Великие географические открытия ознаменовали собой рубеж, от которого ведёт свой отсчёт Новое время. Но для того чтобы они стали возможны, потребовались большие изменения: должны были появиться новый человек, новые знания и новые технические возможности.
Новые изобретения и усовершенствования. Человек искал новые источники энергии, столь необходимые для развития производства. Уже в XVI в. изобретатели создавали простейшие механизмы, приводившиеся в движение силой воды или ветра. Одним из наиболее распространённых источников энергии были ветряные мельницы. Энергия, производимая мельничным колесом, применялась в кузнечном деле, с её помощью валяли сукно, мололи муку, пилили брёвна, приготавливали бумажную массу, обрабатывали кожу, измельчали руду и т. д.
Издавна европейцы привыкли пользоваться древесным углём. Из-за этого в районах горнодобычи и металлургии к XVI в. резко уменьшились площади лесов. Но со временем люди научились добывать и применять каменный уголь, центром добычи которого в начале XVII в. стала Англия.
Типография. Гравюра по рисунку И. Страдануса. XVI в.
На иллюстрации найдите винтовой пресс.
Многие технические изобретения основывались на применении винта. В XVI в. изобрели токарный станок, освоили литьё винтов из бронзы. Винтовой пресс применялся в книгопечатании и изготовлении монет.
Из курса истории Средних веков вы знаете о появлении книгопечатания, которое сделало возможным более широкое распространение знаний. Книги издавались с иллюстрациями, спрос на них увеличивался. Выпускалась техническая литература. Самым известным стало сочинение гуманиста Георгия Агриколы «О горном деле и металлургии в двенадцати книгах». Желающие могли приобрести серию руководств с гравюрами об устройстве различных механизмов.
Ещё в XV в. печатались книги античных мыслителей: Аристотеля, Птолемея и др. — по географии и астрономии. Аристотелю, например, принадлежала идея проложить западный путь в Индию. Он писал: «Протяжённость моря между крайней точкой Испании и территорией Индии невелика и может быть преодолена в несколько дней». В книге Эратосфена указывалось, что если держаться одной широты, то можно с Пиренейского полуострова попасть в Индию и по пути встретить обитаемые материки.
Печатались труды флорентийского учёного, географа и астронома Паоло Тосканелли, в которых он утверждал, что Земля имеет шарообразную форму, и выдвигал идею о возможности достижения Индии западным путём взамен восточного (вокруг Африки). В его работах говорилось, что если отплыть из Европы на запад, то через пять недель можно достичь Японии, а затем Китая и Индии. Эти книги сыграли большую роль в подготовке Великих географических открытий.
Многие технические изобретения были связаны с горнорудным производством. На шахтах и рудниках для откачки воды применяли насосы (помпы). Со временем шахты становились всё глубже (от 200 до 800 м), и откачка воды требовала работы до 600 человек. Революцию в горном деле произвело изобретение ворота, что позволило использовать колесо диаметром 10 м, приводившееся в движение водой. При его помощи по очереди поднимали из шахт в бадьях руду, а в кожаных мешках воду. Такое колесо обслуживали всего два человека. Эти машины приводились в движение конной тягой или силой воды.
В XVII в. на шахтах стали взрывать породу, а руду вывозить на вагонетках, движущихся по деревянным рельсам.
Применение многих изобретений было затруднено из-за сопротивления цехов, боявшихся конкуренции. Кроме того, применение новых приспособлений противоречило мировоззрению средневекового человека, его убеждённости в том, что работать нужно, следуя традициям отцов и дедов. Такие представления господствовали в Европе до середины XVII в.
Новые виды вооружений. Усовершенствование и распространение новых видов вооружений привело к тому, что в конце XV в. тяжеловооружённые конные рыцари утрачивают прежнюю роль в боевых действиях. Всё большую роль начинает играть пехота.
Процесс добычи воды из шахты
Успехи в металлургии (строительство доменных печей, достигавших 3—4 м в высоту, с механизмами, приводимыми в действие водяным колесом) позволили перейти к производству литых орудий, которые были прочнее кованых. Наряду с бомбардами, стрелявшими каменными ядрами, стали производить и пушки — орудия с длинными стволами, стрелявшие железными ядрами. Со временем пушки стали устанавливать на морских судах.
Вес самых крупных орудий доходил до 16 т, а диаметр ядра — до 70 см. Такий, например, была «королева бомбард» «Бешеная Грета». Артиллерийские орудия вызывали и интерес, и ужас.
Развивалась артиллерийская наука. Итальянский математик Тарталья рассчитывал траектории полёта снарядов и давал советы мастерам-литейщикам.
В это время в России
Не меньших высот в XVI в. достигло оружейное мастерство в России. Пушки выдающегося питейщика А. Чохова отличались таким качеством, что некоторые из них использовались даже в Северной войне против Швеции (1700—1721), а царь Пётр I повелел хранить пушки мастера вечно. Самым главным творением А. Чохова является Царь-пушка, весом в 40 т, по своему калибру — самая большая пушка в мире.
Но орудия были ещё несовершенны, заряжались они с дула и представляли опасность для орудийного расчёта не меньшую, чем для врага, так как бывало, что при выстреле ствол разрывался.
Мушкет (фитильное крупнокалиберное ружьё) первыми применили в 1521 г. испанцы, затем его взяли на вооружение и другие европейские армии. Мушкет заряжался с дула, в которое солдат закладывал порох и 8—10 пуль. Курок у мушкета был снабжён тлеющим фитилём и при спуске воспламенял порох.
Первые кремнёвые ружья также появились в XVI в. (вместо фитиля здесь применялся кремнёвый запал). Позднее к ним стали прикреплять штыки, научились делать удобные приклады. Для кавалерии создали короткоствольные ружья — карабины и пистолеты.
Огнестрельным оружием могли пользоваться только специально обученные люди, профессионалы, поэтому всё чаще короли и императоры стали использовать наёмное войско, постепенно вытеснявшее рыцарские отряды и народное ополчение. Однако наёмники были ненадёжны, они могли перейти на сторону врага. Их верность зависела от вовремя выплаченного жалованья, а для этого правителям нужно было много золота.
Мушкетёр держит мушкет правой рукой. Гравюра. Около 1600 г. Художник Я. де Гейн II
Усовершенствования в мореплавании и кораблестроении. В плаваниях морякам стали помогать компас и астролябия (прибор для определения широты и долготы), а главное — к этому времени появились новые конструкции парусов и кораблей. Длительные путешествия стали возможны только благодаря появлению каравелл — нового типа хорошо управляемого судна, достигавшего 30 м в длину, 8 м в ширину и имевшего осадку 3 м. Хорошее управление достигалось тем, что наряду с квадратным парусом, обеспечивавшим высокую скорость, каравелла оснащалась и косыми (латинскими) парусами, дававшими возможность маневрирования и плавания при встречном ветре. Такое судно имело достаточные помещения для экипажа (несколько десятков человек) и хранения запасов пресной воды и пищи. Несколько позже появляется более крупное судно — галион, ещё лучше приспособленное к длительным плаваниям через океан.
Каравелла XV в. Реконструкция
Картографы стали изготавливать карты с более точно нанесёнными на них очертаниями Европы, Азии и Северной Африки. На карты наносились широты. Особенно большой вклад в развитие картографии внесли португальцы, создававшие навигационные карты, на которых обозначались очертания берегов, местонахождения портов (отсюда и название навигационных карт — портолан), встречающиеся на пути препятствия. В картах делается попытка определить расстояние и дать другую информацию, например глубину моря. Создал свою карту и Паоло Тосканелли, на ней был проложен морской путь из Лиссабона в Индию.
Новые изобретения и технические усовершенствования позволили европейцам расширить знания о Земле, совершить Великие географические открытия.
Почему манили новые земли. Уже в ХIII—XIV вв. среди европейцев усилился интерес к дальним странам и пародам, что объяснялось рядом причин. Росли города с их торговым и ремесленным населением, набирала силу международная торговля. Интерес к дальним странам усилился после Крестовых походов, в результате которых, как вы знаете, сложились прочные торговые связи со странами Востока, откуда купцы привозили в Европу предметы роскоши и пряности. Перец и гвоздика были очень дороги — буквально на вес золота. Их давали в приданое дочерям, ими можно было расплатиться при любой сделке. Если о ком-то хотели сказать, что он чрезвычайно богат, то говорили: «Этот человек — мешок с перцем!»
Для покупки этих товаров нужны были деньги, и очень много. А их в Европе в ту пору недоставало: драгоценных металлов добывалось мало, известные месторождения золота и серебра были к тому времени почти истощены. При этом значительная часть благородных металлов переходила в руки посредников — арабских купцов, поскольку Европа покупала больше, чем продавала. Стремление получить золото, необходимое для чеканки монет, овладело на исходе Средневековья в Европе всеми — дворянами, купцами, горожанами.
Образовывавшиеся в конце XV — начале XVI в. централизованные государства имели возможность снаряжать и финансировать далёкие заокеанские путешествия. Кроме того, в районе Средиземноморья ощущалась перенаселённость. Часть европейцев проявляла готовность покинуть родные земли, где для них не оказалось места. Среди них были и те, кого захлестнул дух предпринимательства.
В XV в. европейской торговле с Востоком через Средиземное море препятствовала сильная Османская империя. Но ни европейские монархи, ни дворяне, ни купцы не собирались отказываться от прибыльной (она приносила 700—800 % дохода) торговли с Востоком.
Дух предпринимательства, жажда обогащения, вера в возможности человека, стремление к распространению христианства побуждали к осуществлению самых смелых планов. Так возникла мысль проложить морской путь в Индию.
Лидер в исследовании новых земель — Португалия. Первыми странами, вставшими па путь исследования новых земель, стали Испания и Португалия. Португалия — маленькая страна на самом краю Европы, западные границы которой омываются Атлантическим океаном. С давних времён португальцы плавали вдоль северного побережья Африки, делая попытки проникнуть дальше на юг. Вдоль берегов Португалии проходил морской путь из Средиземного в Балтийское и Северное моря. Страна имела удобные порты, куда заходило много судов из разных государств. В портовых городах жили моряки и корабельных дел мастера, знакомые с судостроением и навигацией. Недаром о жителях Португалии говорили, что «каждый крестьянин был рыбаком, а каждый дворянин — капитаном». Португальцы мечтали о завоевании Африки и её сокровищ, в 1415 г. им даже удалось захватить марокканскую крепость Сеуту, но продвинуться в глубь континента они не смогли: на пути лежала непроходимая пустыня.
Генрих Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. И всё же именно португальцам принадлежит честь первых исследователей Африки.
С именем Генриха (или, по-португальски, Энрике) Море плавателя (1394—1460), младшего сына португальского короля, связано начало эпохи Великих географических открытий. Увлечённый мореплаванием и географией, Генрих стал вдохновителем Великих открытий XV в. Замысел его на первый взгляд был прост — по океану доплыть туда, куда невозможно добраться по суше. Но простота была лишь кажущейся, на пути исполнения плана имелись многочисленные препятствия: страх португальских моряков, никогда в плаваниях не уходивших далеко от берега, недостаток точных карт и навигационных инструментов, несовершенство судов. Обладая блестящими организаторскими способностями, Генрих Мореплаватель собрал вокруг себя самых известных путешественников, людей из самых разных слоёв общества, ставших его единомышленниками. Принц основал в Сагрише военный порт, обсерваторию и школу картографии.
Посланные Генрихом моряки, исследуя Атлантический океан (европейцы называли его «море Мрака»), открыли остров Мадейра, часть Азорских островов, острова Зелёного Мыса. В 1445 г. португальцы достигли крайней западной точки Африканского континента — мыса Альмади, расположенного на полуострове Зелёный. Вскоре им удалось открыть побережье Гвинейского залива, богатое золотом и слоновой костью. Моряки скупали у местных вождей не только эти товары, но и чёрных невольников, которых стали перевозить в Европу и продавать на невольничьих рынках.
Сам Генрих лишь один раз в жизни пересёк на корабле Гибралтарский пролив, отправляясь на завоевание Сеуты, и больше в море не выходил, но получил почётное прозвище Мореплаватель за то, что посвятил свою жизнь организации морских экспедиций, открывших его маленькой стране путь на Восток.
Вокруг Африки в Индию. Уже после смерти Генриха Мореплавателя в 1471 г. португальцы достигли экватора, в 1480-х гг. открыли устье реки Конго и исследовали побережье Юго-Западной Африки.
Открытия португальцев в Атлантическом океане
Используя карты в учебнике и атласе, расскажите об экспедициях португальцев вдоль западного берега Африки и открытии морского пути в Индию. Укажите значение этих событий. Проложите маршруты этих путешествий на контурной карте.
Оставалось совсем немного для того, чтобы обогнуть континент. Это великое событие, открывшее перед португальскими мореплавателями просторы Индийского океана, произошло в 1488 г., когда экспедиция Бартоломеу Диаша (1450—1500) во время бури была отнесена далеко к югу в океан. После бури Диаш направил корабли на восток, но берега всё не было. Суда ещё раз поменяли курс, теперь уже на север, — так они достигли восточного побережья Африки в Индийском океане. Диаш хотел продолжать экспедицию и достичь Индии, но матросы, измученные полугодовым плаванием, взбунтовались и отказались плыть дальше.
Далеко выступающий в море мыс на юге Африки Диаш назвал мысом Бурь, но позднее португальцы переименовали его в мыс Доброй Надежды. Португалия рассчитывала обрести господство над Индийским океаном.
Васко да Гама. Современный рисунок
Одиннадцать лет спустя, 8 июля 1497 г., другой португалец — Васко да Гама (1469—1524), снарядив четыре корабля, вышел из лиссабонского порта. После восьмимесячного плавания вдоль берегов Африки с помощью опытного арабского лоцмана Васко да Гама привёл свои корабли в индийский порт Каликут. Три месяца провели португальцы в Каликуте. Нагрузив корабли пряностями, экспедиция отправилась в обратный путь. Только через два года вернулась она на родину. На обратном пути погибло два корабля и более половины экипажа. Однако доход от доставленного в Португалию груза пряностей в 60 раз превышал средства, затраченные на организацию экспедиции. Это путешествие доказало, что путь на Восток через Индийский океан существует. В своём соперничестве с Испанией Португалия вырвалась вперёд.
Европейцы вышли в Мировой океан, но это были первые шаги. Самые большие открытия ещё предстояли.
1. Выпишите из текста параграфа в тетрадь термины: а) обозначавшие новые виды оружия; б) использовавшиеся в мореплавании. 2. Какое из изобретений, описанных в параграфе, по вашему мнению, было самым важным для европейцев, которые отправлялись открывать новые земли? 3. Перечислите причины Великих географических открытий в последовательности, которая, на ваш взгляд, соответствует их значимости. Свою точку зрения аргументируйте.
- 1. Выберите одну из иллюстраций к параграфу и объясните, какие новшества представлены на рисунке.
- 2. Почему европейцев манили новые земли? Какие слои населения, по вашему мнению, были заинтересованы в открытии новых земель? Почему именно португальцы были первооткрывателями?
- 3. Проведите в классе дискуссию о том, достоин ли принц Генрих почётного прозвища Мореплаватель. Сколько аргументов за или против было приведено в ходе вашего обсуждения? Итоги дискуссии отразите в виде таблицы в тетради.
- 4. Сравните экспедиции Бартоломео Диаша и Васко да Гамы. Какие события, обстоятельства, действия капитанов похожи?
- 5. Выясните имена российских открывателей новых земель, которые были современниками Бартоломео Диаша и Васко да Гамы.
Из книги В. А. Субботина «Великие открытия. Колумб. Васко да Гама. Магеллан»
Диаш доказал, что можно обогнуть Африку и выйти в Индийский океан. Он дал в руки своим преемникам ключи к решению проблемы дальних путешествий на Восток, нашёл кружной маршрут в Южной Атлантике, позволявший обойти зону неблагоприятных ветров. Он открыл течение Игольного мыса, продолжение Мозамбикского течения, которое мешало идти на север вдоль берегов Восточной Африки и Мадагаскара…
Экспедиции Диаша и Васко да Гамы были отделены друг от друга периодом в восемь с половиной лет…
Официально назначение Васко да Гамы капитан-мором, командующим флоти — лией, состоялось в январе 1497 г. Васко да Гама принёс присягу и получил шёлковое знамя с крестом от имени самого крупного в Португалии рыцарского ордена Иисуса Христа. Вечером 7 июля в Лиссабоне вместе со своими офицерами слушал службу в часовне Богородицы Вифлеемской. Ночь прошла в молитвах, а на рассвете 8 июля моряки с зажжёнными свечами в руках отправились к причалам. На берегу была отслужена месса, моряки исповедались. Согласно булле1 1452 г. папы Николая V всем, уходившим в далёкие страны, отпускались грехи…
Экспедиция Васко да Гамы познакомилась с богатым животным миром Южной Африки. Там обитали такие же пернатые, как в Европе, но. кроме того… водились крупные птицы, лишённые перьев и не способные летать (капские пингвины)…
На берегу бухты Моссел Васко да Гама установил крест…
Далёкое плавание, тянувшееся уже более полугода, подрывало здоровье порту — гальцев, и… многие моряки болели цингой. Болезнь свидетельствовала о неблагополучном положении с питанием, о том, что у Васко да Гамы кончались свежие продукты, запасённые в Португалии. <…>
Хотя пребывание Васко да Гамы в Восточной Африке было недолгим, он собрал немало сведений об арабских поселениях… Васко да Гама смог увидеть в городах
1 Булла — акт папы или императора, скреплённый круглой металлической печатью, в Средние века в Европе.
Восточной Африки многие черты, знакомые по бывшей арабской части Португалии… Здесь строились мечети, с минаретами и без них, воздвигались дворцы с обширными бассейнами, приёмными залами, массой светильников. Жилые кварталы пересекали узкие улицы с выбеленными стенами, достаточно высокими, чтобы не было видно внутренних дворов, и в то же время способными дать необходимую для отдыха тень.
На основе фрагмента текста охарактеризуйте условия, в которых проходили путешествия Бартоломео Диаша и Васко да Гамы. Какое значение имели эти экспедиции? Как называется период истории, о котором идёт речь в тексте?