, своеобразие взглядов на мир и на человека. Люди Востока были убеждены в том, что главное для человека — встать на путь самосовершенствования и обрести внутреннюю гармонию.
1. Какие формы собственности на землю существовали в странах Востока? 2. Сравните положение городов на Западе и на Востоке в XVI—XVII вв. 3. Каким образом государства на Востоке регламентировали жизнь своих подданных? 4. По вашему выбору расскажите об одной из восточных религий. 5. Какие сословия существовали в Японии в XVII в.? 6. К каким последствиям для положения самураев привело начавшееся разложение сословного строя?
- 1. Составьте рассказ на одну из тем по выбору: «Восточный город глазами европейского путешественника» или «Деревенская община на Востоке».
- 2. Подумайте, почему именно буддизм превратился в мировую религию.
- 3. Сделайте вывод: какие основные черты характерны для традиционных обществ Востока в XVI-XVII вв.?
Указ японского правительства (1643)
1. Отныне и впредь старосты и все остальные крестьяне не имеют права строить дома, не соответствующие их положению. <…>
2. Отныне и впредь одежда крестьян может состоять у старост, их жён и детей из шёлковых, чесучовых, холщовых и хлопчатобумажных тканей, а у остальных крестьян — только из холщовых и хлопчатобумажных тканей. Никто не имеет права носить воротнички и пояса. <…>
8. Крестьянин обязан хорошо обрабатывать рисовые поля и пашню, должен часто пропалывать их. Нерадивые крестьяне после расследования и выяснения причин (их нерадивости) будут подвергнуты наказанию.
9. Если какой-либо крестьянин заболеет и окажется не в состоянии обрабатывать свой надел, то ему обязано помочь в первую очередь пятидворье, а затем и вся деревня. Его участок должен быть обработан, а налоги погашены. <…>
11. Запрещается пользоваться паланкинами старостам, крестьянам и их семьям.
Можно ли утверждать, что содержание статей указа иллюстрирует существование в Японии XVII в. традиционного общества? Свое мнение аргументируйте. Какова роль деревенской общины? Приведите соответствующее обоснование.