Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции

27 августа 2024 - 19 прочитали

В 1598 г. во Франции был издан Нантский эдикт, провозгласивший принцип веротерпимости (и действовавший до 1685 г.). В нём говорилось: «Чтобы не дать никакого повода к смутам и распрям среди наших подданных, мы позволили и позволяем исповедующим так называемую реформированную религию жить и обитать во всех городах и местах нашего королевства… без преследований, притеснений и принуждений…» Путь к Нантскому эдикту был длиной в несколько десятков лет.

Один король, но две веры. В конце XV в., когда завершилось объединение Франции, она ио численности населения стала самым большим государством в Европе. В стране проживало около 15 млн человек.

В конце 1520-х—начале 1530-х гг. во Франции стал распространяться протестантизм. В стране появились французские переводы Евангелия, в храмах стали звучать молитвы на родном языке. Кто же становился гугенотами (от нем. Eidgenossen — союзники, товарищи; так во Франции называли кальвинистов)?

Лувр. Париж. Франция. Гравюра XVI в.
Лувр. Париж. Франция. Гравюра XVI в.

Во Франции были представители старинной знати, недовольные укреплением королевской власти, вспоминавшие времена своей независимости. Многие дворяне, обедневшие в результате «революции цен», по примеру Германии не прочь были бы прибрать к рукам богатство церкви.

Под тяжестью налогов стонали горожане, ведь Франция вела разорительные войны с Карлом V — императором Священной Римской империи и испанским королём. Города желали и возвращения былых прав и привилегий, а также уменьшения роли королевских чиновников в городской общине.

Протестанты были и среди крестьян, недовольных сеньориальными и церковными поборами.

В результате Франция оказалась расколотой на два враждебных лагеря — католиков и протестантов. Католиков поддержали французские короли из династии Валуа, встревоженные тем, что раскол церкви создаст угрозу единству государства.

Если север Франции и королевский дом остались на стороне католической церкви, то Южная Франция стала протестантской.

Гугеноты вели себя активно. Они считали своим долгом обратить всех в «истинную» веру. Сначала гугеноты просто собирались на тайные собрания, распевали религиозные гимны, молились. Затем они перешли к активной борьбе против папы римского и его епископов. Хотя первые общины гугенотов в городах были невелики и разобщены, они рьяно взялись за дело. Сами создали тайные типографии, где печатали листовки с изложением учения Лютера и Кальвина, которые распространяли по всей стране. В 1534 г. такие листовки были обнаружены даже в личных покоях короля в Лувре. По всей стране гугеноты рассылали своих священников — пасторов.

Первая кровь. В 1559 г. от раны, полученной на рыцарском турнире, скончался король Франции Генрих II Валуа. Это событие было воспринято многими гугенотами как воля Проведения (Генрих II был гонителем протестантов). После смерти Генриха II Францией поочерёдно правили его сыновья Франциск II (1559—1560), Карл IX (1560—1574) и Генрих III (1574—1589). Они были слабыми правителями, находящимися под влиянием аристократических группировок. Большую роль при дворе играла супруга покойного короля Генриха II Екатерина Медичи (она была регентшей при малолетнем Карле IX), которая старалась лавировать между аристократическими группировками и укреплять королевскую власть.

У католической и протестантской партий появились лидеры: герцоги Гизы — у католиков, представители знатного рода Бурбонов — у гугенотов. В 1560 г. гугеноты во главе с принцем Людовиком де Бурбоном-Конде предприняли попытку «освободить короля от тирании Гизов», отстранив их от власти. Заговор был раскрыт, его рядовые участники казнены.

В марте 1562 г. всесильный герцог Франсуа Гиз проезжал через местечко Васси, где в то время шло богослужение у местных гугенотов. Услышав пение протестантских гимнов, свита Гиза попробовала разогнать «еретиков», но встретила сопротивление. Тогда свита герцога с оружием в руках напала на мирных людей. Было убито более 20 и ранено около 100 человек. В Париже Гиза встретили как героя. Случай в Васси стал поводом для начала религиозных войн, которые длились более 30 лет (1562—1598). В этой борьбе гугеноты получали помощь от Англии и немецких протестантов, а католики — от Испании.

Путь беды. Религиозные войны толкнули страну на путь беды. Католики создавали свои братства, устраивали многочисленные процессии, убивали гугенотов. Они не щадили ни женщин, ни детей. Имущество гугенотов сжигалось. Всё это не считалось грехом, ведь гугеноты были еретиками, следовательно, их надо было уничтожать.

Гугеноты были не так жестоки. Обычно в захваченных городах они разоряли католические церкви: крушили статуи святых, иконы. Не было от них пощады священникам и монахам. Однако женщин и детей гугеноты чаще всего не трогали.

В ходе религиозных войн протестанты вынудили королевскую власть пойти на уступки. В 1570 г. в Сен-Жермене был заключён мир и королём подписан эдикт примирения (Сен-Жерменский эдикт). Вне городских стен разрешалось протестантское богослужение. Гугеноты получили право наравне с католиками занимать государственные должности, им предоставили несколько крепостей, в том числе порт Ла-Рошель. Но мир длился недолго.

«Кровавая свадьба». Карл IX, чтобы примирить католиков и протестантов, решил выдать замуж за одного из вождей гугенотов Генриха Бурбона (он был правителем маленького королевства Наварра) свою сестру Маргариту. Свадьба состоялась 18 августа 1572 г. По этому случаю в Париж съехались вожди гугенотов со своими свитами, их число достигло 20 тыс. человек. Руководители католиков не хотели допустить усиления влияния гугенотов. Они решили воспользоваться тем, что все вожди протестантов съехались в Париж, и уничтожить их.

Сначала было совершено покушение на одного из предводителей гугенотов адмирала Колиньи. Его ранили выстрелом из-за угла, но он остался жив. Вожди гугенотов потребовали наказать виновных в покушении, в противном случае угрожая войной. Собрался королевский совет; слабохарактерного Карла IX убедили в необходимости устранения вождей гугенотов.

В ночь перед праздником святого Варфоломея (24 августа) городское ополчение Парижа начало избиение гугенотов. Дома, где находились гугеноты, тайно пометили крестами. В аббатстве Сен-Жермен ударил колокол — это был призыв к расправе. В дома гугенотов врывались толпы «добрых католиков», направляемые герцогом Генрихом Гизом (сыном погибшего от рук гугенотов Франсуа Гиза). Многих заставали в постели, бедные люди ничего не подозревали. Дома грабили, гугенотов убивали. Не щадили ни женщин, ни младенцев. Адмирала Колиньи убили, и его труп выбросили из окна, после чего волокли по улицам, а затем повесили на виселицу. Это печальное событие получило название «Варфоломеевская ночь».

Резня в Варфоломеевскую ночь. Художник Ф. Дюбуа. XVI в.
Резня в Варфоломеевскую ночь. Художник Ф. Дюбуа. XVI в.

Резня продолжалась три дня. Спасения не было нигде. Затем бойня перекинулась в провинцию. Были убиты многие тысячи человек.

Король Наварры Генрих Бурбон спасся только потому, что перешёл в католическую веру (позже он снова примет протестантизм). После этих событий протестантизм во Франции был запрещён.

В Мадриде и Риме известие о Варфоломеевской ночи встретили с огромной радостью и торжественно отпраздновали. Папа Григорий XIII велел изготовить медаль со своим портретом на одной стороне и с изображением ангела, держащего в руке крест и поражающего гугенотов, на другой. Испанский король Филипп II поздравил Карла IX и Екатерину Медичи, а своих подданных заставил распевать в храмах католический гимн «Те Деум» (лат. Те Deum Laudamus — Тебя, Бога, хвалим). Сен-Жерменский эдикт о примирении был уничтожен.

Войны продолжались. Теперь восстание подняли жители ЛаРошели и других городов, к ним присоединились дворяне-гугеноты.

Религиозные войны принесли Франции много бедствий, фанатизм и нетерпимость привели к гибели десятков тысяч французов. Их жертвой впоследствии стал и последний французский король из династии Валуа по мужской линии Генрих III.

Король, спасший Францию. После смерти Карла IX французская корона перешла к его брату — Генриху.

Генрих III правил страной 15 лет (1574—1589) и стремился добиться единства в государстве. Однако его нерешительность и слабость характера сделали это невозможным. Летом 1589 г. произошло покушение на короля: монах Жак Клеман смертельно ранил его ударом ножа. После этого Генрих III прожил ещё несколько часов и успел признать своим законным наследником наваррского короля Генриха Бурбона, но при этом заметил, что Париж не примет гугенота.

Генрих Наваррский, осторожный и хитрый политик, ставший французским королём Генрихом IV (1594—1610), тоже понимал, что страна не примет короля-протестанта. «Париж стоит мессы», — произнёс он ставшую крылатой фразу и вторично перешёл в католическую веру. 27 февраля 1594 г. Генрих короновался в Шартрском соборе, 22 марта Париж открыл ворота королю. На французский трон взошла династия Бурбонов.

Убийство герцога де Гиза. Художник П. Деларош. 1832 г.
Убийство герцога де Гиза. Художник П. Деларош. 1832 г.

В дополнительных источниках информации (в том числе Интернете) выясните, когда и по чьему приказу произошло событие, изображённое на картине. Предположите, почему произошло данное событие. Как это событие повлияло на религиозные войны во Франции?

Все свои силы, влияние, способности Генрих IV использовал длястями. Чтобы прекратить религиозные войны и добиться единства страны, король в 1598 г. издал Нантский эдикт — документ, регулировавший политические и религиозные права гугенотов. И хотя католическая религия объявлялась государственной, в стране провозглашалась веротерпимость.

Генрих IV был первым королём Нового времени, который задачу создания сильного объединённого государства поставил выше вопросов религии.

«Добрый король». Генрих IV остался в памяти французов как добрый, славный король. Чем он заслужил такую оценку?

При нём Франция заключила мир с Испанией, Генрих IV снизил прямой налог (талью) с крестьян. Король понимал, что, имея нищих подданных, страна не сможет создать сильную армию. Он запретил арестовывать крестьян за долги и забирать у них скот. Генрих IV покровительствовал развитию промышленности и торговли, содействовал открытию множества королевских мануфактур. Как и Елизавета I Английская, он участвовал в создании купеческих компаний. Говорили, было выполнено, но религиозные войны и войны с Испанией закончились, налоги несколько снизились, народ стал жить лучше. Генриху IV удалось преодолеть вызванную религиозными войнами разруху. Вот и остался он в памяти народа как «добрый король».

Во время правления Генриха IV на его жизнь было совершено более двадцати покушений. Ревностные католики и иезуиты не успокаивались. В 1610 г. король был убит кинжалом фанатика-католика Франсуа Равальяка. После смерти слава Генриха IV возросла ещё больше, о нём слагали легенды, его прославляли и католики и гугеноты. Король стал гарантом внутреннего мира.

Генрих IV. Неизвестный художник. XVI в.
Генрих IV. Неизвестный художник. XVI в.

«Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество государства». После смерти Генриха IV знать сделала попытку ослабить королевскую власть. Корона перешла к малолетнему сыну Генриха IV Людовику XIII, от имени которого первое время правила его мать Мария Медичи. Её воли не хватало, чтобы противостоять знати, требовавшей от неё выгодных должностей и пенсий. Казна опустела, страна оказалась на грани катастрофы.

В такой обстановке первым министром короля в 1624 г. стал кардинал Ришелье. Он встал па путь реформ, суть которых выразил так: «Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество государства».

Ришелье поставил задачу уничтожить гугенотское государство внутри Франции. Королевская армия захватила Ла-Рошель. У гугенотов отняли их крепости, города, замки. Но религиозной свободы Ришелье не затронул. Нантский эдикт остался в силе.

Ришелье жестоко карал аристократов и смещал чиновников, если они проявляли своеволие. Он запретил дуэли между дворянами: проливать кровь надо за короля. Власть на местах передавалась чиновникам — интендантам. Они назначались правительством и ему же подчинялись. Чтобы пополнить казну, Ришелье поощрял развитие промышленности, торговли, судоходства. Борясь против Габсбургов дипломатическими методами и руками союзников, Ришелье длительное время удерживал Францию от участия в Тридцатилетней войне.

Кардинал Ришелье. Художник Ф. де Шампань
Кардинал Ришелье. Художник Ф. де Шампань

В решающий момент он допустил вступление Франции в войну, однако победа была достигнута уже после смерти кардинала.

Герцог де Ришелье целых 18 лет (до 1642 г.) держал в своих руках политику Франции и создал политическую систему абсолютизма, просуществовавшую 150 лет (вплоть до Французской революции второй половины XVIII в.).

Ришелье продолжил курс Генриха IV на укрепление и объединение страны, при нём не существовало религиозных гонений. Ему приписывают слова: «И гугеноты, и католики были в моих глазах одинаково французами».

Но, как часто бывает, во Франции не любили человека, вернувшего ей могущество. А Ришелье был предан своей стране, перед смертью он сказал: «У меня не было других врагов, кроме врагов государства».

Реформация и религиозные войны во Франции имели свои особенности: наибольшее участие в них приняли дворяне и горожане. Стране удалось выйти из этой полосы бедствий, добившись введения веротерпимости и создания абсолютной монархии. Франция в XVII в. стала сильнейшим государством континентальной Европы.

1. Кто и почему сочувствовал протестантизму во Франции? Кто выступал за католическую церковь? 2. Назовите причины религиозных войн во Франции. 3. Подумайте, чем были вызваны события Варфоломеевской ночи. Выясните, в каком произведении А. Дюма описано это событие. 4. Используя материал параграфа и документ, расскажите, как Генрих IV добился примирения католиков и гугенотов. 5. Определите значение Нантского эдикта. 6. Запишите в тетрадь в виде тезисов, какие мероприятия обеспечили успех правлению Генриха IV.

  • 1. Докажите, что религиозные войны принесли бедствия Франции и французскому народу.
  • 2. Сравните деятельность Елизаветы Тюдор в Англии и Генриха IV во Франции.
  • 3. Как вы понимаете слова кардинала Ришелье: «Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество государства»?
  • 4. Дайте оценку деятельности кардинала Ришелье. В каких литературных произведениях она описана? Если вы читали эти произведения, вспомните, как вы оценивали действия кардинала. Изменилась ли ваша оценка сейчас?

Нантский эдикт. 1598 г. (фрагмент)

Генрих, милостью Божией король Франции и Наварры, всем отсутствующим и имеющим явиться — привет. Этим вечным и неотменным эдиктоммы объявили и повелели следующее:

…VI. Чтобы не дать никакого повода к смутам и распрям среди наших подданных, мы позволили и позволяем исповедующим так называемую реформированную религию жить и обитать во всех городах и местах нашего королевства и подчинённых нам областях без преследований, притеснений и принуждений делать что-либо в деле религии, противное их совести…

IX. Мы разрешаем также всем, придерживающимся названной религии, продол — жать исповедовать её во всех городах и подчинённых нам местах, где она была введена… несмотря на все противоречащие этому постановления и судебные решения…

XXII. Повелеваем, чтобы не было никакого различия в отношении названной религии при приёме учеников в университеты, коллегии и школы, а больных и бедных — в госпитали и учреждения общественного призрения…

XXVII. …Мы объявляем, что все, кто исповедует или будет исповедовать так называемую реформированную религию, имеют право занимать и отправлять все общественные должности — королевские, сеньориальные или городские — в нашем королевстве и подвластных нам провинциях… и могут быть принимаемы и допускаемы к нам без различия…

Выделите положения, дающие гугенотам равные права с католиками.


ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
Земледелие, крестьянство и городской быт в России XVI века

1. Земледелие. Крестьянство Вспомните, какую территорию занимало Московское княжество в середине XV в. Перечислите основные слои населения Московского княжества в XV в. и их занятия.…

Международные отношения в конце XV—XVII в.

Вера и династия. С точки зрения истории международных отношений раннее Новое время делится на два больших периода. Их разделяет 1648 год — подписание Вестфальского мира, окончившего…

Великие географические открытия: предпосылки и периодизация

1. Великие географические открытия: предпосылки и периодизация Стремление человека познать окружающий мир, открыть для себя новые земли существовало всегда. Ещё древние финикийцы около 600 г.…

Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве

1. Первые Романовы Вспомните, в каких европейских государствах в XIV—XVI вв. менялись правившие династии. Михаил Фёдорович. Миниатюра XVII в. Первым российским государем новой династии стал…

Внешнеполитические отношения России в XVII веке

1. «Посольский обычай» После избрания на престол царя Михаила Фёдоровича Романова перед новой династией встал вопрос о её признании со стороны иностранных государств. В 1613—1614…

Михаил Скопин-Шуйский

Михаил Васильевич родился в семье боярина Василия Фёдоровича Скопина-Шуйского, прославившегося во время обороны Пскова от поляков в 1581—1582 годах. С 15 лет Михаил Скопин-Шуйский служил…

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях

Тридцать лет Войны Алой и Белой розы (1455—1485) унесли почти четверть населения Англии. В ней погибли 80 членов королевских династий и огромное количество знати, почти…

Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.

1. Литва и Балтика Сигизмунд I. Художник Л. Кранах Младший Главной внешнеполитической задачей единого Российского государства в первой трети XVI в. была борьба с Великим…

Внешнеполитическая ситуация в Европе и России в конце XVI — начале XVII веков

1. Европа и Россия накануне Тридцатилетней войны Во второй половине XVI в. крупнейшим и наиболее могущественным государством Европы была Испания. Испанский король и император Священной…

Социальные сословия в России XVII века

1. Первое сословие Что такое феод? Кого в Европе называли феодалами? Господствующим сословием в российском обществе оставались феодалы. Прежде к ним относили лишь бояр, имевших…

Европейское общество в раннее Новое время

Рост предпринимательской деятельности, развитие капиталистического хозяйственного уклада меняли состав и занятия европейского населения. Предприниматели-капиталисты Нового времени. С развитием предпринимательской деятельности увеличились численность и богатство капиталистических предпринимателей.…

Вхождение Украины в состав России в XVII веке

1. Западнорусские земли в составе Речи Посполитой Каким образом западные и юго-западные русские земли оказались в составе Великого княжества Литовского, а затем Речи Посполитой? Украинская…

Усиление королевской власти в XVI—XVII вв. Абсолютизм в Европе

«Рождённый подданным должен повиноваться». «Воля Бога заключается в том, чтобы всякий рождённый подданным повиновался без рассуждений» — эта фраза выражает теоретический смысл абсолютизма. Абсолютизм. — неограниченная,…

Митрополит Филипп

Одним из самых почитаемых на Руси святых стал митрополит Филипп. Ровесник царя Ивана Грозного, он происходил из рода влиятельных бояр Колычевых. С детства был больше…

Патриарх Никон

Патриарх Никон (мирское имя Никита Минин (Минов); май 1605, село Вельдеманово — 17 августа 1681, Тропинская слобода, Ярославль) — московский патриарх, имевший полный официальный титул…