Распространение Реформации в Европе. Контрреформация

27 августа 2024 - 21 прочитали

В середине XVI в. Реформация распространилась по всей Европе, охватив Англию, Францию, Данию, Норвегию, Нидерланды, Швейцарию. Одним из крупнейших центров Реформации стала Швейцария, где создателем нового христианского вероучения стал Жан Кальвин, своими идеями и опытом нового церковного устройства оказавший большое влияние на европейские страны.

Жан Кальвин о предопределении человека. Жан Кальвин (1509—1564), будущий виднейший деятель Реформации, родился во Франции. Он получил прекрасное образование, в совершенстве овладел латынью, древнееврейским и древнегреческим языками, что дало ему возможность читать Библию в оригинале. Познакомившись с учением Лютера, он в 1533 г. объявил себя протестантом. За участие в распространении протестантских воззваний Кальвин подвергся преследованиям и бежал в Швейцарию, где написал книгу, в которой изложил основные положения своего учения. Так оформилось ещё одно протестантское вероучение — кальвинизм.

Жители Женевы, одного из центров Реформации, пригласили Кальвина поселиться в их городе. За огромное влияние на умы людей современники назвали Кальвина «женевским папой».

Вслед за Лютером и другими религиозными мыслителями Кальвин попытался дать ответ на вопрос, волновавший верующих более тысячи лет: свободен ли человек в выборе своего жизненного пути или его судьба (в том числе и после смерти) заранее предопределена Богом? Кальвин утверждал, что души людей предопределены Богом либо к вечному спасению, либо к вечной погибели. Никто из верующих не может знать своего предопределения. Но человек, согласно учению Кальвина, не должен пассивно ожидать свершения своей судьбы, его долг — идти ей навстречу, быть тружеником, выявить все заложенные в нём Богом способности. В этом заключается его главное служение Богу, которое в конечном счёте должно помочь узнать своё предопределение: успех в земных делах — знак спасения. Если же человеку не везёт, он не должен впадать в отчаяние и терять надежду на спасение, а должен приложить больше труда, возможно, успех ещё придёт. По учению Кальвина выходило, что одной только искренней веры в Бога для спасения недостаточно: каждый человек, какое бы место в обществе он ни занимал, должен терпеливо и безропотно работать всю свою земную жизнь для получения подтверждения, что он избран Богом.

Жан Кальвин. Неизвестный художник
Жан Кальвин. Неизвестный художник

Учение Кальвина заставляло его последователей упорно трудиться: иным путём знак спасения души получить было невозможно.

Среди части дворянства были популярны политические взгляды Кальвина, признававшего право подданных на свержение короля, если тот нарушает законы не только человеческие, но и божеские.

Кальвинизм провозглашал новые моральные ценности, новые нормы отношения к труду — бережливость, расчёт, скупость, накопление в сочетании с неустанным трудом, умеренность в быту. Такое учение отвечало прежде всего идеалам горожан и предпринимателей в эпоху зарождения капиталистического хозяйства. Оно подчёркивало богоугодность их деятельности и одновременно укрепляло дух предпринимательства.

Кальвинистская церковь. Кальвинистская церковь признавала только два таинства — крещение и причастие, а по своему устройству отличалась и от католической, и от лютеранской. Церковная община не подчинялась городским светским властям и пользовалась правом самоуправления. Она избирала и контролировала своих руководителей — проповедников и старшин, пресвитеров (от греч. presbyteros — старейшина). Поэтому кальвинистскую церковь иногда называют пресвитерианской, а её сторонников пресвитерианами. В этой церкви не существовало возведённых в сан священников. Вместо них имелись проповедники — пасторы, которых избирали из числа наиболее грамотных прихожан, знающих Священное Писание. Пасторы получали образование в Женевской академии. Для обсуждения общих дел представители общин собирались вместе и принимали нужные решения. Казалось бы, такая церковь очень демократична. Но это было не совсем так. Пасторы вмешивались в частную жизнь своих прихожан, следили за их поведением, по сути дела, лишали их духовной свободы. За отступление от кальвинистского учения верующих жестоко наказывали.

Кальвин и сам проявлял беспощадность к тем, кто сомневался в истинности его учения. Такой «грех» совершил испанский учёный Мигель Сервет, и в 1563 г. за это был сожжён в Женеве по приказу «женевского папы».

«Рим кальвинизма». Женева превратилась в «Рим кальвинизма». Городом управлял избираемый общиной верующих церковный совет, но фактически все вопросы решал Кальвин, установивший в Женеве свою диктатуру, хотя официально он никаких постов не занимал. Безвозвратно ушли в прошлое весёлые народные праздники, карнавалы, музыка, танцы. Люди ходили в тёмных одеждах (роскошь была запрещена) и распевали псалмы. Мало стало праздничных дней. Все боялись Божьего гнева и должны были исполнять суровый завет: «Молись и работай!» Но однажды доведённые до отчаяния фанатизмом Кальвина женевцы изгнали его на несколько лет из города.

Кальвинизм пользовался поддержкой дворянства и зарождавшегося слоя предпринимателей Швейцарии, Англии, Франции и Голландии. А разве могло быть иначе? Ведь увеличение рабочих дней и накопительство, способствовавшие обогащению, больше не считались грехом. Наоборот, предпринимательская деятельность, нажива превратились в богоугодное дело. Кальвинистская трудовая этика способствовала развитию капиталистического хозяйства и дальнейшему разложению традиционного общества, утверждению человека Нового времени. Кальвинизм как протестантское учение распространялся по всей Европе.

Католическая церковь борется с ересью. Католицизм не хотел и не мог смириться с возникшим против него религиозным протестом, выразившимся в Реформации. Кроме того, Рим не желал терять источник своих богатств — десятину. Всех протестантов папа римский объявил еретиками, а для борьбы с ними использовал любые возможные средства. Католическая церковь поощряла доносы на протестантов — доносчик в качестве вознаграждения получал часть имущества осуждённого. Охота на инакомыслящих велась и в университетах. В целях борьбы с вредными идеями католическая церковь ввела цензуру печати. В Риме был опубликован особый список — «Индекс запрещённых книг». Эти книги сжигали, а тем, кто пользовался такой литературой, грозила смерть. За чистоту веры боролась и инквизиция, особенно свирепствовавшая в Испании и Италии.

Сжигание еретика на костре. Гравюра на дереве. XVI в.
Сжигание еретика на костре. Гравюра на дереве. XVI в.

Церковная политика, направленная на то, чтобы остановить распространение протестантизма, получила название Контрреформация.

Орден иезуитов. Мощным орудием в борьбе против Реформации стал утверждённый папой в 1540 г. новый монашеский орден «Общество Иисуса», или орден иезуитов (от лат. Jesus — Иисус). Перед иезуитами стояла чёткая задача — «вернуть заблудшие массы в ограду церкви».

Создателем «Общества Иисуса» стал испанский дворянин Игнатий Лойола (1491—1556). Лойола мечтал о военной карьере, принимал участие в войнах Карла V, но в одном из сражений ему раздробило ядром ногу, и он навсегда остался хромым. С военной карьерой было покончено. Во время долгого лечения он много читал, в основном жития святых, и постепенно у него возникло желание прославить себя религиозными подвигами. В 1523 г. Лойола совершил паломничество в Иерусалим. По возвращении в Европу он отправился в Париж, чтобы завершить там религиозное образование. Жил он в крайней нищете, но изучение богословия не бросил. Лойола собрал вокруг себя нескольких единомышленников и стал для них наставником в духовной жизни — учил их различать то, что соответствует воле Бога и Евангелию. 15 августа 1534 г. в церкви они дали торжественный обет бороться с неверными и пожертвовать собой во имя блага души. Свою организацию они назвали «Общество Иисуса». Так было положено начало ордену иезуитов.

Игнатий Лойола. Неизвестный художник
Игнатий Лойола. Неизвестный художник

Устав ордена имел своей целью превратить общество в орудие для расширения власти папы римского. И хотя орден был монашеский, его члены жили в миру, и им следовало добиваться доверия у государей и знати, использовать их власть и богатство для укрепления католической церкви. Многих богатых людей иезуиты склонили завещать своё имущество ордену, который становился всё богаче: ему принадлежали земли, предприятия, торговые корабли, колонии в Новом Свете.

Этот орден боролся с Реформацией тем, что стремился принимать участие во всех сферах общественной жизни. Иезуиты вели миссионерскую работу, занимались благотворительностью. Для верующих они читали интересные проповеди на национальном языке, проводили пышные богослужения. Но главное — иезуиты стремились влиять на молодёжь. Они создавали прекрасные школы, где преподавание велось на национальном языке и где все желающие (юноши) могли бесплатно получить хорошее образование. Орден специально занимался воспитанием детей из знатных семей, элиты, которая в будущем станет управлять государствами. Политика для иезуитов являлась не самоцелью, а средством для укрепления католической церкви.

Проследите, какие изменения произошли на карте Европы в результате Реформации. (Используйте карту на с. 107.)

Реформация в Европе в XVI в.
Реформация в Европе в XVI в.

На случай непокорности «сильных мира сего» у иезуитов всегда были наготове яд и кинжал. Убийца не считался грешником — старший по званию чин ордена брал на себя моральную ответственность за преступления, совершённые младшим чином. Иезуиты хорошо усвоили главное правило ордена: «Если церковь определила, что вещь, кажущаяся нам белой, черна, мы сразу же должны признать её чёрной». Орден был послушным орудием в руках папы римского, следуя своему девизу: «Всё во славу Бога».

Попытки реформ и Тридентский собор. Потеря власти над рядом европейских стран привела Рим в замешательство, по ненадолго. Уже в 40-х гг. XVI в. папы пытались вернуть утерянные позиции, а главное — источник своих богатств — десятину. Однако деятели католической церкви пришли к пониманию необходимости проведения некоторых реформ, которые приблизили бы церковь к верующим и ограничили абсолютную власть папы. Во второй половине XVI в. католические богословы создали переводы Библии на национальные языки.

Но попытки реформ встречали сопротивление большей части католического духовенства. Спорные вопросы должен был разрешить Тридентский собор, открывшийся в 1545 г. и заседавший (с перерывами) почти 18 лет. Однако победу в решении основных вопросов одержала реакционная часть духовенства. Она добилась решения о верховенстве папы над собором, строгого соблюдения духовенством всех церковных предписаний и указаний папы. Собор сохранил за церковью исключительное право толкования Священного Писания и принял меры для укрепления инквизиции. Сторонникам реформ удалось добиться только запрета на продажу индульгенций и открытия семинарий (учебных заведений) для подготовки католических священников.

В устройстве католической церкви и в отношении к протестантизму ничего не изменилось. Преодолеть раскол церкви не удалось.

Во второй половине XVI в. борьба против Реформации продолжалась, её возглавил сын Карла V король Испании Филипп II.

В XVI в. европейский мир охватил религиозный мятеж, вызванный стремлением личности к большей свободе и самостоятельности. Эпоха Реформации — это эпоха кризиса католической церкви. Из-под папской власти ушли Скандинавия, Англия, Шотландия, Северная Германия. Реформация оставила в истории глубокий след, она изменила духовный, политический и экономический характер европейского общества, вызвала ряд народных движений, направленных против сеньориальных порядков.

1. Выпишите в тетрадь термины, характеризующие кальвинизм, и термины, характеризующие процесс Контрреформации. 2. Расскажите об учении Кальвина и устройстве кальвинистской церкви. Почему его прозвали «женевским папой»? 3. Используя материал параграфа, документы к нему и художественную литературу, ответьте на вопрос: когда и с какой целью был создан орден иезуитов? 4. Назовите причины Контрреформации. 5. Сравните общие черты и различия в учениях М. Лютера и Ж. Кальвина. (Основания для сравнения определите самостоятельно.) Сделайте вывод. Результат выполнения задания оформите в виде таблицы в тетради.

  • 1. Докажите, что кальвинизм способствовал развитию предпринимательской деятельности в странах Европы.
  • 2. Французский писатель XVIII в. Вольтер сказал: «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир». Как вы понимаете это высказывание?
  • 3. Как Реформация повлияла на духовное, политическое и экономическое развитие европейского общества?

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.

1. Казанское ханство Одним из первых из состава Золотой Орды в 1438 г. выделилось Казанское ханство. Оно располагалось на Средней Волге и Каме, на тех…

Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол

1. Церковь после Смуты Смута стала суровым испытанием и для церкви. Часть духовенства во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия I (сам патриарх венчал его…

Народы России в XVII в.

Как в XVII в. происходило дальнейшее формирование многонационального Российского государства? Какие народы вошли в состав России в XVII в.? Русские крестьяне в зимней одежде. Современный…

Повседневная жизнь

Вы уже познакомились с экономическим и политическим развитием европейских стран в начале Нового времени. Но представляете ли вы, в каких условиях изо дня в день…

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции

В 1598 г. во Франции был издан Нантский эдикт, провозгласивший принцип веротерпимости (и действовавший до 1685 г.). В нём говорилось: «Чтобы не дать никакого повода…

Смута в Российском государстве

1. Экономические трудности начала XVII в. 1601 —1603 годы были неурожайными. Нескончаемые летние дожди сменялись ранними морозами. С трудом засеянные поля не давали всходов. Страну…

Избрание Бориса Годунова на царство

7 января 1598 года, не оставив наследников, умер царь Фёдор. Власть уже давно находилась в руках Бориса Годунова — брата царицы Ирины. Но по вековой…

Патриарх Никон

Патриарх Никон (мирское имя Никита Минин (Минов); май 1605, село Вельдеманово — 17 августа 1681, Тропинская слобода, Ярославль) — московский патриарх, имевший полный официальный титул…

Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.

Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся В чём проявлялось бережное отношение народов России к традициям своих предков? Народы, вошедшие в состав Российского государства…

Формирование единых государств в Западной Европе и России

1. Предпосылки и особенности формирования единых государств в Западной Европе и России Одной из главных предпосылок формирования единых государств в Западной Европе стало развитие рыночных…

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.

1. Особенности развития культуры России в XVI в. Создание единого государства привело к огромным изменениям во всех сферах жизни общества, в том числе и в…

Русские путешественники и первопроходцы XVII в.

1. Кто и как шёл в Сибирь Если европейские путешественники в XV—XVII вв. осваивали прежде всего земли на западе, то русские землепроходцы отправлялись на восток…

Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций

Нам предстоит изучить события, которые потрясли европейские страны и оказали судьбоносное влияние на их дальнейшее развитие. «Жемчужина в короне Габсбургов». Вряд ли Карл V или Филипп…

Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.

1. Литва и Балтика Сигизмунд I. Художник Л. Кранах Младший Главной внешнеполитической задачей единого Российского государства в первой трети XVI в. была борьба с Великим…

Индия, Китай и Япония: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени

Нам предстоит рассмотреть историю Индии, Китая и Японии в эпоху раннего Нового времени. Каждая страна имела свою древнюю культуру, свой особенный путь развития, но, наряду…