Английские колонии в Северной Америке

27 августа 2024 - 26 прочитали

Давно уже Западная Европа смотрела на Новый Свет как на источник богатств. Ещё в конце XVI в. на эти земли стали претендовать англичане. В начале XVII в. они основывают в Северной Америке колонии. Европейская цивилизация начинает распространяться по ту сторону Атлантического океана. Ниже речь пойдёт о событиях, в результате которых на карте мира появилось новое государство — Соединённые Штаты Америки.

Первые колонии и их жители. Инициатива в создании новых колоний принадлежала английской короне. В 1606 г. Яков I пожаловал хартии на освоение побережья двум торговым компаниям — Плимутской и Лондонской. История английского колониального правления начинается с 1607 г.

Северная Америка, форт Джеймс. Гравюра начала XVII в. неизвестного автора
Северная Америка, форт Джеймс. Гравюра начала XVII в. неизвестного автора

Кто были первые поселенцы-колонисты? Какие мотивы лежали в основе их переселения? Часть колонистов — английские пуритане, бежавшие от преследований при Якове I и Карле I. Уезжали в Новый Свет протестанты из Франции и Голландии. Особенно увеличивался с каждым годом приток английских колонистов, чьи поселения получили название «Новая Англия». Пуританские общины в Европе всё чаще обращали свои взоры к Америке, надеясь найти там убежище и возможность свободно проповедовать свои взгляды.

Уезжали и многие крестьяне, потерявшие свои земельные наделы вследствие огораживания. Тысячи «беспокойных» бедняков, среди которых было много молодёжи, не владевшей никаким ремеслом, а также пригодные к труду преступники высылались властями в колонии.

Первое постоянное английское поселение в Северной Америке было основано в 1607 г. на территории будущей Виргинии.

Отцы-пилигримы садятся на корабль. Художник Р. Вейр
Отцы-пилигримы садятся на корабль. Художник Р. Вейр

Предположите, что делают персонажи картины, что занимает их мысли.

В 1620 г. значительно севернее, у суровых берегов мыса Код, корабль «Мэйфлауэр» («Майский цветок») высадил группу из 102 пуритан (отцов-пилигримов), бежавших от религиозных преследований. Прежде чем сойти на берег, мужчины подписали соглашение о совместной организации жизни по законам и обычаям пуританской веры и морали. Затем на этом месте был построен город Новый Плимут, положивший начало колониям Новой Англии. День высадки переселенцев отмечается в США как праздник — День отцов-пилигримов.

Постепенно на Атлантическом побережье образовалось 13 колоний, население которых составляло около 2,5 млн человек. Территорию, на которой возникли колонии, населяли главным образом две крупные группировки индейских племён — ирокезы и алгонкины. Их общая численность достигала 200 тыс. человек.

В результате колонизации индейцы были большей частью вытеснены за пределы колоний или истреблены, а их земли захвачены. Эти действия колонисты пытались оправдать своими религиозными убеждениями. Они говорили: «Земля… это поместье, дарованное Богом человеку. Но большая часть её заселена и беззаконно узурпирована дикими животными и неразумными существами или грубыми дикарями, которые по причине своего безбожного невежества и богохульственного идолопоклонства хуже самых диких зверей и свирепых животных».

Договор Уильяма Пенна с индейцами. 1772 г Художник У. Бенджамин
Договор Уильяма Пенна с индейцами. 1772 г Художник У. Бенджамин

В дополнительных источниках информации (в том числе Интернете) узнайте, какому событию посвящён сюжет данной картины. Когда оно произошло? Выясните, часто ли происходили события, подобные этому.

Колониальное общество и хозяйственная жизнь. Широкое распространение в колониях Новой Англии получило мелкое фермерское хозяйство. Постепенно росла связанная с ним домашняя промышленность, а во второй половине XVII в. появились первые мануфактуры (прядильная, ткацкая, железоделательная и др.). В южных колониях землевладельцы закладывали обширные плантации, где выращивали хлопок, табак, рис.

Колониальное общество состояло из различных групп населения: фермеров, предпринимателей, наёмных работников, плантаторов-землевладельцев, «законтрактованных слуг», негров-рабов.

Многие лично свободные поселенцы уходили на Запад и становились фермерами. Свободной рабочей силы недоставало, и поэтому в Северную Америку её ввозили. Некоторые иммигранты-бедняки, не имея средств для переезда через океан, заключали кабальные соглашения с купцами и судовладельцами, которые затем перепродавали их в Америке. Этих людей называли законтрактованными слугами или белыми рабами, и им надлежало работать на новых хозяев от 2 до 7 лет. Но приток кабальных слуг из Европы не решал проблемы рабочей силы на плантациях, и постепенно там укоренился труд негров-рабов (их ввоз в колонии начался ещё в 1619 г.). Условия труда негров были невыносимы, а за побег их жестоко наказывали и могли лишить жизни.

Управление колониями. В XVIII в. главной фигурой в колонии считался губернатор, в восьми колониях из одиннадцати его лично назначал английский король. В руках губернаторов была сосредоточена вся судебная, исполнительная и законодательная власть. Однако в колониях существовало и местное самоуправление — колониальные ассамблеи. Ассамблеи состояли из двух палат: верхней палаты — совета, члены которой назначались губернатором из числа аристократических семей, и нижней палаты, избиравшейся мужским населением. Для избирателей существовал весьма высокий имущественный ценз, выборы проводились открытым голосованием. Колониальные ассамблеи предоставляли жителям колоний достаточно широкие права, более широкие, чем английский парламент народу Англии. Даже жалованье назначаемым королём губернаторам и их администрации определяли ассамблеи, что заставляло губернаторов с ними считаться.

Начало формирования североамериканской нации. К середине XVIII в. в колониях начал формироваться единый внутренний рынок, развивались торговые связи. Из северных колоний на юг вывозили зерно, рыбу, промышленные изделия. Торговые пути шли преимущественно по рекам.

Колонисты были выходцами из десятка стран, но после почти двухвекового опыта жизни на американской земле у них сложилась одна историческая судьба. Общим языком стал английский, но постепенно в него включались индейские, немецкие, французские слова — формировался американский вариант английского языка, и в середине XVIII в. многие жители колоний уже называли себя американцами.

Постройка фермы колонистов в XVIII в. Гравюра на дереве неизвестного автора
Постройка фермы колонистов в XVIII в. Гравюра на дереве неизвестного автора

Складывался и своеобразный быт населения. Поселенцы жили в бревенчатых хижинах, обычно состоявших из одной комнаты, а для освещения жгли лучину. Бельё и одежду делали из домотканого льняного полотна.

В больших городах купцы возводили каменные двух- или трёхэтажные особняки, а экипажи, мебель, ткани выписывались из Англии. Плантаторы строили себе роскошные усадьбы.

Общность территории, экономических и хозяйственных интересов колоний, языка и религии стала основой образования новой нации.

Идеология американского общества. Мы уже знаем, что первые колонисты являлись пуританами, английскими кальвинистами. Свои правила поведения — обязательный труд и молитва, порицание праздности — пуритане превратили в правила поведения для всех жителей колоний. Пуритане считали себя вправе устанавливать жёсткий контроль над поведением всех членов общества. Они были уверены в том, что дисциплина начинается с семьи, где никто не может оспаривать власть отца. Такой же семьёй, с их точки зрения, является религиозная община, где полной властью обладает проповедник. Эти же порядки необходимо распространить на всё общество, которое должно стать «святым». Только в таком случае можно спастись и стать избранным. Американские пуритане искренне считали себя народом, избранным Богом, и хотели спасти всех, даже если это требовало применения насилия.

В XVII в. такое религиозное мировоззрение рождало фанатизм. Воскресенье пуритане считали днём, посвящённым молитве, и если в этот день колонисты вели на улице беседу на светские темы, то наказание не заставляло себя ждать. «Провинившихся» могли выставить в колодках у позорного столба. Светское искусство осуждалось. Нередко практиковалась «охота на ведьм», преследование «за чародейство». Колдовство в Новом Свете считалось преступлением более тяжким, чем убийство. Почти все учебные заведения находились в руках церкви.

Но с середины XVIII в. в культуре и общественной мысли происходят серьёзные перемены. Развивается светское образование, наука, литература и искусство. Увеличивается число колледжей, к середине века их уже восемь. К Гарвардскому университету, основанному ещё в 1636 г., прибавились Йельский и Принстонский. Широкое распространение получают идеи Просвещения. В 1765 г. в колониях издавалось 43 газеты, были открыты публичные библиотеки, быстро развивалось типографское дело. Крупнейшими культурными центрами стали Бостон и Филадельфия.

Конфликт с метрополией. Король, земельная аристократия, купцы и предприниматели в Англии стремились приумножить прибыль, которую давало владение колониями. Ещё в XVII в. в Англии издали закон, лишавший колонии права свободной торговли. Им разрешалось торговать только с Англией, собиравшей там налоги и пошлины, вывозившей из колоний ценное сырьё — пушнину, хлопок — и ввозившей готовые товары. Английский парламент ввёл в колониях множество запретов: на открытие мануфактур, на производство изделий из железа, на выделку тканей, запрещалось ввозить в североамериканские колонии не только машины, но и их чертежи. Ужесточались меры против контрабандной торговли, которой занимались все колонии.

Под предлогом защиты от индейцев английский король послал в колонии десятитысячное войско, причём содержать его должны были колонисты на свои средства. В 1763 г. последовал королевский указ, запрещавший колонистам переселяться на Запад, за Аллеганские горы. Это лишало возможности мелких арендаторов уйти на Запад и стать там свободными фермерами. Все эти меры подрывали принцип свободы предпринимательства.

В 1765 г. английский парламент принял закон о гербовом сборе: при покупке любого товара, вплоть до газет, нужно было платить налог (доказательством уплаты служила специальная марка, наклеенная на лист гербовой бумаги). Закон этот касался почти всех колонистов и вызвал массовое движение протеста.

По североамериканским городам проходили собрания жителей под лозунгом «Нет налогов без представительства!». Колонисты справедливо заявляли, что налоги они будут платить в том случае, если их представители будут иметь голос в английском парламенте. Возникли первые патриотические организации колонистов «Сыны свободы» и «Дочери свободы», они издавали прокламации, проводили митинги протеста, призывали к бойкоту английских товаров. Американцы жгли гербовую бумагу, громили дома сборщиков налогов. Бывало, что самих сборщиков обмазывали дёгтем, вываливали в перьях и носили привязанными к длинным шестам под оглушительный стук сковородок и вёдер. В 1773 г. жители Бостона напали на английские корабли, стоявшие в порту, и выбросили за борт тюки не облагаемого налогом чая. Это событие получило название «Бостонское чаепитие». В ответ британские власти закрыли и блокировали Бостонский порт.

«Бостонское чаепитие». С гравюры неизвестного автора
«Бостонское чаепитие». С гравюры неизвестного автора

Взрыв недовольства вызывался не только вмешательством Англии в экономику колоний: ведь уровень жизни колонистов в целом был значительно выше, чем у жителей метрополии (даже бедняки в колониях жили лучше, чем бедняки в Англии, да и было их значительно меньше). Главная причина конфликта заключалась в том, что политика английского короля оскорбляла человеческое достоинство жителей колоний. Англичане не заметили, что на другом берегу Атлантического океана сформировался новый народ — американцы, девизом которого стали слова: «Или дайте нам свободу, или отнимите жизнь!» Народ в колониях был готов к войне.

Английские колонии в Новом Свете были созданы протестантами, уезжавшими от религиозных преследований и стремившимися получить религиозную свободу. К середине XVIII в. в колониях сформировалась североамериканская нация со своей идеологией, своими экономическими и политическими интересами. Национальное самосознание было оскорблено зависимостью от английского короля и парламента.

1. Рассмотрите изображения форта Джеймс (с. 121) и фермы колонистов (с. 125). О каких особенностях жизни колонистов свидетельствует первая иллюстрация? Как изменилась жизнь колонистов к середине XVIII в.? 2. Составьте (в тетради) рассказ о первых колониях и их жителях. 3. Нанесите на контурную карту североамериканские колонии Англии и расскажите об их хозяйственном развитии. 4. Расскажите о системе управления колониями. Свой ответ оформите в тетради в виде схемы. 5. Что означал лозунг колонистов «Нет налогов без представительства!»? 6. Объясните причины конфликта между жителями колоний и английской короной. Какие причины вы считаете главными и почему? Запишите их в тетрадь в форме тезисов.

  • 1. Дайте оценку политике английского короля и парламента, проводившейся в отношении североамериканских колоний, с позиций деятелей английского и французского Просвещения.
  • 2. Докажите, что к середине XVIII в. население колоний представляло собой одну североамериканскую нацию (при выполнении данного задания воспользуйтесь памяткой на с. 236).
  • 3. Покажите связи между господствовавшей у жителей колоний идеологией и известными вам религиозными учениями.
  • 4. Подумайте, какие черты характера сформировались у жителей североамериканских колоний. Как эти черты могли повлиять на их дальнейшие взаимоотношения с метрополией?
  • 5. Предложите свою версию развития событий, которые последуют за «Бостонским чаепитием». Обсудите свои прогнозы в парах. Есть ли совпадения версий? Если да, то подумайте, с чем эти совпадения связаны.

Жан де Кревекер. Письма американского фермера (фрагмент)

…Откуда произошли все эти люди? Они являются смешением англичан, шотландцев, ирландцев, французов, датчан, немцев и шведов. Из этой разнородной смеси и произошла раса, называемая теперь американцами…

Я уважаю их за то, что они уже сделали, — за точность и мудрость, с которой они заселили территорию; за приятность их манер; за их раннюю любовь к литературе, за их древний колледж — первый в этом полушарии; за их трудолюбие… В этом великом американском убежище бедняки Европы… встретились вместе. В Европе они были как многие бесполезные растения… они засыхали, они были скошены нуждою, голодом и войной… Раньше они не числились ни в каких гражданских списках своей страны, за исключением списков бедных. Теперь они считаются гражданами.

  • 1. Кто такие американцы? В чём видит автор их заслуги?
  • 2. Какие преимущества получили жители колоний на своей новой родине по сравнению с жизнью в европейских странах?
  • 3. Разделяете ли вы точку зрения автора? Если нет, выскажите свою.

Иначе было не выжить

Огромное мужество, терпение и выносливость понадобились переселенцам. Стояла зима, поэтому прибывшим в Америку на «Мэйфлауэре» приходилось жить на корабле. В течение двух-трёх месяцев половина людей погибла из-за отсутствия жилищ, цинги и других болезней. С наступлением весны, полагаясь только на свои силы, переселенцы принялись за работу. Они расчищали землю, ухаживали за посевами, строили дома, разводили огороды. Первое время, пока колонистов было мало и их поселения располагались на побережье, индейцы относились к ним дружественно, они научили колонистов выращивать кукурузу, ловить рыбу, сеять табак, горох и бобы, выращивать дыни и кабачки, охотиться на диких животных. Благодарные колонисты устроили в 1621 г. в Плимуте обед и пригласили на него индейцев. Это событие положило начало празднику День благодарения, который и сегодня отмечается в США. Первое время в поселениях колонистов сохранялись общинные порядки — создавался общий склад, централизованно распределялись продукты, инструменты. Иначе было не выжить.

Бенджамин Франклин

Бенджамин Франклин. Художник Дж. Райт
Бенджамин Франклин. Художник Дж. Райт

Бенджамин Франклин (1706—1790) — человек, который «отнял у тиранов скипетр, у Бога — молнию»1, известен как крупнейший американский философ XVIII в., политик, учёный и экономист, один из создателей США.

Около 1682 г. его отец, пуританин, переселился с семьёй в Новую Англию в поисках религиозной свободы. С 17 лет Франклин начал самостоятельную жизнь «человека, который всем обязан себе самому». Он пробовал счастья в Нью-Йорке, Филадельфии, познал нужду, неудачи, разочарования. Затем уехал в Англию, работал там печатником. Вернувшись в Америку, он поселился в Филадельфии, где на заработанные деньги открыл писчебумажную лавку, в которой продавались и книги. Затем Франклин организовывает первую публичную библиотеку, издаёт собственную газету, открывает академию, положившую начало Пенсильванскому университету, и, наконец, издаёт в течение 25 лет знаменитый календарь, переводившийся и на другие языки. Примерно с 1754 г. он начинает серьёзно заниматься политикой. После того как американские колонии при его активном участии отделились от Англии, Франклин прибывает во Францию в качестве первого дипломатического представителя Соединённых Штатов. Его последним политическим актом стало подписание петиции о запрещении рабства.

Франклин гордился тем, что всего достиг своим трудом. То же он советовал делать своим соотечественникам. Вспоминая об издававшемся календаре, он писал: «Я заполнил все промежутки между знаменательными датами в календаре краткими изречениями и поговорками, направленными главным образом на внедрение трудолюбия и бережливости как средств достижения благосостояния, а тем самым обеспечения добродетели».

1 Б. Франклин доказал электрическую природу молнии и показал, как она может быть получена в лабораторных условиях.

Карьера Франклина служила доказательством того, что этот путь открыт каждому. «Бедность, стихотворство и погоня за почётными званиями делают человека смешным», — писал он. Так Франклин сформулировал моральные нормы, по которым следовало жить в Новом Свете.

Идеал Франклина — добропорядочный, честный, работящий, справедливый человек. Заниматься своим ремеслом, трудиться не покладая рук, добросовестно выполнять свои обязанности — вот основной долг человека.

Из письма Б. Франклина сыну

Помни, что время — деньги. Тот, кто мог бы ежедневно зарабатывать 10 шиллингов и тем не менее полдня гуляет или лентяйничает дома, должен, если он расходует на себя только 6 пенсов, учесть не только этот расход, но считать, что истратил, вернее, выбросил, кроме того, ещё 5 шиллингов…

Помни пословицу: тот, кто пунктуально отдаёт долги, — хозяин чужих кошельков. Если известно, что человек всегда платит точно к установленному сроку, то он может всегда занять у своих друзей деньги, которые им в данный момент не нужны. А это бывает очень выгодным. Наряду с прилежанием и умеренностью ничто так не помогает молодому человеку завоевать себе положение в обществе, как пунктуальность и справедливость во всех его делах.

  • Подумайте, каков характер религиозных взглядов и экономических отношений в обществе, где популярны такие наставления. Свою точку зрения изложите в форме эссе.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
Повседневная жизнь и быт при Петре I

1. Дворянский образ жизни При Петре I молодые дворяне, как и прежде, должны были с 16—17 лет нести пожизненную службу. В первой половине XVIII в.…

Живопись и скульптура

1. Особенности развития живописи в XVIII в. Век Просвещения привёл к расцвету живописи практически во всех европейских странах. Художественная культура этого времени отличалась разнообразием жанров:…

Реформы управления Российским государством при Петре I

1. Создание Сената и коллегий Наметившаяся ещё в XVII в. тенденция (стремление) к абсолютизму потребовала ещё большей централизации и бюрократизации управления в условиях Северной войны.…

«Европейское чудо»

«Европейским чудом» принято называть удивительное изменение темпов развития европейской цивилизации в XVI—XVIII вв. Европа становится лидером мира. Примерно до XVI в. экономика Европы отнюдь не была…

Французская революция XVIII в.

Революционное десятилетие навсегда изменило судьбы и Франции, и всей Европы. Революция прав человека. Провозглашение Учредительного собрания создавало угрозу самим основам монархии, все ждали реакции короля. Когда…

Экономическое развитие России при Екатерине II

1. Развитие сельского хозяйства Главной отраслью российской экономики во второй половине XVIII в. оставалось сельское хозяйство. Развивалось оно главным образом за счёт расширения посевных площадей…

Перемены в культуре России в годы Петровских реформ

1. Наука При Петре I впервые сложились предпосылки для зарождения собственно российской науки и её развития. Необходимость развития научных знаний объяснялась практическими потребностями государства и…

Россия и Европа в конце XVII в.

1. Усиление османской угрозы Европе К середине XVII в. Османская империя (Турция) в череде войн с Персией снова отвоевала обширную территорию Месопотамии с Багдадом. Теперь…

Россия в системе международных отношений

1. Изменение международных отношений в середине XVIII в. К середине XVIII в. расстановка сил в Европе в значительной мере изменилась. Война за испанское наследство (1701—1714)…

Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам

1. Причины народных выступлений Северная война легла тяжёлым бременем на плечи большинства населения России. Крестьянство, помимо барщины и оброка, было обложено массой новых государственных повинностей…

Внешняя политика России в 1725—1762 гг.

1. В сообществе европейских держав При Петре I Россия стала влиятельной европейской державой. Его преемникам предстояло определить цели на будущее и выбрать стратегического союзника —…

Русская архитектура XVIII в.

1. Ф.-Б. Растрелли Франческо Бартоломео Растрелли (1700—1771) был самой крупной фигурой в архитектуре русского барокко. Он родился в семье итальянского скульптора Карло Бартоломео Растрелли, работавшего…

Европа меняющаяся

Европа XVIII в. менялась на глазах, Средневековье всё больше уходило в прошлое. В деревне и в городе. Основное население большинства европейских стран проживало в то время…

Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг.

1. Система управления страной В эпоху дворцовых переворотов у власти оказывались люди, не подготовленные к управлению страной. Поэтому неизбежным стало появление особых органов (официальных и…

Образование в России в XVIII в.

1. Век Просвещения и его влияние на российскую школу Созданные Петром I учебные заведения заложили фундамент российского образования. Наиболее массовыми оказались духовные школы, преобразованные затем…