Индия, Китай и Япония: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени

27 августа 2024 - 19 прочитали

Нам предстоит рассмотреть историю Индии, Китая и Японии в эпоху раннего Нового времени. Каждая страна имела свою древнюю культуру, свой особенный путь развития, но, наряду с несхожестью, были и общие черты — черты традиционного общества.

Земля принадлежит государству. По древней традиции государство в странах Востока обладало правом верховной собственности на землю. Государство ревностно следило за тем, чтобы знать не превращалась в собственников больших земельных владений, так как это приводило к ослаблению центральной власти.

Рассмотрим на примерах, что представляло собой землевладение в государствах Востока.

В Индии по традиции государство предоставляло земли в пользование знатному человеку, а за это он платил налог и содержал военные отряды, которые и составляли костяк армии правителя. Пользование земельным наделом продолжалось не более 10 лет, затем происходило перемещение временного владельца на другие земли, но на тех же условиях. Одно оставалось непременным — эти земли никогда не передавались по наследству. Вместе с тем имелись и наследственные владения местных князей, которые в случае войны шли воевать на стороне правителя во главе ополчения.

В Китае в XVI в. все земли делились на две категории: государственные (казённые) и народные (частные). Большинство казённых земель отдавалось крестьянам в «вечное держание», за это они были обязаны обрабатывать землю и платить налоги государству.

Огромные государственные земли принадлежали императорам, их родственникам и приближённым. Чаще всего они увеличивали свои владения за счёт захвата крестьянских земель. В Китае неоднократно издавались указы, запрещавшие продажу земли.

В отличие от Индии и Китая, в Японии к XVII в. основной земельный фонд находился в собственности князей, но центральная власть, желая укрепить свои позиции, проводила политику конфискации и перераспределения земельных владений. В результате лишались своих земельных владений и вассалы князей — воины-самураи (от японского «самуpay » — служить).

Перераспределение земель способствовало укреплению центральной власти.

Для традиционных обществ Востока характерно то, что верховным собственником земель было государство.

Деревенская община. Главным занятием населения в условиях традиционного общества является сельское хозяйство. Так было и в странах, о которых мы ведём речь. В них сложились районы интенсивного земледелия, где было занято абсолютное большинство населения. В эпоху раннего Нового времени все крестьяне жили в замкнутом мире сельской общины, в деревне сохранялось общинное хозяйство. О таких общинах вы уже знаете из курса истории Средневековья.

В Индии, например, все должности и обязанности, выполняемые общинниками, передавались по наследству из поколения в поколение. Этим община привязывала жителей деревни к земле, так как только в своей общине крестьянин и ремесленник имели право на труд. И хотя по закону общинники были свободными людьми, фактически они не могли уйти из своей деревни, так как за её пределами становились бесправными.

Община выступала в качестве административной единицы и использовалась государством для облегчения сбора налогов.

В Китае сельская община состояла из 100 дворов. Во главе стоял староста. Вся община делилась на группы по 10 дворов, возглавляемые десятским. И староста, и десятские несли ответственность за сбор налогов и выполнение всех повинностей. Существовал принцип круговой поруки: если кто-то из жителей деревни нарушал установленный порядок, община несла ответственность за этот проступок. Именно на крестьянском труде держалось могущество государства.

Община обладала относительной самостоятельностью в вопросах самоуправления, которые решались в рамках традиций и религиозных установлений.

Государство регулирует хозяйственную жизнь. В Китае центральная власть устанавливала цены на важнейшие товары, существовали государственная торговля и государственные промыслы. Уже в XVI в. государство установило монополию на некоторые отрасли ремесла и торговли — на соль и производство чая; открыло казённые лавки, конкурировавшие с купеческими; увеличило налоги на ремесленников и купцов; запретило заморскую торговлю. Государство грабило купцов и ремесленников системой государственных закупок и заказов, так как платило меньше, чем можно было выручить денег на свободном рынке.

Сословный строй. Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением. Часто сословная принадлежность не соответствовала имущественному положению человека, но нарушить сословный порядок, за очень редким исключением, никому не разрешалось.

В раннее Новое время в Японии существовала жёсткая сословная система. Все жители страны подразделялись на четыре сословия: воины (самураи), крестьяне, ремесленники и купцы. Придворные, священнослужители, врачи и учёные, а также «эта» — неприкасаемые, выполнявшие, как и в Индии, самую грязную работу, — в сословия не входили.

В сословной системе существовала строгая иерархия, в которой воины-самураи занимали верхнюю ступень (на рубеже XVII—XVIII вв. вместе с семьями они составляли примерно 10% населения страны). Принадлежность к этому сословию передавалась по наследству, в него входили высшие военачальники, князья, богатые землевладельцы, простые солдаты, высшие и низшие чиновники. Все они имели привилегию носить два меча, в соответствии со своим положением получали пайки риса, а государственный аппарат занимался их распределением. Самураи разделялись на ранги в зависимости от того, какое количество риса они получали.

Самураи. В XVII в. окончательно оформился кодекс чести самураев — бусидо, который предписывал им вести суровый образ жизни, довольствоваться малым, заниматься только военным делом, быть беспрекословно послушными и верными своему господину (крупному землевладельцу, князю) вплоть до готовности принять смерть через ритуальное самоубийство (по-японски называется «харакири» или «сэппуку») по первому его требованию или в случае его смерти.

Самураи сохраняли свои военные организации и культ меча. В их среде меч был культовым предметом (например, чтобы опробовать остроту нового меча, самурай мог убить на улице неприкасаемого). Они создавали школы для обучения воинскому искусству, особенно тем видам, которые считались важными с точки зрения формирования характера: фехтованию на мечах, стрельбе из лука, борьбе дзюдо и верховой езде.

В свободное время самураи занимались военной подготовкой, а высшие из них вдобавок к этому со всей серьёзностью участвовали в чайных церемониях и осваивали искусство составления букетов.

Изменения сословного строя. В Новое время стали появляться первые признаки разложения сословного строя. Были такие самураи, которые по разным причинам отказались от своих обязанностей и лишились средств к существованию. Они преподавали учение Конфуция, становились школьными учителями или писателями. Одни обучали молодёжь владению оружием, другие были охранниками у богатых купцов. Со временем некоторые из них стали заниматься коммерческой деятельностью и даже ремеслом. Те самураи, которые не могли отказаться от сословных предрассудков, предпочитали нищенствовать, но не «опускаться до презренных занятий». Были и такие, которые занимались грабежом и разбоем, объединяясь в банды, терроризировавшие жителей деревень и путников на дорогах.

Атака самураев. Миниатюра из рукописи
Атака самураев. Миниатюра из рукописи

Крестьяне занимали следующую ступень сословной лестницы. Это была основная масса населения, от них зависело пропитание сословия воинов-самураев. Крестьяне не могли оставить свои хозяйства, жизнь их протекала в тяжёлом труде и нищете. Они выращивали рис, сеяли пшеницу и другие зерновые, а также хлопок, табак, чай и пр. Одевались крестьяне в одежду, сделанную из конопли и хлопка (ткали и шили одежду женщины). Государственные указы предписывали крестьянам, что им есть и как одеваться.

Третье и четвертое сословия в обществе составляли ремесленники и купцы. Большинство ремесленников жило в городах, по были среди них и странствующие, ходившие от деревни к деревне. Как правило, сын наследовал профессию отца. Современники отмечали высокое качество их изделий.

Что же касается купцов, то в XVI—XVII вв. власти относились к ним насторожённо. Купцы находились в самом низу сословной иерархической лестницы, их считали «паразитами», которые сами ничего не производят. Однако развитие товарно-денежного хозяйства привело к увеличению этого сословия и росту его богатств. Ни самураи, ни крестьяне и ремесленники без их услуг обойтись уже не могли: у них занимали деньги, им продавали излишки зерна и изделия ремесла.

Купцы организовывались в гильдии, создавали банки. Некоторые из них сколотили огромные состояния и сумели добиться того, что их сыновья успешно сдавали императорские экзамены и становились чиновниками.

Купцы жили по установленным ими правилам на деньги, которые получали от ежедневной торговли. Вот эти правила: ранний подъём, преданность семейному делу, работа сверхурочно, бережливость, забота о здоровье. Это должно было способствовать накоплению денег.

Города под контролем государства. Города на Востоке не добились той самостоятельности, какую имели города в Западной Европе. В XVI—XVII вв. быстро развивались города в Китае. В Пекине уже к 1500 г. население превышало 1 млн человек, в Нанкине оно достигло 660 тыс. В городах были прекрасно развиты ремесло и торговля. О развитии ремёсел говорят и существовавшие тогда названия улиц в Нанкине: Парчовая улица, Сатиновый переулок, Железная улица, улица Красок и т. д. В Пекине были Угольный, Рисовый, Сенной и другие рынки.

Гости у ворот дворца китайских императоров династии Мин в Пекине. Ок. 1500 г. Миниатюра
Гости у ворот дворца китайских императоров династии Мин в Пекине. Ок. 1500 г. Миниатюра

Как вы думаете, чем архитектура Китая XV в. отличается от европейской архитектуры того же времени? Почему?

Все горожане находились под неусыпным контролем государства. Например, в Китае каждый житель города был зарегистрирован в специальной книге, приписан к своей улице и кварталу и обязан дважды в месяц ходить в городское управление на проверку. Поощрялось доносительство на соседей.

Религии Востока — путь самосовершенствования. Нельзя правильно понять внутренний мир и главные ценности людей традиционных обществ Востока, если не познакомиться с их религиозными учениями.

Китайское общество развивалось под влиянием идей Конфуция (551—479 до н. э.). Его учение — конфуцианство — нашло огромное число последователей, стало обязательным для всех китайцев, превратилось в религию.

Конфуция, как и многих учёных древности, прежде всего интересовал сам человек: к чему ему следует стремиться, какими правилами руководствоваться, живя в обществе, как должны строиться отношения в семье, какими должны быть отношения с природой. Образцом для мыслителя являлось древнее божество — Небо, прекрасное и совершенное. Конфуций учил, что человеку должны быть присущи пять добродетелей, находящихся в соответствии с законами природы: мудрость, гуманность, верность, почитание старших и мужество. Без них не может быть порядка в жизни людей. Только избранные способны иметь эти добродетели, но стремиться к ним должен каждый. Созданное на основе разума общественное устройство, по мнению мыслителя, должно давать человеку возможность заниматься самосовершенствованием и приносить пользу для всех. Государство Конфуций рассматривал как большую семью, где младший должен повиноваться старшему (простолюдин — знатному). Старший в государстве — сын Неба, государь. «Государь — отец и мать народа, — поучал мыслитель. — Всякий служащий государю, знатный или незнатный, богатый или бедный, ни при каких обстоятельствах своей жизни не должен восставать против государя». Конфуций учил, что каждый человек должен твёрдо помнить своё положение в обществе, предопределённое Небом. «Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном», — говорил он.

Конфуций учил избегать крайностей. Он считал, что и власть несёт ответственность перед народом, иначе народ не станет ей доверять. «Тот, кто хочет стать правителем государства, — говорил он, — должен сам жить умеренно; при управлении своими рабами должен проявлять свою добродетель».

Учение Конфуция привлекало своей практичностью. Казалось, что на его основе можно создать идеальное общество, идеальную семью и добиться самосовершенствования.

Буддизм — религиозное учение, ставшее мировой религией. Буддизм оказал большое влияние на формирование внутреннего мира людей в Индии, Китае и Японии. Основателем этой возникшей в Индии религии считается царевич Сиддхартха Гаутама (623—544 до н. э.). Его назвали Буддой, что значит «просветлённый высшим знанием». По преданию, царевич, узнав о страданиях народа, бежал из дворца и стал отшельником. Затем 40 лет вёл жизнь нищего странника, учил людей и творил чудеса.

Согласно его учению, вся жизнь человека — непрерывный путь страданий, горя, печали, причина которых — неудовлетворённые земные желания. Но и после смерти страдания не прекращаются, так как душа не умирает, а перерождается снова и снова. Если человек вёл неправедную жизнь, то в новом рождении он может оказаться представителем низшей касты или презираемым всеми животным. Если же он вступил на указанный Буддой путь спасения, сумел подавить в себе земные страсти, то его ждёт «благоприятное возрождение» (душа возродится в представителе высшей касты). Идеал человека — стать «просветлённым», освободиться от мирской жизни, получить полное духовное освобождение, приблизиться к Будде. Тогда наступает полное блаженство, прекращение перерождений и бессмертие души.

Как добиться идеала? Будда учил: «Обуздай глаза, чтобы не соблазняться обольстительными вещами, обуздай уши, язык, тело, обуздай речь, ум, обуздай всё». Буддизм учил уходу от мирской жизни, идеал — стать монахом и жить в монастыре, подавив в себе земные желания.

Буддизм призывал верующих к постоянному самосовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека независимо от его общественного положения. Любой верующий, встав на путь, указанный Буддой, может стать праведником и достигнуть блаженства.

Предложенный буддизмом путь к спасению доступен любому человеку независимо от его общественного положения, и это стало одной из причин распространения буддизма и превращения его в мировую религию.

Индуистское учение вам знакомо из курса истории Древнего мира, поэтому поговорим о древней религии японцев — синтоизме. «Синто» в переводе с японского означает «путь богов». Это очень древняя языческая религия, включающая верования в добрых и злых духов, а также обряды, с помощью которых можно умилостивить духов. В синтоизме существует множество богов, но главным божеством считается богиня Солнца Аматэрасу, от которой, по преданию, ведут своё происхождение японские императоры. Поэтому светские правители почитались как посланцы Неба и их авторитет был непререкаем.

Синтоизм учит, что при определённых условиях в божество может превратиться душа каждого умершего человека. Но для этого необходимо выполнять все религиозные предписания: молиться, совершать жертвоприношения.

Синтоизм использовался в Японии для укрепления власти императора, ставшего с VII в. верховным жрецом.

Для восточных обществ Индии, Китая, Японии характерна веротерпимость. В период раннего Нового времени в этих странах рядом уживались разные религиозные верования: конфуцианство и буддизм в Китае, буддизм и индуизм в Индии, синтоизм и буддизм в Японии. Эти религии определяли духовную и повседневную жизнь общества, своеобразие взглядов на мир и на человека. Люди Востока были убеждены в том, что главное для человека — встать на путь самосовершенствования и обрести внутреннюю гармонию.

1. Какие формы собственности на землю существовали в странах Востока? 2. Сравните положение городов на Западе и на Востоке в XVI—XVII вв. 3. Каким образом государства на Востоке регламентировали жизнь своих подданных? 4. По вашему выбору расскажите об одной из восточных религий. 5. Какие сословия существовали в Японии в XVII в.? 6. К каким последствиям для положения самураев привело начавшееся разложение сословного строя?

  • 1. Составьте рассказ на одну из тем по выбору: «Восточный город глазами европейского путешественника» или «Деревенская община на Востоке».
  • 2. Подумайте, почему именно буддизм превратился в мировую религию.
  • 3. Сделайте вывод: какие основные черты характерны для традиционных обществ Востока в XVI-XVII вв.?

Указ японского правительства (1643)

1. Отныне и впредь старосты и все остальные крестьяне не имеют права строить дома, не соответствующие их положению. <…>

2. Отныне и впредь одежда крестьян может состоять у старост, их жён и детей из шёлковых, чесучовых, холщовых и хлопчатобумажных тканей, а у остальных крестьян — только из холщовых и хлопчатобумажных тканей. Никто не имеет права носить воротнички и пояса. <…>

8. Крестьянин обязан хорошо обрабатывать рисовые поля и пашню, должен часто пропалывать их. Нерадивые крестьяне после расследования и выяснения причин (их нерадивости) будут подвергнуты наказанию.

9. Если какой-либо крестьянин заболеет и окажется не в состоянии обрабатывать свой надел, то ему обязано помочь в первую очередь пятидворье, а затем и вся деревня. Его участок должен быть обработан, а налоги погашены. <…>

11. Запрещается пользоваться паланкинами старостам, крестьянам и их семьям.

Можно ли утверждать, что содержание статей указа иллюстрирует существование в Японии XVII в. традиционного общества? Свое мнение аргументируйте. Какова роль деревенской общины? Приведите соответствующее обоснование.


ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
Социальные сословия в России XVII века

1. Первое сословие Что такое феод? Кого в Европе называли феодалами? Господствующим сословием в российском обществе оставались феодалы. Прежде к ним относили лишь бояр, имевших…

Михаил Скопин-Шуйский

Михаил Васильевич родился в семье боярина Василия Фёдоровича Скопина-Шуйского, прославившегося во время обороны Пскова от поляков в 1581—1582 годах. С 15 лет Михаил Скопин-Шуйский служил…

Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций

Нам предстоит изучить события, которые потрясли европейские страны и оказали судьбоносное влияние на их дальнейшее развитие. «Жемчужина в короне Габсбургов». Вряд ли Карл V или Филипп…

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады

1. Боярское правление. Елена Глинская В декабре 1533 г. великий князь московский и всея Руси Василий III умер. Перед своей кончиной он назначил для попечения…

Величие и упадок Испании

Окончание Реконкисты и начало завоевания Америки позволили Испании ненадолго стать сильнейшей в политическом отношении державой Европы. К тому же бурные события Реформации практически не затронули…

Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве

1. Первые Романовы Вспомните, в каких европейских государствах в XIV—XVI вв. менялись правившие династии. Михаил Фёдорович. Миниатюра XVII в. Первым российским государем новой династии стал…

Индия, Китай и Япония. Начало европейской колонизации

Вы уже знаете, что в результате Великих географических открытий на Восток стали проникать европейские купцы и торговые компании. Так началась эпоха колониальных завоеваний, длившаяся в…

Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в.

1. Изменение в восприятии картины мира русским человеком в XVII в. В понимании русским человеком окружающего мира и своего места в нём в XVII столетии…

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация

В середине XVI в. Реформация распространилась по всей Европе, охватив Англию, Францию, Данию, Норвегию, Нидерланды, Швейцарию. Одним из крупнейших центров Реформации стала Швейцария, где создателем…

Технические открытия и выход к Мировому океану

Великие географические открытия ознаменовали собой рубеж, от которого ведёт свой отсчёт Новое время. Но для того чтобы они стали возможны, потребовались большие изменения: должны были…

Дух предпринимательства преобразует экономику

В XV—XVI вв. в городах Западной Европы благодаря внутренней и международной торговле, банковскому делу в руках купцов и банкиров накапливались большие состояния. Всё больше становилось…

Курбский Н.: Контурные карты по истории России. XVII — XVIII века. 7 класс

Российское государство к началу XVII в. (Европейская часть) Смутное время. Интервенция Польши и Швеции Смутное время. Крестьянская война начала XVII в. Вхождение украинских земель в…

Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия

«Нашли материк, доселе ещё не открытый никем». Вы уже знаете, что идея найти путь в Индию через «море Мрака» давно будоражила умы всех, кто ощущал в…

Путь к парламентской монархии

Движения протеста. Не все жители Англии одобряли реформы парламента. Из движений протеста в годы революции мы рассмотрим два — движение левеллеров (в пер. с англ. —…

Международные отношения в конце XV—XVII в.

Вера и династия. С точки зрения истории международных отношений раннее Новое время делится на два больших периода. Их разделяет 1648 год — подписание Вестфальского мира, окончившего…