Великие географические открытия и идеи гуманизма изменили жизнь европейского общества. В XVI в. за ними последовало ещё одно крупнейшее явление европейской и всемирной истории, связанное с появлением новых христианских вероучений и отходом от католицизма большой части верующих. Произошёл раскол Римско-католической церкви и образование новых христианских церквей. Этот процесс называется Реформацией (от слова «реформа» — преобразование, переустройство). В данном случае Реформация — это движение за переустройство церкви. Как вы заметили, термин «Реформация» пишется с большой буквы (так же как и Возрождение) и обозначает целую эпоху.
Причины религиозной революции. Реформацию часто называют религиозной революцией. Революции бывают в разных сферах жизни: в общественных отношениях, в технике, культуре, науке, сфере сознания. Вы уже знаете о «революции цен» в Европе, явившейся одним из последствий Великих географических открытий. Это была революция в области хозяйственной жизни. Реформация стала революцией в сфере сознания людей. Рассмотрим её причины.
Папа римский и католические богословы. Карикатура XVI в.
Объясните замысел автора карикатуры. Какие детали изображения помогают раскрыть его?
В XVI в. католическая церковь переживала кризис. Под влиянием идей гуманистов, признававших в человеке единство телесного и духовного начал, шёл процесс обмирщения сознания: человек стал думать не только о божественном, не только о загробном мире — его мысли обратились и к земной, мирской жизни. В человеке проснулась жажда познания, активной деятельности.
Католической церкви всё труднее становилось сохранять своё монопольное влияние на души и умы верующих. Невежество и безграмотность в среде духовенства, противоречия между тем, что проповедовалось на словах, и тем, что совершалось на деле, вызвали нарастание антицерковных настроений во всех слоях общества. Князья жаловались на вмешательство духовных лиц в их дела (они были не прочь присвоить себе часть церковных земель), города — на поборы монастырей, расположенных в городской округе, крестьяне — на увеличение церковных владений и огромные поборы.
Недоверие к церкви усиливалось невежеством и безнравственностью части священнослужителей, разочаровывал и сам папа римский.
«Тремя вещами подчиняет себе Рим: насилием, хитростью и лицемерием» (Ульрих фон Гуттен, 1488—1523). Увидеть пану римского, получить его благословение — не было большего желания у верующего человека. Множество людей из всех европейских стран и из всех слоёв общества отправлялось в далёкую Италию, в Рим, чтобы исполнить свою мечту. Но зачастую это путешествие верующих разочаровывало.
Останавливаясь на ночлег в крестьянских домах или придорожных гостиницах, паломники с огорчением и возмущением рассказывали о той роскоши, в которой живут папа и кардиналы, об их жадности, об их образе жизни, никак не подобавшем служителям Бога.
И вправду, было чем возмущаться! Любимыми развлечениями многих священнослужителей были пиры и охота. Очень любил охотиться и папа Лев X. Когда он сидел на коне в охотничьей одежде, кто мог подумать, что это духовный, а не светский владыка? Приблизившись к папе римскому, все католики в знак почтения должны были целовать папскую туфлю. А тут вместо сафьяновой туфли — облепленный грязью сапог. И целовали, но это вызывало совсем не религиозные чувства.
Все католики, от простого крестьянина до могущественного князя, должны были отдавать десятую часть своих доходов церкви. Большие суммы денег приносили папской казне назначения на высшие духовные должности — епископов и аббатов. Бесконечная армия папских чиновников занималась бесстыдным вымогательством. Без подкупа папских властей и чиновников нельзя было оформить в папской канцелярии ни одного документа. Без богатых подарков в Рим не ездили — взятки брали не только кардиналы, но и сам папа.
Вы уже знаете об индульгенциях — папских грамотах об отпущении грехов. Теперь за деньги церковь стала давать отпущение не только уже совершённых грехов, но и будущих.
В первом десятилетии XVI в. по приказу папы Юлия II в Ватикане шло строительство не знавшего себе равных по величию собора Святого Петра, что требовало огромных денег. Средства добывали продажей индульгенций, принявшей совсем уж бесстыдный характер. Их продавали на каждом углу, особенно активно этим занимались монахи. Всюду, где было скопление народа: на рынках, ярмарках, в церквях, — предлагали они купить индульгенцию, заполнить её на своё имя и обрести спасение души.
Особое возмущение политика католической церкви вызывала в раздробленной Германии, где во главе некоторых земель стояли духовные владыки и не было сильной центральной власти, способной защитить своих подданных, как, например, во Франции.
В результате в обществе стали распространяться различные религиозные течения, где основной акцент делался не на внешнее обрядовое выражение религиозности, а на внутреннее индивидуальное устремление человека к Богу.
Торговля индульгенциями. Неизвестный художник
Родиной Реформации стала Германия, где это движение поддержали часть князей, горожане, крестьянство.
Мартин Лютер. На развитие Реформации в Европе повлияло учение Мартина Лютера (1483—1546). Предки Лютера были крестьянами, от них он унаследовал умение выстоять в самых трудных ситуациях. Отец Мартина сначала был простым рудокопом, но затем разбогател и стал владельцем шести литейных мастерских. Воспитывался Мартин в строгости. Образование он получил в религиозных школах. В 18 лет юноша поступил учиться в Эрфуртский университет, а закончив его, постригся в монахи. Затем он продолжил изучать теологию в Виттенбергском университете, стал его профессором, доктором богословия.
Борьба за Реформацию началась. Как же произошёл разрыв между Лютером и Римом?
В 1517 г. монах Иоганн Тецель разъезжал по Германии с ворохом индульгенций, предлагая свой товар в городах и деревнях. Его бесстыдство поражало. «Гоните монету, — кричал Тецель, — спасайте ваших близких! Как только монета окажется в моей кружке, душа грешника попадёт в рай!»
31 октября 1517 г. Мартин Лютер прикрепил к дверям церкви несколько листков бумаги. Это были знаменитые 95 тезисов против индульгенции. Они всколыхнули всю Германию.
Ещё через три года, в 1520 г., Лютер в присутствии своих студентов сжёг папское послание об отлучении его от церкви. А ещё через год, в 1521 г., его вызвали на императорский суд в Вормс.
Мартин Лютер. Художник Л. Кранах Старший
«На этом я стою. И не могу иначе». Друзья Лютера, беспокоясь за его жизнь, предлагали ему не ехать в Вормс. «Ожидайте от меня всего, но только не побега и не отречения. Я не убегу и не отрекусь от своего учения, которое буду признавать до последнего дня» — так ответил своим сторонникам этот мужественный человек. И продолжил: «Если бы на дороге к Вормсу стояли костры и их огонь доходил бы до неба и если бы в Вормсе было столько чертей, сколько черепиц на крышах домов, то я и тогда бы поехал…»
Звёздным часом для него стал суд в Вормсе. Люди заполнили улицы и площади города, солдаты силой расталкивали народ, чтобы проложить Лютеру путь к ратуше, где проходило заседание.
Император Священной Римской империи германской нации Карл V потребовал, чтобы Лютер отрёкся от своего учения и подчинился папе, но получил отказ. Обращаясь к собранию, Лютер произнёс свои знаменитые слова: «На этом я стою. И не могу иначе. Бог поможет мне. Аминь». Во время его речи из зала доносились возгласы одобрения. Многие думали, что после суда Лютера ждёт судьба Яна Гуса, однако саксонский князь Фридрих помог ему бежать, укрыл в одном из своих замков, где Лютер жил под именем рыцаря Георга и переводил на немецкий язык Библию и другие религиозные тексты.
А в это время в немецких землях началось ниспровержение католицизма. По дорогам Германии передвигались бродячие проповедники, призывая народ сбросить власть не только папы римского, но и светских князей.
Лютер не мог принять этих призывов. Он резко выступил против своих вчерашних сторонников и призвал князей установить над церковью свою власть.
«Спасение верой» — это основополагающая идея учения Лютера. Он предложил верующим ответ па главный волнующий их вопрос: как достичь спасения души? Лютер осуждал отпущение грехов за плату, считая это злоупотреблением со стороны церкви и папства, он также выступил против учения церкви о возможности спасения души лишь при посредстве священнослужителей. В душе каждого верующего, учил Лютер, существует Божий глас — это собственная совесть, моральные принципы. Прислушиваясь к этому внутреннему голосу, человек сам принимает решения и совершает поступки и сам несёт за них ответственность. В отличие от учения католической церкви о спасении делом, о том, что добрые поступки служат цели всеобщего спасения, учение Лютера указывало, что спасение верующего — это его индивидуальное дело.
Учение Лютера можно свести к трём главным положениям: человек спасается только верой; вера обретается только через милость Бога и не зависит ни от каких заслуг человека; только Священное Писание, Слово Божье, является авторитетом в делах веры.
Лютер учил, что священники должны растолковывать верующим Библию, научить их читать священные книги — быть наставниками в религиозной жизни. «У нас одно крещение, одно Евангелие, одна вера», — писал Лютер, доказывая, что священнослужитель — это должность, на которую может быть избран каждый верующий. Учение Лютера не признавало монашества. Он считал, что священники могут жениться, носить обычную одежду. Лютер заявлял, что церковь не должна владеть землями и большим имуществом, она должна стать дешёвой — освободиться от длительных обрядов, пышных одежд священнослужителей, богатого внутреннего убранства. И подчиняться церковь должна не папе, а светским владыкам, князьям и императорам. Богослужение в такой церкви должно вестись не на латыни (понятной лишь священнику), а на родном языке.
Основанная на учении Лютера церковь стала называться лютеранской, Учение Лютера было связано с распадом традиционного общества и постепенным формированием человека нового типа. Такому человеку не нужны были посредники для общения с Богом.
Города и деревни заволновались. Население изгоняло католических священников и закрывало церкви. Началось движение народной Реформации, лидером которой стал священник Томас Мюнцер, Он заявлял, что простые люди должны взять власть в свои руки и установить справедливое правление, основанное на христианских заповедях.
В 1524—1525 гг. в центральных и южных районах Германии вспыхнула Крестьянская воина. Крестьяне поджигали дворянские замки и монастыри, отказывались от несения повинностей, разворовывали господское имущество. Они требовали отмены личной зависимости, уменьшения размеров повинностей и десятины. Однако крестьянские выступления закончились поражением. Последовала жестокая расправа над восставшими. Многих из них казнили, в том числе Томаса Мюнцера.
Лютер выступления народа не поддержал и заклеймил их, назвав «разбойничьими шайками».
«Чья страна, того и вера…» После окончания Крестьянской войны началась княжеская, или умеренная, Реформация. Князья захватывали монастырские земли, некоторые духовные князья отказывались от своего сана и объявляли себя государями своих бывших духовных княжеств. Часть князей, напуганная Крестьянской войной и считавшая её причиной движение за реформу церкви, сохранила верность католицизму. Вся Германия оказалась ввергнутой в вооружённое противостояние, князья и дворяне раскололись на два лагеря.
В 1529 г. император Карл V подтвердил решение Вормского рейхстага о запрете лютеранства и запретил присвоение князьями монастырского и церковного имущества. Тогда сторонники Лютера заявили ему протест. Сторонников Реформации церкви стали называть протестантами. В Германии начались религиозные войны между католиками и протестантами,
Карл V пытался защитить католическую церковь, и не только потому, что сам был ревностным католиком, но и потому, что боялся: вслед за борьбой против папы начнётся борьба против светских владык, не станут платить десятину папе — перестанут платить налоги князьям и императору.
Но остановить реформационное движение было уже невозможно. В 1530—1540-е гг. Реформация в Германии продолжалась. Карл V, занятый войнами с Францией и Турцией и почти не бывавший в Германии, начал опасаться, что на сторону Реформации перейдёт большинство курфюрстов и императорская корона будет потеряна для католиков Габсбургов. Он поспешил заключить мир с французами, двинулся в Германию и разгромил протестантских князей.
Подписание Аугсбургского религиозного мира 25 сентября 1555 г. Неизвестный художник
Боязнь потерять власть всполошила всех германских князей — и протестантов, и католиков. Некоторые князья-католики присоединились к князьям-протестантам и разбили армию Карла V. Император сам чуть было не попал в плен. Уставший от войн и преследовавших его неудач, Карл V в 1555 г. заключил с князьями в Аугсбурге религиозный мир, по которому устанавливалось равноправие католиков и протестантов, князья получили право определять религию своих подданных. Подданный был обязан исповедовать ту религию, которой придерживался его князь. Это положение позднее было выражено словами: «Чья страна, того и вера…»
Главой церкви в каждом немецком княжестве признавался князь; ему было подчинено особое ведомство, распоряжавшееся церковными делами. Протестантские проповедники — пасторы — находились на государственной службе. Лютеранская церковь стала учреждением, подчинённым князю. Пышные церковные обряды отменили, из церквей убрали скульптуры, упразднили почитание икон и святых мощей. Церковь стала дешёвой.
Северные и северо-восточные земли Германии, а также некоторые княжества в Центральной Германии приняли лютеранство, Юг остался католическим.
Князья заставили императора подчиниться своей воле. Аугсбургский религиозный мир закрепил политическую раздробленность Германии, что надолго затормозило процесс создания здесь единого национального государства.
1. Выпишите из текста параграфа в тетрадь термины, характеризующие процесс Реформации. 2. Составьте в тетради план по теме «Причины Реформации в Германии». 3. Укажите, каких целей в движении за реформу церкви добивались князья, феодалы, горожане и крестьяне. 4. Используя материал параграфа и представленный ниже документ, изложите в виде тезисов (в тетради) основные идеи учения М. Лютера. 5. Сравните, что получили от Реформации различные слои населения Германии. Все ли участники Реформации достигли своих целей?
- 1. Как связаны между собой гуманизм и Реформация? Объясните высказывание: «Эразм снёс яйцо, а Лютер его высидел».
- 2. Подумайте, смогла бы начаться Реформация без выступления Лютера. Своё мнение обоснуйте.
- 3. Обсудите в классе, почему идея создания лютеранской церкви нашла широкий отклик среди различных слоев населения Германии.
- 4. Объясните высказывание: «Чья страна, того и вера…» Какое значение имело заключение Аугсбургского религиозного мира?
- 5. Подумайте, какое значение для европейцев имело создание лютеранской церкви. В чём вы видите причины того, что лютеранская церковь существует и в XXI в.?
- 6. С помощью Интернета выясните, в каких странах в наши дни исповедуют лютеранство.
Из воззвания Мартина Лютера «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства» (1520)
…Выдумали, будто бы папу, епископа, священников, монахов следует относить к духовному сословию, а князей, господ, ремесленников и крестьян — к светскому сословию. Всё это измышление и надувательство… ведь все христиане воистину принадлежат к духовному сословию и между ними нет иного различия, кроме разве что различия по должности и занятию… А если папа или епископ совершают помазание… посвящают в сан, освящают, одеваются не так, как миряне, то всё это возносит только лицемеров и болванов, но никогда не превращает в христианина или духовное лицо…
…И вообще каждый крестившийся может провозглашать себя рукоположенным во священники, епископы и папы, хотя не каждому из них подобает исполнять такие обязанности. И хотя мы все в равной степени священники, никто не должен ловчить и выдвигаться по своей воле без нашего согласия и избрания, то есть делать то, на что мы все имеем равные права. Ведь то, что принадлежит общине, никто не может, помимо воли и разрешения общины, присвоить себе. И если случится, что кто-нибудь, избранный на такое служение, будет смещён за какие-то злоупотребления, то он снова станет тем, кем был прежде. Поэтому необходимо, чтобы священник христиан был только должностным лицом. Пока он служит, он возвышается, когда его смещают, он такой же крестьянин, как другие.