Европа XVIII в. менялась на глазах, Средневековье всё больше уходило в прошлое.
В деревне и в городе. Основное население большинства европейских стран проживало в то время в деревне. В сельский мир новые веяния проникали медленно: архитектура, костюм, обычаи мало отличались от тех, что преобладали в раннее Новое время. Наибольшие изменения происходили в тех регионах, которые оказались затронуты аграрной революцией. В деревнях строили кирпичные и каменные дома, в окна начинали вставлять стёкла, крестьяне всё чаще покупали городские товары. Усадьбы сеньоров перестраивались по новой архитектурной моде, в них появлялась современная мебель.
Изменений в городской жизни было намного больше. Активно шла урбанизация — так принято называть рост городов и повышение их роли в обществе (от лат. urbanus — городской). Крупных городов в то время в Европе было немного. В подавляющем большинстве городов жило не более 20—30 тыс. человек, нередко всего несколько тысяч, но сеть их становилась всё более плотной, население увеличивалось.
На этом фоне сильно выделялись три города, опережавшие по численности все остальные. Самым крупным в Европе, несомненно, считался Лондон, население которого к концу века приближалось к миллиону человек, т. е. в столице жил каждый десятый англичанин. Один из современников писал, что в любой английской семье для сына или дочери, которые «превосходят других красотой, или умом, или, скажем, отвагой, или трудолюбием, или каким-либо иным редким качеством, Лондон — это путеводная звезда».
На втором месте был Париж: ок. 600 тыс. человек в начале века, ок. 660 тыс. накануне Французской революции (правда, всего 550 тыс. после). Население Неаполя за век выросло более чем вдвое и составило 500 тыс. человек. Большинство других европейских столиц оставалось далеко позади. Число жителей Берлина увеличилось с 20—30 до 170 тыс., немногим больше было к концу века в Мадриде, немногим меньше — в Риме.
В век Просвещения всё чаще раздавались голоса о том, что город должен быть организован рационально, что пора покончить с лабиринтами тёмных улочек, застроенными опасными в условиях частых пожаров деревянными домами. Города нуждались в широких, светлых и просторных улицах, по которым свободно могли бы передвигаться кареты, а при необходимости и пожарные команды. Это сделало бы жизнь комфортнее и безопаснее, свежий воздух должен был стать преградой на пути распространения болезней.
Когда 1 ноября 1755 г. Лиссабон за один день был стёрт с лица земли землетрясением, за которым последовали пожары и цунами, власти воспользовались этим, чтобы перестроить столицу по новой схеме. В других городах изменения были не столь многочисленными: начала появляться нумерация домов, обустраивались парки, кое-где сносились дома бедняков и на их месте разбивались просторные площади, возводились новые общественные здания и театры, прокладывались и застраивались красивые широкие улицы за пределами исторического центра.
В это время в России
Новые принципы градостроительства заявляли о себе и в России. Специальные государственные органы занимались теперь планированием городской застройки. Петербург стал первым русским городом с симметричной «регулярной» планировкой. Широко использовавшееся в Европе «трёхлучие» (схождение трёх проспектов в одной точке), образцом для которого послужил французский Версаль, было применено не только в новой российской столице, но и при перестройке Твери, Костромы и Ярославля в эпоху правления российской императрицы Екатерины II.
Тем не менее города, особенно крупные, оставались местами грязными и небезопасными. Когда улицы не были залиты грязью, горожане задыхались от пыли. Люди состоятельные теперь предпочитали селиться в новых кварталах, а не в центре — подальше от бедняков. Население выкашивали эпидемии тифа, дизентерии, холеры, оспы.
Городские власти боролись с этим по мере сил: стали чаще вывозить мусор, сносили здания на мостах, делая их более просторными и улучшая вентиляцию, выносили многовековые кладбища за черту городов. И Лондон, и Париж на законодательном уровне принимали строительные нормы, регулируя ширину улиц и высоту домов. По мере сил в городах мостили улицы, борясь с непролазной грязью. Впрочем, при скученности населения, при почти повсеместном отсутствии водопровода и канализации все эти меры имели лишь относительный успех.
Торговая улица. Лондон. 1720 г. Гравюра
В 1667 г. в Париже появилась должность префекта полиции. Полиция не только отвечала за поддержание порядка (хотя именно она разгромила к середине XVIII в. последние крупные банды и сделала город относительно безопасным), но и следила за чистотой, благотворительностью, приютами, больницами. Впрочем, Париж здесь был скорее исключением, чем правилом: первые полицейские подразделения в Лондоне и Глазго возникли только на рубеже XVIII—XIX вв.
Темнота по ночам способствовала грабежам и убийствам, в больших городах после захода солнца передвижение по улицам в одиночку становилось опасным. Первым европейским городом, где появились уличные светильники, ещё в XV в. стал Лондон, но полностью наладить регулярное освещение городских улиц столица Англии смогла лишь в XVIII в. при помощи специального фонарного налога (1736). Фонари тогда были стеклянными, внутрь наливали жир или масло. В Париже такой налог существовал уже давно, но и здесь проблему с освещением можно было считать решённой лишь на рубеже XVII—XVIII вв. К середине XVIII столетия его улицы украсили новые фонари с отражателями, в которые уже не заливали масло, а ставили свечи.
Менялись и интерьеры городских домов. Комнаты становились меньше, более уединёнными, столовая отделялась от гостиной, помещения для слуг — от кухни. Стены всё чаще начинают оклеивать бумажными обоями, что ранее было характерно для жилищ бедняков. Люди состоятельные обшивали стены деревянными панелями или использовали обойные ткани. В XVIII в. качество бумажных обоев значительно улучшается, и их уже не стыдно использовать даже в зажиточных домах.
Если столетием раньше в небогатых семьях одежду обычно хранили в сундуках, то теперь их место занимают шкафы. Напротив, в богатых интерьерах шкафы постепенно перестают ставить в парадных комнатах. Появляются комоды (от лат. commodus — удобный, правильного размера) — мебель с выдвижными ящиками, в которых держали бельё и другие вещи. В моду входят секретеры — столы со шкафчиками, ящичками и откидными досками для написания писем. Нередко у секретеров были и потайные отделения, это позволяло хранить не только рабочие бумаги, но и важные письма, драгоценности.
Вообще, мебель становится очень разнообразной: зеркала, ширмы, тумбочки со множеством ящиков. Одних только столов было множество разновидностей: кофейные, ночные и туалетные столики, складывающиеся столики для игр, женские столы для рукоделия, столы на колёсиках. Тяжёлые и не всегда удобные стулья с прямой спинкой, распространённые в XVII в., сменяются более лёгкими и изящными.
Среди предметов городской мебели появились и шезлонги — вытянутые кресла, на которых отдыхали полулёжа, — а также диваны. Изначально этим словом называли зал заседаний совета на Востоке. Поскольку считалось, что заседают там, устроившись на подушках, диваном стали называть длинную удобную мебель, на которой можно отдохнуть, вытянувшись в полный рост.
Семья и дети. В Европе Нового времени в брак вступали довольно поздно. В XVIII в. в среднем мужчине на момент первого брака было 28—29 лет, женщине — 25—26. В состоятельных буржуазных семьях женились раньше, в дворянских — ещё раньше, там невесте могло быть 18, а жениху — 21.
Это объясняется европейской традицией вступать в брак тогда, когда глава семьи мог обеспечить ей финансовую независимость и отдельное жильё (под одной крышей с родителями жили довольно редко). Поэтому в тех семьях, где не было необходимости ждать наследства или зарабатывать на жизнь, брачный возраст снижался. При хорошей экономической ситуации в стране браки заключались раньше, при плохой — позже, поскольку заработать на совместную жизнь оказывалось сложнее.
Заключение брачного контракта. Из серии «Модный брак». Художник У. Хогарт
Проанализируйте картину У. Хогарта. Какую информацию она даёт о социальном положении двух семей, об отношении к браку жениха и невесты?
Чем сильнее молодая семья зависела от родителей, чем большую роль при заключении брака играли денежные вопросы, тем чаще родители оказывали влияние на выбор жениха или невесты. Женились чаще всего на ровне, на людях своего круга, на земляках — во многих странах в деревнях в XVIII в. всё ещё считалось правильным выбирать жену из ближайшей округи. Нередки также были браки между дальними родственниками — это позволяло собственности не уходить из семьи.
Сам брак считался нормой, незамужними в среднем оставались лишь от 10 до 20 % женщин, хотя среди аристократии и людей богатых этот процент был значительно выше: обеспечить достойным приданым нескольких дочерей могло оказаться непросто. Поскольку женились поздно, многие браки оказывались недолговечными и прерывались со смертью одного из супругов: даже на рубеже XVIII—XIX вв. в Англии примерно 30 % браков продолжались не дольше 15 лет. Вдовы или вдовцы часто создавали семью повторно. Развод же был большой редкостью.
Роли в семье, как правило, распределялись следующим образом: муж должен был содержать семью и выступать от её имени: он платил налоги, участвовал в голосовании, если это предполагала политическая система страны. Жена играла вспомогательную роль: вела домашнее хозяйство, воспитывала детей. В состоятельных семьях жена занималась прислугой и давала приёмы, в бедных, особенно в сельских, — шила и штопала, работала в огороде и присматривала за скотом, помогала при сборе урожая. В большинстве регионов женщины редко работали за зарплату, исключением были те местности, где было распространено производство с применением женского труда: ткачество, плетение кружев. И муж, неспособный приносить деньги в дом, и ленивая жена воспринимались как бедствие.
Рождаемость в XVIII в. была очень высокой, количество детей в основном ограничивал только поздний возраст вступления в брак. В среднем у замужней женщины появлялось на свет 5—10 детей. В любом случае до взрослого возраста доживали не все, многие умирали при родах или в течение первого года жизни из-за отсутствия должной медицинской помощи, из-за плохой еды и гигиены. До XIX в. детей было принято оставлять дома одних, что влекло за собой большое количество травм: они падали в колодцы, обжигались об печи.
Нередко после рождения ребёнка отдавали кормилице. Так поступали многие состоятельные горожанки, стремившиеся отправить детей подальше от города, женщины, работавшие на мануфактурах и фабриках и не имевшие возможности сидеть дома, аристократки, торопившиеся вернуться к светской жизни.
И в крестьянских, и в городских небогатых семьях дети с ранних лет работали: помогали по хозяйству, пасли скот, овладевали ремеслом. Считалось, что ребёнок должен как можно скорее стать взрослым, и родители помогали ему в этом, ограничивая его свободу до тех пор, пока он не будет готов к жизни в полном опасностей мире, но одновременно заботясь о приобретении им профессиональных навыков.
В XVIII в. отношение к детям в образованных слоях общества становится принципиально иным, нежели ранее. Уходит в прошлое представление о том, что ребёнок наследует качества, приобретённые родителями в течение жизни. Под влиянием Научной революции мир перестаёт восприниматься как опасный и непредсказуемый. Познавая его законы, люди учатся его менять. Возникает идея, что точно так же можно и нужно изменять и самого человека.
Увеличивается число книг, посвящённых воспитанию, они становятся очень популярны. Их авторы возлагали на родителей обязанность дать ребёнку необходимое воспитание и образование, сформировать его, развивать те таланты и навыки, которые заложены природой. Вступление во взрослую жизнь происходит всё позже, а образование требует всё больше времени и денег. Расширяется круг детей и подростков, которые ходят в школы и высшие учебные заведения.
Детям начинают выделять специальные помещения, со временем отказываются от привычного тесного пеленания младенцев. Постепенно дети начинают играть не в те игры, в которые играли и взрослые, питаться не так, как они, читать специальные детские книги, которых ранее практически не было. Растёт и число детских игрушек — кукол, барабанов, качалок. Около 1760 г. был изобретён первый пазл.
Еда и напитки. Подавляющее большинство населения Европы XVIII столетия питалось довольно плохо, не в последнюю очередь из-за того, что количество европейцев существенно увеличилось.
Традиционно для бедных слоёв общества основой питания оставались зерновые. Из них пекли хлеб, варили каши, делали макароны. Даже в конце века чернорабочий или крестьянин во Франции съедал в день килограмм хлеба, а то и больше. В Париже в то время хлеб стоил в 11 раз дешевле мяса и в 65 раз дешевле свежей морской рыбы. Более дорогие продукты в больших количествах были беднякам не по карману, и без того на хлеб тратилось 30—50 % семейного бюджета.
Хлеб этот был очень разного качества, в трудные годы приходилось чаще печь или покупать дешёвые сорта с изрядным количеством примесей. Белый, пшеничный хлеб считался роскошью. Ситуация стала меняться только в середине века, когда посевы пшеницы начали увеличиваться. Другой обычной пищей бедняков были овощи и каши — из овса, гречихи, проса. Мясо в то время было довольно дорого, в небогатых семьях его могли позволить себе не очень часто, особенно свежее. Чаще ели мясо солёное (солонину) или копчёное. Исключением здесь была Англия: благодаря аграрной революции жители острова употребляли в пищу мясо гораздо активнее.
В более состоятельных семьях не редкостью на столе были молоко, сыры и масло — сливочное в Северной Европе, оливковое в Южной. В приморских странах потребляли немало рыбы, хотя вглубь континента она обычно поступала в солёном виде, особенно распространены были сельдь и треска. Из так называемых колониальных товаров популярным, хотя и не по всей Европе, становится сахар (а в самой Европе его начинают получать из сахарной свёклы), в десятки раз увеличивается потребление кофе и чая, в пять раз — шоколада.
Благодаря завезённым из Америки новым культурам питание европейцев стало разнообразнее. Всё больше распространялись помидоры и фасоль. Перестал быть роскошью чёрный перец, а индейка постепенно вытесняла со стола традиционного гуся.
В ряде регионов (Италия, юг Франции, Пиренейский полуостров) завоевала прочные позиции кукуруза, к концу века почти повсеместно пищей крестьян становится картофель. Оба растения изначально были завезены из Америки. Их внедрение происходило очень медленно и тяжело: во Франции ходили слухи, что картофель вызывает проказу, и властям приходилось устраивать его публичное поедание; в Пруссии бывали случаи, когда крестьян заставляли сажать картофель под дулами ружей. И то, и другое растение европейцы старались приспособить для привычного употребления: из кукурузы делали каши, из картофеля пытались печь хлеб.
Напитки в то время в большинстве своём остаются традиционными. В городах обычно пили воду из рек, водоносы разносили её по всем кварталам. Качество этой воды вызывало многочисленные жалобы и приводило к болезням. На севере Европы существовали давние традиции пивоварения, южнее и особенно в средиземноморских странах — виноделия (исключение здесь составляла Англия, активно вина импортировавшая). Вино чаще всего пили молодым, поскольку качественно сохранять старые вина научились лишь к середине XVIII в. Тогда же широкое распространение получило и шампанское.
Человек воспитанный. Именно в то время поведение человека в быту стало приближаться к привычному для нас. Становится широко распространённым такое понятие, как цивилизованность — черта, отличавшая европейцев от «дикарей». Широко распространённым становится словосочетание «воспитанный ребёнок». Предполагалось, что цивилизованные люди ведут себя иначе, следят за собой и своим телом, отгораживают его и то, что с ним связано, от других людей. Не случайно носовой платок и ночная рубашка появились практически одновременно и начали медленно распространяться в конце XVII — начале XVIII в.
Утренняя прогулка (портрет У. Хэллета с женой). Художник Т. Гейнсборо
В богатых домах становится нормой менять столовые приборы после каждой перемены блюд. Для многих людей того времени уже очевидно, что поведение за столом должно подчиняться определённым нормам, выделяющим культурных людей из основной массы населения.
Другая сторона того же стремления к цивилизованности — развитие личной чистоплотности и гигиены. Купались и мылись в основном в реках и озёрах, иногда всего несколько раз в год. Общественные бани исчезли ещё за несколько веков до того: в 1735 г. на весь Амстердам приходилась лишь одна баня; а в Лондоне даже в 1800 г. не было ни одной. Но в конце XVIII в. распространяется идея о том, что тело должно быть чистым, среди богатых людей входят в обиход примыкающие к спальням ванны и бассейны.
Смысл этих нововведений заключался в том, чтобы человека благородного происхождения или по крайней мере воспитанного можно было немедленно отличить по тому, как он выглядит. Это же касалось и речи. Если в XVI в. дворянство нередко говорило на местных диалектах, то к XVIII в. высшие слои общества начали повсеместно разговаривать на правильном, литературном языке, которому обучали в школах.
Жизнь людей в Европе XVIII в. быстро менялась. Увеличились темпы урбанизации, стали более современными города и интерьеры городских домов, питание стало более разнообразным, начали уделять немало внимания воспитанию детей.
1. Какие перемены происходят в XVIII в. в городской жизни? 2. Расскажите о семье того времени. Когда люди вступали в брак, каковы были обязанности мужа и жены? 3. Что меняется в отношении к детям? 4. Какие изменения происходят в питании европейцев? 5. Какими качествами должен был обладать цивилизованный человек?
- 1. Используя дополнительные источники, подготовьте сообщение об одной из европейских столиц в XVIII в.
- 2. Что, с вашей точки зрения, мешало в XVIII в. сделать город более современным: расширить улицы и площади, наладить освещение, создать регулярную полицию?
- 3. Как вы думаете, почему происходят перемены в питании европейцев?
- 4. Используя Интернет, расскажите об обычном ужине богатого европейца из Южной или Северной Европы.
- 5. Что входило в понятие «воспитанный человек»? Почему оно появилось?
- 6. Был ли человек той эпохи «воспитанным» с современной точки зрения? Приведите аргументы, подтверждающие или опровергающие этот тезис.
- 7. С помощью дополнительных источников информации (в том числе Интернета) подготовьте виртуальную экскурсию по исторической части одного из российских городов, в котором в XVIII в. использовалась регулярная планировка. При составлении экскурсии на конкретных примерах покажите характерные черты такой планировки.
Из книги П.-Ж. Гросли «Лондон» (1770)
Новые лондонские кварталы представляют собой довольно прямые улицы, застроенные кирпичными домами… Два маленьких фонарика освещают дома по ночам… Эти лампы, заключённые в одинаковые плафоны, на всякий случай зажигают за полчаса до захода солнца, но освещают они лишь тротуар, середины улицы их свет не достигает…
В Лондоне нет ни войск, ни стражи, ни каких бы то ни было дозорных, ночью его охраняют лишь набранные из отребья старики, у которых нет другого оружия, кроме фонаря и палки. Они ходят по улицам и выкрикивают время всякий раз, как звонят часы. Они же по утрам объявляют о хорошей или плохой погоде, они же в нужный час будят тех, кому нужно отправиться в путешествие.
- 1. Что нового увидел путешественник в Лондоне?
- 2. Как город охранялся по ночам?
Из писем Д. И. Фонвизина (1778)
…Надлежит зажать нос, въезжая в Лион, точно так же как и во всякий французский город. Улицы так узки, что самая большая не годится в наши переулки, и содержатся скверно. В доказательство скажу тебе один пример, а по сему и прочее разумевай: шедши по самой лучшей улице в Лионе, увидел я вдруг посреди её много людей и несколько блистающих факелов среди белого дня. Я думал, что это какое-нибудь знатное погребение, и подошёл посмотреть поближе. Вообрази же, что я увидел? Господа французы изволят обжигать свинью! Подумай, какое нашли место, и попустила ли б наша полиция среди Миллионной улицы опаливать свинью!..
Что же до Парижа, то я выключаю его из всего на свете. Париж отнюдь не город; его поистине назвать должно целым миром. Нельзя себе представить, как бесконечно он велик и как населён…
Полиция парижская славна в Европе. Говорят, что полицеймейстер их всеведущ, что он, как невидимый дух, присутствует везде, слышит всех беседы, видит всех деяния и, кроме одних помышлений человеческих, ничто от него не скрыто. Поздравляю его с таким преестественным проницанием; но при сём небесном даре желал бы я ему лучшего обоняния, ибо на скотном дворе у нашего доброго помещика чистоты гораздо больше, нежели пред самыми дворцами французских королей…
- 1. Что поражает Фонвизина во Франции?
- 2. Как он отзывается о парижской полиции?