«Рождённый подданным должен повиноваться». «Воля Бога заключается в том, чтобы всякий рождённый подданным повиновался без рассуждений» — эта фраза выражает теоретический смысл абсолютизма. Абсолютизм. — неограниченная, т. е. не зависящая ни от папы римского, ни от императора, ни от дворянства власть монарха.
Абсолютизм складывался в конце XV—XVI в., а своего расцвета достиг в XVII в. Ему свойственны такие черты, как создание общегосударственного аппарата управления, состоящего из чиновников; формирование постоянной профессиональной армии; стремление к унификации налоговой системы, законодательства, административного управления; проведение единой государственной экономической политики.
Как же оценивать эпоху абсолютизма? Надо понимать, что на практике абсолютная власть монарха нигде не была реализована в полной мере.
Один король — одна страна. Абсолютные монархи стремились увеличить свои владения путём присоединения окраинных территорий, они жёстко пресекали попытки старой феодальной знати сохранить независимость. Во Франции, например, после завершения Столетней войны провинции Нормандия, Бургундия и другие потеряли свои старые права, обеспечивавшие им независимость, и были подчинены королевской власти.
В Англии Генрих VIII Тюдор повёл наступление против отдалённых северных графств и Уэльса, ещё сохранявших некоторую независимость, и подчинил их королевской власти. Для управления этими территориями были созданы специальные государственные органы — Совет Севера и Совет Уэльса.
Чтобы не допустить повторения кровавых событий, подобных междоусобной борьбе между Йорками и Ланкастерами, короли из повой династии Тюдоров распустили рыцарские отряды, сровняли с землёй замки бунтующей аристократии, подавили мятежи непокорной знати.
Елизавета I. королева Англии из династии Тюдоров. Художник Дж. Гауэр
Земли мятежников конфисковывались и передавались в королевскую казну.
«Как мои предки могли допустить такое учреждение…» Органы сословного представительства, которые могли ограничивать власть монарха (парламент в Англии, кортесы в Испании, Генеральные штаты во Франции), в эпоху абсолютизма утрачивают прежнее значение. Главная мечта монархов — избавиться от них совсем. Но поскольку полностью уничтожить представительные учреждения оказалось невозможно, монархи изобретали всяческие средства, чтобы уменьшить их значение. Для этого применялись методы кнута и пряника.
В Англии Тюдорам приходилось считаться с существованием парламента. Согласно старинным обычаям английские короли не имели права собирать налоги без его разрешения. В отношениях с парламентом Тюдоры проявили себя дипломатами. Они предпочитали сотрудничать с ним, а не бороться. Тем не менее за 37 лет правления Генриха VIII парламент собирался всего 21 раз. Дочь Генриха VIII королева Елизавета созывала его всего 13 раз за все 45 лет правления. В глазах королевы парламент был досадной необходимостью, за которую её министрам следовало бы просить прощения.
После смерти бездетной Елизаветы Тюдор в 1603 г. корона Англии перешла к шотландскому королю Якову VI Стюарту, её племяннику. В отношениях с парламентом король Яков I не проявил себя дипломатом и не скрывал своего отвращения к этому учреждению. «Не понимаю, — заявил он однажды испанскому послу, — как мои предки могли допустить такое учреждение. Я должен мириться с тем, от чего не могу избавиться». А ведь английские короли имели право вето и могли запретить любое решение парламента.
Во Франции абсолютная монархия стала складываться к XVI в. В отличие от английского парламента, Генеральные штаты во Франции не превратились в постоянно действующий орган. Созывались они редко, только в случае большой необходимости. С 1614 до 1789 г. Генеральные штаты не собирались ни разу.
Единая система государственного управления. Во Франции, как и в Англии, главой государства был король, обладавший всей полнотой власти. При нём имелся совет, считавшийся правительством, но монарх сам назначал его членов, и за ним оставалось последнее слово. Членами правительства были принцы крови, высшие духовные чины, финансисты, юристы, но фактически в стране существовало личное правление короля.
Судебная и местная власть под контролем короля. Организация судебной системы также использовалась для укрепления абсолютизма.
В Англии большая часть судебных дел передавалась в ведение двух королевских судов, что подрывало независимость знати на местах. Для борьбы с мятежной знатью ещё первыми Тюдорами была создана Звёздная палата, она же наблюдала за системой правосудия в Англии. Уже в это время наряду с судьями, назначаемыми короной, существовали и выборные, мировые судьи, пользовавшиеся большим влиянием. Им принадлежала главная роль в управлении графствами, а выбирались они на собрании дворянства графства из числа наиболее уважаемых и достойных рыцарей. Но эта самостоятельность, скорее, была внешней, так как правительство внимательно следило за выборами и неугодная королю кандидатура просто не могла пройти. Среди мировых судей были представители старой, родовитой аристократии и нового дворянства.
Мировых судей называли «глаза и уши короны». Они должны были не только вести судебные процессы, но и разоблачать заговоры, подавлять мятежи крестьян и городских низов, преследовать бродяг, собирать налоги, организовывать сбор денег для оказания помощи бедным и пр. Как видите, дел у мировых судей было много.
Во Франции в провинциях действовали судебные учреждения — парламенты, которые проверяли важнейшие королевские указы на предмет законности, регистрировали и оглашали их. Если новый указ противоречил уже существующим законам, парламенты могли указать на это королю. Монарху порой приходилось силой навязывать свою волю парламентам, иногда лично являясь в парламент и заставляя зарегистрировать новый указ. В XVII в. во Франции существовало более десятка парламентов. Между ними не существовало иерархического подчинения, однако парламент Парижа считался наиболее авторитетным.
Стремясь укрепить свою власть, французский король Людовик XIV (1643—1715) ограничил право судебных палат обсуждать королевские эдикты (законы). Для централизации власти Людовик XIV посылал в провинции своих представителей — интендантов, одной из функций которых было наблюдение за исполнением законов.
Управление страной осуществляли чиновники. В Англии государственных служащих было немного — от тысячи до полутора тыс. человек. Но жалованье от короля получали не все. На что же они жили? Чиновникам разрешалось получать деньги за услуги от просителей, так что народ сам содержал королевских служащих.
Людовик XIV, король Франции из династии Бурбонов. Неизвестный художник
Во Франции чиновников было гораздо больше — 8 тыс. в XVI в. и 46 тыс. в XVII в. Их должности передавались по наследству, а также продавались. Личные достоинства человека при таком порядке не играли решающей роли: всё зависело от наличия денег. Здесь, как и в Англии, главным доходом было не жалованье, а плата населения чиновникам за услуги.
Вся деятельность государственного аппарата должна была исходить из того, что монархия является божественным установлением.
«Монарх — помазанник Божий». Все без исключения короли стремились внушить своим подданным мысль о необходимости абсолютной королевской власти. Ещё со времён Средневековья власть короля провозглашалась божественной по происхождению. В Англии при королеве Елизавете верующие читали такую молитву: «О Святый Боже, милосерднейший Отче, кто до сего дня, послав Твою служительницу и нашу государыню и милостивую королеву Елизавету в королевство, избавил преданный Тебе английский народ от опасностей войны и порабощения, тела освободил от тирании, а дух от суеверия, возвратил мир и истинную религию…» Печатались также сборники баллад и проповедей, в которых утверждалось, что королева вывела народ из тьмы.
В это время в России
Усиление царской власти происходило и в России. Отражением этого стали решения Земского собора 1649 г, укрепившие авторитет царя. При этом сами Земские соборы, как и сословно-представительные органы в Западной Европе, стали собираться всё реже. Укреплением центральной власти стала и отмена порядка занятия должностей в соответствии со знатностью рода — местничества — в 1682 г.
Во Франции теоретически считалось, что король не подчиняется обычным законам, может отменить законы, принятые его предшественниками, имеет право жить и действовать без контроля со стороны своих подданных. Но даже абсолютный монарх не мог быть деспотом, он не только заставлял других выполнять законы, но и сам должен был их уважать.
Своего наиболее полного расцвета абсолютизм достиг во второй половине XVII в. во Франции при Людовике XIV. С 1661 г. этот король берёт в свои руки всю полноту власти, и за короткий промежуток времени ему удаётся явить Франции и Европе образ всемогущего «короля-солнца», короля-героя. Отнюдь не случаен выбор им солнечной эмблемы. Как объяснял сам Людовик, дневное светило направляет своё тепло и свет на землю, и поэтому всё вокруг обязано ему жизнью. Власть короля носила и религиозный характер, что объяснялось обрядом миропомазания при коронации.
Религиозным учениям вторили и светские. В XVI—XVII вв. во Франции уже была развита наука о государстве и праве. Одно из её главных положений — вся верховная законодательная власть сосредоточивается в руках монарха.
Культу короля в XVI—XVII вв. помогали этикет и строгая регламентация жизни королевского двора. Во Франции в середине XVII в. на придворной службе состояло примерно полторы тыс. дворян. Людовику XIV стремились подражать все европейские монархи.
Армия на службе монарха. Налоговая система. Особенностью английского абсолютизма являлось отсутствие у монарха регулярной армии. Первым королём, создавшим постоянную гвардию, был Генрих VII Тюдор, но она насчитывала всего 200 человек. В случае войны монархи использовали наёмников и призывали отряды вассалов-дворян. Оборона страны основывалась на отрядах местного ополчения. Имелся королевский флот, на содержание которого собирали деньги с населения.
Иначе обстояло дело во Франции. Уже к исходу Столетней войны создаётся постоянная наёмная армия, а с появлением огнестрельного оружия она становится господствующим типом военной организации. Наёмники были профессионалами и служили тому, кто им платил. В XVI в. в мирное время эта армия насчитывала 25 тыс. человек.
Французское государство взимало налоги с крестьян, ремесленников и буржуа (зажиточных горожан). Прямых налогов было два: талья (налог на землю и имущество) и подушная подать. Имелись и косвенные налоги, например габель (налог на соль).
Содержание армии и государственных чиновников стоило дорого, поэтому во Франции общий размер налогов всё время возрастал. Если в начале XVI в. казна собирала со своих подданных 3 млн ливров в год, то в середине XVII в. в связи с участием в Тридцатилетней войне правительство собирало 90—100 млн ливров в год.
Единая экономическая политика. В эпоху абсолютизма в экономической политике европейских государств господствует меркантилизм — экономическое учение и экономическая политика, в основе которых лежало убеждение, что основную форму богатства составляют драгоценные металлы и что от их обилия зависит процветание государства. Считалось, что помочь государству разбогатеть может правильно организованная международная торговля: нужно вывозить из страны товаров больше, чем ввозить. Правительства некоторых стран даже запрещали ввоз иностранных товаров, в первую очередь предметов роскоши, стараясь налаживать собственное производство. Впервые такую политику стал проводить во Франции в XVI в. Генрих IV, поощрявший развитие сельского хозяйства и выделявший деньги на строительство государственных предприятий. Но успехи этой политики были скромными, так как почти до конца XVIII в. в стране не имелось единой системы мер и весов и существовали внутренние таможенные границы.
Создание национальных государств. В эпоху становления абсолютизма власть монархов была столь велика, что некоторые из них позволили себе замахнуться на церковное и монастырское имущество, стали подчинять своему влиянию церковные организации, что ещё сильнее укрепляло их власть.
Так, король Англии Генрих VIII «бросил перчатку» папе римскому, став (по решению парламента) главой церкви в своей стране1.
В рамках абсолютистских государств, имеющих чёткие границы, одну господствующую религию, один язык и общую культуру, складываются централизованные национальные государства. Такой страной была, например, Англия.
В Германии и Италии в XVI—XVII вв. ещё существовали отдельные, часто воевавшие между собой государственные образования. Власть в них принадлежала неограниченным или почти неограниченным монархам. Германские и часть итальянских государств подчинялись Священной Римской империи германской нации, главой которой был император.
1 Подробнее об этом говорится в следующих параграфах.
В начале Нового времени республиканский строй был редкостью, он существовал в Венеции и горной Швейцарии, а после освободительной войны в Нидерландах (XVI в.) образовалась Республика Соединённых провинций, или Голландия.
Раннее Новое время характеризуется началом складывания прочных абсолютистских государств, имеющих чёткие границы, господствующую религию (религию монарха), одну коренную национальность.
В границах своего государства абсолютизм был способен сдерживать разрушительные междоусобные войны «всех против всех», приносившие страдания всем слоям населения.
1. Выпишите из текста параграфа в тетрадь термины: а) характеризующие политическую власть; б) обозначающие различные органы государственной власти. 2. Запишите в тетрадь основные признаки абсолютной королевской власти. 3. Как в условиях абсолютизма были организованы армия, налоговая система, как велась экономическая политика? 4. Сравните создание национальных государств в Англии и во Франции. Сделайте выводы. 5. Какую роль в укреплении королевской власти играла религия?
- 1. Подготовьте устный рассказ на тему «Король и парламент», используя текст параграфа, дополнительную литературу и интернет-ресурсы.
- 2. Объясните, какими способами абсолютные монархи осуществляли контроль за местной и судебной властями.
- 3. Выскажите предположение, к каким последствиям для судей страны может привести абсолютизм. Свою позицию обоснуйте.
- 4. С помощью дополнительных источников информации (в том числе учебника по истории России) выясните, когда в России прошёл последний Земский собор. Какие решения он принял? Выскажите предположения, почему Земские соборы в России больше не созывались.