Великие гуманисты Европы

27 августа 2024 - 19 прочитали

    • Почему деятелей новой культуры называли гуманистами, а время, когда возникла и развивалась новая культура, — Возрождением? Как гуманисты относились к античной культуре, природе, человеку? Что нового внесла в общественную жизнь культура Возрождения?

«Я ставлю тебя в центре мира…» Вслед за Ранним Возрождением (начало XIV — последняя четверть XV в.) наступил период Высокого Возрождения (конец XV — начало XVI в.), когда культура Возрождения достигла наивысшего расцвета.

В это время продолжается процесс обмирщения сознания: человек стал думать не только о загробном мире, его мысли обратились и к земной, мирской жизни. Сторонники такого взгляда на окружающий мир называли себя гуманистами (от лат. humanus — человеческий).

Сильными, прекрасными, деятельными предстают перед нами люди Возрождения. Они умеют ценить время: их дни заполнены трудом, стремлением понять и изменить окружающий мир. «Человек измеряет землю и небо… Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким…» — сказано в рукописи XV в.

В эпоху Возрождения стала высоко цениться образованность. Состоятельные люди приглашали учёных, знающих греческий язык, чтобы дать хорошее образование своим детям. Знатный купец Джованни Морелли написал для сыновей «Записки», в которых советует читать древних авторов и размышлять над их поучениями, чтобы узнать, как надо поступать в жизни. Ведь лишь знания доставляют разуму столько приятного и утешительного, и ничто другое, а наука даёт «сознание того, что ты человек, а не животное».

Много размышляли гуманисты и о месте человека во Вселенной. Знаменитый флорентийский философ Джованни Пико делла Мирандола в книге «Речь о достоинстве человека» писал, что Бог, сотворив человека, сказал ему: «Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать всё, что есть в мире».

Гуманист из Роттердама. Гуманистические идеи, зародившиеся в Италии в эпоху Возрождения, нашли отклик и горячую поддержку у философов, богословов, писателей других стран, которые развили их и сделали достоянием европейского общества. Одним из образованнейших проповедников идей новой гуманистической культуры был голландский богослов и филолог Эразм Роттердамский (1469—1536). Биограф гуманиста, знаменитый писатель XX в. С. Цвейг, назвал его славой и светочем своего столетия.

Будучи выдающимся знатоком латыни, Эразм Роттердамский комментировал сочинения древних писателей, показывая, как позднейшие невежественные толкования извратили их подлинный смысл; составил сборник греческих и латинских поговорок, дав возможность читателю проникнуть в мир подлинной античной культуры.

Ещё в юности, зарабатывая на жизнь частными уроками, он составил что-то вроде наставления для своих учеников, в котором учил их изящно и красиво выражать свои мысли. Позднее сборник был опубликован под названием «Разговоры запросто». Лёгкий, изящный слог «Разговоров…» сделал их невероятно популярными: книга множество раз переиздавалась в разных странах. Почти через два столетия по распоряжению Петра I она была переведена и напечатана в России. Самым знаменитым творением Эразма Роттердамского стала книга, написанная им всего за несколько дней и посвящённая другу-гуманисту Томасу Мору. Эта книга имеет выразительное название — «Похвала Глупости». Главная героиня госпожа Глупость, одетая в мантию учёного, произносит хвалебную речь самой себе.

Эразм Роттердамский. Художник К. Массейс. XVI в.
Эразм Роттердамский. Художник К. Массейс. XVI в.

Выступая перед многолюдным собранием, Глупость убеждает слушателей, что именно она способствует движению мира, ибо «божественная сила» Глупости простирается так широко, что в служении ей объединился весь мир: «Глупость создаёт государства, поддерживает власть, религию, управление и суд. Да и что такое вся жизнь человеческая, как не забава Глупости?» Вполне серьёзно она уверяет, что «в этой жизни лишь тот, кто одержим глупостью, может воистину именоваться человеком».

Листая страницы книги, читатель начинает понимать, что «гимн Глупости» — едкая насмешка, злая сатира, которыми воспользовался автор, чтобы бичевать пороки общества, высказывать горькие истины, подвергнуть осмеянию отжившие традиции средневекового прошлого. «Похвала Глупости» стала своеобразным вкладом Эразма Роттердамского в утверждение новых гуманистических идеалов.

Первые утопии. В Англии идеи гуманистов, прославлявших физическую красоту и духовное совершенство человека, утверждавших его право на счастье, оказали сильное влияние на. Томаса Мора (1478—1535). Этот мудрый политик и будущий первый министр короля учился в Оксфордском университете, знал несколько языков, увлекался историей, философией, литературой.

В начале XVI в. Мор написал и опубликовал книгу под названием «Золотая книга, столь же полезная, как и приятная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (сокращённо «Утопия»). Необычное произведение поразило воображение читателей.

Томас Мор. Художник Г. Гольбейн Младший. XVI в.
Томас Мор. Художник Г. Гольбейн Младший. XVI в.

В первой части описывается современная автору Англия. С болью и состраданием рассказывает он о нищете, ужасных условиях жизни и бесправии английского крестьянства, несправедливых законах против бедняков. Именно Т. Мору принадлежат крылатые слова о том, что прожорливые овцы «пожирают даже людей, разоряют и опустошают поля, дома и города». Источник всех несчастий Англии писатель видит в частной собственности.

Во второй части книги повествуется о замечательно устроенной жизни людей на острове Утопия. Островитяне — земледельцы и ремесленники — постоянным трудом сумели превратить свой остров в прекраснейшее место на Земле. Кругом раскинулись возделанные поля, цветущие сады.

На острове установлена коллективная собственность — имущество и земля принадлежат всем. В обществе царит порядок, преступления крайне редки. Нет ни бедных, ни богатых, а всё необходимое островитяне получают бесплатно из специальных хранилищ. Жители острова не завидуют друг другу и один раз в 10 лет производят между собой обмен всем, чем они владеют. Всеобщим уважением пользуются занятия искусством и наукой.

Автор описал идеальное государство, продумав мельчайшие детали устройства жизни его граждан. Однако, как воплотить мечту в реальность, он не знал и поэтому поместил этот земной рай на острове, назвав его Утопия, что в переводе означает «несуществующее место». Стоит запомнить название этого романа. С тех пор утопиями называли произведения, описывающие справедливое, но несбыточное общество будущего.

Современник Т. Мора французский писатель Франсуа Рабле (1494—1553) родился в провинциальном городке, детство провёл на ферме. В юности он был очень религиозен и поступил в монастырь, но оставался там недолго: весёлый характер и любознательность плохо сочетались с монастырскими правилами. Позднее он много занимался наукой, стал знаменитым врачом и одним из самых образованных людей своего времени. Рабле хорошо знал историю, языки, объездил всю Францию, трижды побывал в Риме. Он умел наблюдать и запоминать, был блестящим рассказчиком и сочинителем.

Около 20 лет он работал над романом «Гаргантюа и Пантагрюэль». Герои повествования — мудрые короли-великаны, которые встречаются в народных легендах и сказках. С юмором описывает автор их жизнь, весёлые пиры, во время которых под шутки и смех поглощается немыслимое количество разнообразной еды. Но герои Рабле живут в очень неспокойном мире, правители которого «годны только на то, чтобы делать зло своим подданным и ради своего гнусного удовольствия возмущать мир войнами». И добродушные гиганты громят рати врагов с помощью… хорошего пинка или совсем уж необычно — «накрыв языком целую армию».

Однако Рабле не был бы человеком своего времени — времени расцвета гуманизма, если бы зло в его книге побеждалось только сказочной силой. Рядом с великанами на страницах романа появляются герои вполне обычного роста: брат Жан Сокрушитель, заступник притесняемых, и пройдоха Панург, воплощение здравого смысла простого народа. Весёлая компания отправляется в путешествие на край света и посещает множество удивительных мест. Среди них и остров папефигов, разорённый соседями папоманами (католиками) за непочтительное отношение к портрету папы римского, и остров прожорливых птиц, которые питаются данью со всех концов света. За порядком наблюдает молчаливо сидящая в клетке птица Папего. Нетрудно догадаться, что это намёк на папу римского и его сторонников.

Роман возрождал старинные традиции народных представлений, во время которых шуты веселили народ и высмеивали тупость, уродство, ханжество власть имущих. Жизнерадостная и умная книга Рабле, учёного, философа и гуманиста, пришлась по душе его современникам.

1. Какой процесс называют обмирщением сознания? 2. Кого называли гуманистом в раннее Новое время? 3. Расскажите, чем прославили себя и свою эпоху Эразм Роттердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле. 4. Прочитайте четыре высказывания о человеке.

«Следует ненавидеть наше тело со всеми его пороками и грехами, презрение и отвращение надо питать к телу, ибо все мы по нашей вине несчастные и гнусные, отвратительные черви».

«…Устройство нашего тела кажется гораздо достойнее и восхитительнее по сравнению с устройством тел прочих животных… не будет неуместным, на наш взгляд, если мы… кратко поговорим о достойном хвалы превосходстве нашего тела…»

«Откажись от плотских наслаждений… Любовь к богу удаляет человека от мира, а любовь к миру — от бога».

«Наслаждение — это цель, к которой стремится каждый человек согласно своей природе, она является счастьем, блаженством и любовью. Не к добродетели, но к наслаждению ради него самого нужно стремиться как тем, кто желает радоваться в этом житии, так и тем, кто желает радоваться жизни в будущем».

Определите высказывания, которые, по вашему мнению, появились в Средневековье, и высказывания, авторство которых принадлежит гуманистам. Какие цели преследовали авторы высказываний? Кратко сформулируйте их отношение к человеку. Какое влияние оказали труды гуманистов на формирование искусства Возрождения?

  • 1. Как вы понимаете слова: «Я ставлю тебя в центре мира…»?
  • 2. Как вы думаете, какие идеалы античной культуры были близки великим гуманистам Европы? Объясните свою точку зрения.
  • 3. Как вы считаете, какую цель мог преследовать Пётр I, давший распоряжение о переводе и печатании книги Э. Роттердамского?
  • 4. Начните работу над проектом «Эпоха Возрождения». Подготовьте рассказ о судьбе одного из европейских гуманистов О. Роттердамский, Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтень).
  • 5. Прочитайте несколько цитат из книги Томаса Мора «Утопия», в которых описаны нравы утопийцев — жителей острова Утопия.

«Человеческую жизнь по ее ценности нельзя уравновесить всеми благами мира».

«Между тем с золотом и серебром, из которых делаются деньги, они обходятся так, что никто не ценит их дороже, чем того заслуживает природа этих металлов. Кто не видит, насколько они ниже железа? Без него действительно люди не могут жить, так же как без огня и воды; между тем золоту и серебру природа не дала никакого применения, без которого нам трудно было бы обойтись, но людская глупость наделила их ценностью из-за редкости».

«…Сама природа предписывает нам приятную жизнь, то есть наслаждение как конечную цель всех наших действий; а добродетель они определяют как жизнь, согласную с предписаниями природы. Она же приглашает смертных к взаимной поддержке для более радостной жизни».

«Надо стараться быть возможно приятным по отношению к тем, кто дан тебе в спутники жизни или по предусмотрительности природы, или по игре случая, или по твоему выбору, только не следует портить их ласковостью или по снисходительности из слуг делать господ».

«Государства распадаются от пороков, а пороки являются последствием плохих нравственных правил».

«Допускать, чтобы кто-нибудь один жил среди изобилия удовольствий и наслаждений, а другие повсюду стонали и плакали — это значит быть сторожем не королевства, а тюрьмы».

Как вы думаете, имела ли какие-нибудь последствия для общественной жизни книга Томаса Мора? Насколько реалистичны советы, которые предлагает автор?

«Противны мне и владычество и покорность»

Эти слова принадлежат одному из удивительных людей XVI столетия — выдающемуся французскому гуманисту Мишелю Монтеню (1533—1592). Монтень много размышляет о жизни, странах и людях. Плодом раздумий стала его книга под названием «Опыты».

«Опыты» — это собрание рассуждений о морали, философии, труде. Автор задумывал их как поучительное чтение для себя и немногочисленного круга родных и друзей, подчёркивая, что излагает раздумья, основанные на личном опыте. Но получилось так, что с момента своего появления книга привлекла внимание многих и многих людей и по сей день остаётся произведением, которое читают образованные люди всех стран. Чем же книга заинтересовала современников Монтеня? Чем интересна она читателям нашего времени?

В глазах гуманистов человек встал перед необходимостью самопознания и самооценки. «Опыты» — не только гимн человеку, его разумной и доброй природе, но и результат стремления автора познать и оценить себя.

Монтень гневно обрушивается на суеверия, предостерегает от бесцельного существования, напоминает, что жизнь — величайший дар. Автор призывает людей разумно вести себя в повседневности: «Надо стремиться не выигрывать битвы или завоёвывать земли, царствовать или копить богатства, а наводить порядок и устанавливать мир в обычных жизненных обстоятельствах». Подлинная мудрость, считает Монтень, заключается именно в умении ценить каждый миг земного бытия, неизменно радостно воспринимать жизнь.

Монтень предостерегает людей от безделья, прежде всего умственного. Он ратует за гармоническое развитие всех заложенных в человеке способностей, за воспитание, в основе которого правило: ни в чём не полагаться на авторитет, а всё проверять разумом и опытом. Недостаточно затвердить наизусть то, что тебя заставили вызубрить, «знать наизусть ещё вовсе не значит знать; это — только держать в памяти то, что ей дали на хранение». «Юноша должен научиться не столько отвечать уроки, сколько претворять их в жизнь… в своих действиях. И тогда будет видно, лежит ли благоразумие в основе его начинаний, проявляет ли он справедливость и доброту в своём поведении, ум и изящество в речах, стойкость в болезнях, скромность в забавах… неприхотливость в питье и пище… умеет ли соблюдать порядок в своих домашних делах».

Монтень высказывал смелые мысли о веротерпимости, о том, что принадлежность к католической или протестантской церкви — личное дело человека, и нельзя ненавидеть или преследовать его за то, что он думает по-другому. Вообще для Монтеня самое главное в оценке человека — не богатство и звания, здоровье или пышность наряда, а то, какова у него душа, прекрасна ли она, одарена ли способностями и всеми надлежащими качествами. Только сам человек, величие его духа — главная ценность мироздания.

Как вы думаете, почему рассказ, посвящённый Монтеню, озаглавлен «Противны мне и владычество и покорность»? Аргументируйте свою позицию. Обсудите в классе и с родителями, какие суждения Монтеня актуальны и в наши дни.


ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
Михаил Скопин-Шуйский

Михаил Васильевич родился в семье боярина Василия Фёдоровича Скопина-Шуйского, прославившегося во время обороны Пскова от поляков в 1581—1582 годах. С 15 лет Михаил Скопин-Шуйский служил…

Повседневная жизнь

Вы уже познакомились с экономическим и политическим развитием европейских стран в начале Нового времени. Но представляете ли вы, в каких условиях изо дня в день…

Внешнеполитические отношения России в XVII веке

1. «Посольский обычай» После избрания на престол царя Михаила Фёдоровича Романова перед новой династией встал вопрос о её признании со стороны иностранных государств. В 1613—1614…

Страны Центральной, Южной и Юго-Восточной Европы

Разобщённость углубляется. Италия XVI — первой половины XVII в. оставалась по-прежнему раздробленной страной с разными формами правления. Наиболее крупными государствами были: на севере — Венеция, Генуя,…

Словарь имён исторических деятелей XVI—XVII вв.

Аввакум Петрович (ок. 1620—1682) — глава старообрядчества и идеолог Раскола. Протопоп. Писатель. Адашев Алексей Фёдорович (?—1561) — окольничий. Один из ближайших советников Ивана IV. Возглавлял Избранную раду.…

Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия

«Нашли материк, доселе ещё не открытый никем». Вы уже знаете, что идея найти путь в Индию через «море Мрака» давно будоражила умы всех, кто ощущал в…

Опричнина

1. Падение Избранной рады По мере укрепления личной власти Ивана IV менялось его отношение к Избранной раде. Тем более что с некоторыми решениями царя члены…

Европейское общество в раннее Новое время

Рост предпринимательской деятельности, развитие капиталистического хозяйственного уклада меняли состав и занятия европейского населения. Предприниматели-капиталисты Нового времени. С развитием предпринимательской деятельности увеличились численность и богатство капиталистических предпринимателей.…

Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.

Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся В чём проявлялось бережное отношение народов России к традициям своих предков? Народы, вошедшие в состав Российского государства…

Земский собор

С самого первого своего созыва Земский собор был в глазах и власти, и народа всенародным сходом для решения важнейших вопросов государства, поэтому в XVII веке…

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях

Тридцать лет Войны Алой и Белой розы (1455—1485) унесли почти четверть населения Англии. В ней погибли 80 членов королевских династий и огромное количество знати, почти…

Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол

1. Церковь после Смуты Смута стала суровым испытанием и для церкви. Часть духовенства во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия I (сам патриарх венчал его…

Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве

1. Первые Романовы Вспомните, в каких европейских государствах в XIV—XVI вв. менялись правившие династии. Михаил Фёдорович. Миниатюра XVII в. Первым российским государем новой династии стал…

Формирование единых государств в Западной Европе и России

1. Предпосылки и особенности формирования единых государств в Западной Европе и России Одной из главных предпосылок формирования единых государств в Западной Европе стало развитие рыночных…

Внешняя политика России во второй половине XVI в.

1. Присоединение Казанского ханства Наряду с внутренними преобразованиями в середине XVI в. Иван IV проводил энергичную внешнюю политику. Первый русский царь продолжил начинания Ивана III…