- события в развитии европейского общества в XV—XVI вв. повлияли на изменение старых представлений о мире? Какую роль в развитии научных знаний сыграло изобретение книгопечатания?
Рождение науки, основанной на опытном знании. Одной из черт Нового времени стало усиление интереса человека к окружающему миру. Великие географические открытия раздвинули границы мира, подтвердили мысль европейцев о шарообразности Земли, дали новые знания о живущих на ней людях. Рост городов, развитие мануфактурного производства и мирового рынка рождали потребность в точных научных знаниях.
Изменилась и духовная жизнь людей. Рядом с постоянной заботой верующих о вечном, о душе всё ярче проявляется интерес к жизни земной.
В эпоху Средневековья европейская наука соблюдала принцип авторитета — за истину принимались мысли великих учёных древности. Географию изучали по Птолемею, медицину — по Гиппократу, а физику — по Архимеду. Однако рост любознательности и критического отношения к действительности заставил людей раннего Нового времени лично наблюдать явления природы. Первыми на этот путь встали учёные-гуманисты, признавшие за человеческим разумом возможность понять и объяснить мир. Их деятельность подготовила революцию в естествознании XVII в., положившую конец средневековым взглядам на мир. И хотя наука в то время ещё не была свободна от религиозных взглядов, а многие великие учёные являлись верующими и оставляли за Богом роль Творца человека и Вселенной, образованные люди хотели найти разумное объяснение всех явлений природы и в своих исследованиях уже не опирались на религию. Не «Как возник наблюдаемый мир?», а «Каков он?» — вот важнейший вопрос, вставший перед людьми Нового времени.
Философское мировоззрение, основанное на убеждении в том, что основным средством познания является человеческий разум, а не Божественное откровение, и опыт, называется рационализмом (от лат. ratio — разум).
Эпоха Возрождения подарила европейцам независимость мышления, и главным достижением нового мышления было растущее убеждение, что человечество может улучшить мир, в котором живёт, а для этого нужны обоснованные достоверные знания.
Николай Коперник. Неизвестный художник
«Он подрывал фундамент веры». Великий польский астроном Николай Коперник (1473—1543) совершил переворот в науке, опровергнув учение о неподвижности Земли, господствовавшее в течение тысячелетий до этого.
Коперник получил прекрасное образование, учился в Краковском университете и университетах Италии, изучал живопись, математику, философию, медицину… Эти годы и превратили его в исследователя, стремящегося познать законы развития Вселенной. Вернувшись на родину, он преподавал в Кракове. Затем переехал в город Фромборк.
Здесь Коперник и провёл последние 30 лет своей жизни, в маленькой башне крепостной стены, окружавшей собор, он устроил обсерваторию. Долгие годы он наблюдал небесные светила с помощью простых приспособлений. Сложные вычисления помогли ему сделать вывод: Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. В 1543 г. (когда Коперник был уже при смерти) была издана его книга «О вращениях небесных сфер».
«Враг всякого закона, всякой веры». В 1600 г. в Римс по приказу священников был сожжён па костре Джордано Бруно (1548—1600). Родился он в маленьком итальянском городе Нола, в 17 лет стал послушником в монастыре. В монастырской библиотеке он и приобрёл обширные знания. Но чем больше узнавал Бруно, тем больше сомнений возникало у него в истинности религиозного учения. Особенно сильное влияние произвела на него книга Коперника.
Развивая учение Коперника, Бруно пришёл к выводу, что «Вселенная не имеет края, она безмерна и бесконечна». Она не имеет центра — ни Земля, ни Солнце не являются центрами мира. Вселенная — это бесчисленное множество звёзд. Вселенная существует вечно и исчезнуть не может.
В 28 лет ему пришлось бежать из Рима из-за преследования инквизиции. Началась жизнь, полная скитаний. Всюду проповедовал он своё учение, но мало кто был способен понять его.
В Женеве Бруно посадили в тюрьму, и его чуть было не сожгли на костре. В Париже он был в чести и даже давал уроки королю, но и во дворце учёный отстаивал свои взгляды. Снова дорога. Англия. Диспуты с учёными мужами. Его не понимают, над ним смеются. Опять Франция, затем Германия… И всюду гонения, толпы разъярённых людей.
Тоска по родине не оставляла его, и он вернулся в Италию. По ложному доносу его арестовала инквизиция.
Восемь лет он просидел в тюрьме, но не отказался от своего учения. А когда инквизиторы зачитывали Бруно приговор, он воскликнул: «Вы с большим страхом объявляете мне приговор, чем я выслушиваю его!»
«Человек незаурядной воли, ума и мужества!..» Огромен вклад в познание окружающего мира, который внёс Галилео Галилей (1564—1642). Это был великий учёный, наблюдавший небо в телескоп (этот прибор был изобретён на рубеже XVI—XVII вв.), а также физик, поэт, автор комедий.
Галилео Галилей. Художник С. В. Ермолин
Галилей происходил из знатной, но небогатой семьи, получил образование в университетах Флоренции и Пизы.
Первые наблюдения небесных светил в телескоп помогли открыть новые звёзды — спутники Юпитера. Правда, пришлось назвать их звёздами Медичи… Все открытия, сделанные с помощью телескопа, подтверждали учение Коперника и означали переворот в представлении людей о строении Вселенной.
Галилей открыл не только новые миры — он сформулировал законы падения тел, движения маятника и другие законы физики. Свои наблюдения в области астрономии учёный изложил в «Звёздном вестнике».
Фрэнсис Бэкон. Художник С. В. Ермолин
Инквизиция осудила его работу. Когда в 1616 г. учение Коперника запретили, Галилей пошёл на хитрость — он выступил с учением о Священном Писании и природе. «Диалоги о двух системах мира» стали главной книгой его жизни. Ватикан пришёл в ярость. Папа вызвал Галилея в Рим — 70-летний учёный должен был предстать перед судом святой инквизиции. Пять месяцев продолжались допросы, которые в конце концов сломали волю больного человека.
22 июня 1633 г. в церкви монастыря Святой Минервы в присутствии всех членов суда, подчиняясь приговору, в одежде кающегося грешника Галилей, опустившись на колени, прочитал отречение от своих убеждений.
До конца своих дней, ослепший и больной, находился он под надзором инквизиции. Ему было запрещено писать книги.
«Самое лучшее из всех доказательств есть опыт…» Эти слова принадлежат удивительному человеку — юристу и дипломату, политику и оратору, историку и литератору — англичанину Фрэнсису Бэкону (1561—1626), который по праву считается создателем новой философии. Он происходил из дворянской семьи, учился в Оксфордском университете, сам преподавал в университетах Оксфорда и Парижа, при Якове I Стюарте был лордом-хранителем печати, а затем лордом-канцлером Англии.
Крупнейшая заслуга учёного заключается в том, что он предложил новый метод изучения природы — рассуждение от частного к общему, основанное на экспериментальных данных. Ведь только при помощи опыта, опирающегося на эксперимент, можно проверить достоверность знаний. Бэкон считал, что истинные знания могут быть получены только при соединении теории с практикой.
Бэкон умер, простудившись во время одного из физических опытов. Уже тяжелобольной, в последнем письме к одному из своих друзей он с торжеством сообщил, что этот опыт удался.
Учёный был уверен в том, что наука должна дать человеку власть над природой и тем улучшить его жизнь.
«Я мыслю, следовательно, я существую». Французский учёный Рене Декарт (1596—1650), как и Фрэнсис Бэкон, считается основоположником науки и философии Нового времени.
Рене Декарт. Неизвестный художник
Жизнь Декарта складывалась не совсем обычно. Сначала он, как и многие французские дворяне, проводил время в праздности. Затем неожиданно для окружающих он стал вести жизнь затворника, отдавая всё время изучению математики. Потом Декарт отправился в Голландию, где прожил 20 лет и совершил все свои важнейшие открытия в области философии и математики.
Рене Декарт видел главную цель науки в достижении человеком господства над силами природы, которые следует заставить служить людям. Наука должна приносить практическую пользу, но для этого ей следует основываться на достоверных знаниях. Источником таких знаний Декарт считал разум человека. Человек мыслит, он бесконечно сомневается в правильности своих научных предположений, и в этом движении мысли рождаются научные знания. «Я мыслю, следовательно, я существую», — говорил он. В познании мира Декарт огромное значение придавал математике, считая её идеалом и образцом для всех других наук. Он создал аналитическую геометрию, ввёл понятие переменной величины, на уроках алгебры вы и сейчас пользуетесь введёнными им алгебраическими обозначениями.
В отличие от средневековых учёных, Рене Декарт отводил разуму главную роль в научном исследовании.
Выдающимся учёным, также прославившимся в области математики и физики, был Блез Паскаль (1623—1662). Б. Паскаль был одним из основоположников гидростатики (раздел физики, изучающий равновесие жидкостей) и установил её основной закон. На законе Паскаля основано действие гидравлического пресса.
Он завершил создание новой картины мира. Исаак Ньютон (1642—1727), опираясь на труды Коперпика и Галилея, завершил создание новой картины мира. За заслуги в развитии науки восхищённые современники избрали его членом Королевского общества. Ньютон стал академиком, не достигнув ещё и 30 лет.
В 1661 г. Ньютон начал учиться в Кембридже, где затем получил кафедру физики и математики и стал самым молодым профессором
в университете. В 1665 г. Ньютон получил степень бакалавра (первая учёная степень). В это время Англия переживала тяжёлые времена — свирепствовала чума. Молодой учёный покинул университет и уехал на родину, в деревню Вулсторн, где жил около двух лет. Это были годы удивительных открытий. Именно здесь Ньютон открыл закон всемирного тяготения, своими руками создал оптическую лабораторию, произвёл легендарный опыт разложения солнечного света.
Уже в 1671 г. Ньютон сам построил маленький зеркальный телескоп, с помощью которого можно было видеть небесные тела лучше, чем с помощью самых больших телескопов со стеклянными линзами.
В книге «Математические начала натуральной философии» (1687) учёный изложил основные понятия и аксиомы классической механики, в частности: масса, количество движения, сила, ускорение, центростремительная сила и три закона движения (законы Ньютона). Открытие закона всемирного тяготения знаменовало переход от простого описания Солнечной системы к объяснению законов её движения и окончательно утвердило победу учения Коперника. Учёный открыл законы распространения света и новые методы математических вычислений.
Открытия Исаака Ньютона имели огромное значение как для науки, так и для мировоззрения людей. Его теория утверждала, что природа подчиняется точным законам механики. Открытые им законы носили универсальный характер — их можно было применить к любому явлению. Учёный завершил создание новой картины мира.
Как устроен человек? До XVI в. медики руководствовались трудами, созданными ещё в Античности. Со второй половины XVI столетия стал применяться метод анатомического исследования. Андреас Везалий в труде «О строении человеческого тела» (1543), основанном на его анатомических исследованиях, сделал правильное описание строения тела человека и опроверг господствующее в то время учение древнеримского врача Галена о движении крови в организме. Это помогло англичанину Ульяму Гарвею в 1628 г. описать законы кровообращения.
Увидеть невидимое. Важные открытия происходили и в биологии. Им способствовало изобретение в конце XVI в. микроскопа. Так, англичанин Роберт Гук, наблюдая в микроскоп собственной конструкции ткани растений, ок. 1665 г. обнаружил, что они состоят из мелких ячеек, которые он назвал клетками. Голландец Антони ван Левенгук, усовершенствовав конструкцию микроскопа, смог увидеть и зарисовать бактерии и открыть красные кровяные тельца (эритроциты).
В XVI—XVII вв. происходит бурное развитие науки, прежде всего в области математики и естествознания. Законы, открытые учёными Нового времени, носят всеобщий характер. Рождаются новые методы исследования природы, сочетающие практику (опыт) и теорию (разум).
1. Как вы думаете, почему в начале Нового времени резко усилился интерес человека к окружающему миру? 2. Заполните в тетради таблицу «Основные научные идеи, способствовавшие развитию новых взглядов на мир и на общество». Графы таблицы: «Учёные и мыслители», «Страна», «Основные идеи», «Открытия», «На формирование каких новых взглядов они влияли». 3. Расскажите о строении Вселенной на основе учений Н. Коперника, Дж. Бруно и Г. Галилея. 4. Объясните название части параграфа, где рассказывается о научных открытиях И. Ньютона.
- 1. Назовите основные трудности в деятельности учёных раннего Нового времени.
- 2. Сравните методы познания мира, предложенные Ф. Бэконом и Р. Декартом. Почему Бэкон и Декарт считаются создателями философии Нового времени?
- 3. Объясните, чем отличалась новая картина мира, созданная европейской наукой в XVI-XVII вв., от средневековой картины мира.
- 4. Обсудите в классе: в чём заключается независимость мышления? Должен ли учёный обладать независимым мышлением? Подтвердите своё мнение фактами из жизни учёных раннего Нового времени.
- 5. Докажите (приведя не менее трёх аргументов), что изобретение телескопа и микроскопа имело важнейшее значение для развития науки.
Из трактата Николая Коперника «О вращениях небесных сфер» (1543)
…В сравнении с небом Земля не более как точка или как бы определённое количество в сравнении с бесконечным. Невозможно, чтобы Земля представляла центр мира. Как! Неизмеримое будет вращаться в 24 часа вокруг ничтожества.
Из протоколов судебного процесса над Джордано Бруно
…Я полагаю Вселенную бесконечной, то есть созданием бесконечного божественного могущества. Ибо я считаю недостойным божественной благости и могущества, чтобы Бог, обладая способностью создать, помимо этого мира, другой и другие бесконечные миры, создал конечный мир. Таким образом, я заявлял, что существуют бесконечные миры, подобные миру Земли, которую я вместе с Пифагором считаю светилом, подобным Луне, планетам и иным звёздам, число которых бесконечно. Я считаю, что все эти тела суть миры без числа, образующие бесконечную совокупность в бесконечном пространстве, называющуюся бесконечной Вселенной. в которой находятся бесконечные миры. Отсюда косвенно следует, что истина находится в противоречии с верой…
Прочитайте документы и найдите в них аргументы, которыми пользуются Коперник и Бруно для доказательства того, что Солнце не вращается вокруг Земли, а Вселенная бесконечна.