Китай и Япония

27 августа 2024 - 17 прочитали

Золотой век эпохи правления маньчжурской династии Цин. Утверждение маньчжурского режима и его расцвет приходится на время правления «трёх великих императоров Цин» — Канси (1661—1722), Юнчжэна (1722—1735) и Цяньлуна (1736—1796). При первом из них Китай превратился в мощную державу. При втором произошло усиление центральной власти и установилось прочное сотрудничество маньчжурских властей с представителями китайской элиты. При третьем маньчжуро-китайская империя достигла зенита своего могущества.

Политическое устройство. Во главе государства стоял неограниченный монарх — богдыхан. Функции кабинета министров осуществляли «шесть приказов»: чинов, налогов, церемоний, военный, уголовный, общественных работ.

Собственно Китай состоял из провинций, которые, в свою очередь, разделялись на области, округа и уезды. Во главе провинций находились назначаемые богдыханом военный и гражданский губернаторы, над которыми стоял наместник, возглавлявший военную и гражданскую власть нескольких провинций. Высшие должности на местах по большей части занимали представители маньчжурской знати.

Значительную роль в цинском государстве играли «восьмизнамённые» войска — восемь основных маньчжурских воинских соединений, отличительным знаком которых служили знамёна определённого цвета. В дальнейшем к службе в «восьмизнамённой» армии привлекались монголы, а затем и китайцы. При этом все служившие в «восьмизнамённых» войсках, независимо от своего национального происхождения, являлись представителями привилегированного сословия.

Страны Востока в середине XVIII в.Страны Востока в середине XVIII в.
Страны Востока в середине XVIII в.

Правление Канси. Став императором, Канси начал проводить курс на вывод страны из вызванного несколькими десятилетиями войн социально-экономического упадка. Началось восстановление пострадавших или пришедших в негодность дамб, плотин, каналов, ирригационных систем и дорог. Богдыхан явился инициатором одного из величайших гидротехнических проектов в истории — строительства дамбы и углубления русла реки Хуанхэ, что прекратило регулярные наводнения на Северо-Китайской равнине.

В 1684 г. цинское правительство сняло запрет на торговлю с иностранцами, открыв четыре порта, в том числе Кантон. Результатом стал приток в казну серебра, поскольку в страну хлынули иностранные купцы, желавшие купить китайские товары.

В 1712 г. Канси осуществил налоговую реформу, улучшившую положение населения, занятого в сфере промыслов, отходничества, разносной и мелкой торговли. Всё это способствовало дальнейшему восстановлению экономики государства.

После установления безраздельного властвования династии Цин в Китае Канси занялся внешними проблемами. В 1689 г. состоялось подписание Нерчинского договора с Россией, который установил границу между двумя странами (при этом территория между реками Уда и хребтом Малый Хинган оставалась неразграниченной). Договор также предусматривал установление регулярных торговых связей между двумя странами.

В конце XVII в. Цинская империя захватила Халху (Северную Монголию), после чего развернулась длительная борьба за подчинение западных монголов — айратов (джунгаров).

Подъём экономики, расцвет купечества и развитие товарно-денежных отношений рассматривались многими как отход от традиционных ценностей. Чтобы развеять подобные страхи, государство стало поощрять конфуцианские ценности. Даже маньчжурская знать вынуждена была давать своим детям конфуцианское образование.

Богдыхан являлся одним из самых образованных представителей своей эпохи. При его дворе находились иностранные миссионеры, познакомившие императора с европейской наукой и культурой. В 1708 г. по указу Канси в столице — Пекине — открылась школа русского языка, ас 1715 г. действовала Российская духовная миссия, которая способствовала распространению в России научных знаний о Китае.

В период правления Канси активно развивалась литература, было издано несколько сотен томов произведений классиков китайской словесности, огромная энциклопедия, словари и др. При этом из публикуемых работ вычёркивались все крамольные места: вольнолюбивые мысли, неудобные факты и явные намёки, направленные против маньчжуров и других завоевателей Китая.

Правление Юнчжэна. Новый монарх Юнчжэн отличался недоверчивым отношением к своему окружению. Он заточил в тюрьму многих сановников, включая членов своей семьи, ликвидировав тем самым источник внутренних дворцовых противостояний.

Юнчжэн стремился создать аппарат управления, независимый от маньчжурской аристократии. В 1730 г., под предлогом более оперативного руководства военными действиями против джунгар, был сформирован Военный штаб — временное военно-административное учреждение. После 1732 г. оно было преобразовано в Военный совет — высший государственный орган, состоявший непосредственно при императоре. Совет, сконцентрировав в своих руках всё управление военными и гражданскими делами, превратился в правительство, полностью зависимое от богдыхана и возглавлявшееся им.

Постепенно снимались ограничения на занятие китайцами ответственных постов в верхних эшелонах власти. Должности наместников и военных губернаторов стали занимать монголы и «незнамённые» китайцы.

После захвата Цинами Северной Монголии встал вопрос о размежевании владений России и Китая в этом районе. По заключённому в 1727 г. Кяхтинскому договору была определена граница к западу от реки Аргуль, которая приблизительно соответствует современной границе России и Монголии. Договор регулировал принципы торговли к югу от озера Байкал. В столицу Китая разрешался въезд 200 русским купцам, которые могли там построить торговые склады. Был определён и статус русской православной миссии в Пекине.

Попытки Юнчжэна завоевать Ойратское (Джунгарское) ханство не увенчались успехом. Цины пошли на большие территориальные уступки джунгарским ханам.

Параллельно осуществлялась маньчжуро-китайская агрессия против Тибета. В 1720 г. его восточная часть оказалась оккупированной цинскими войсками. Это вызвало восстание тибетцев, которое было подавлено наследником Юнчжэна.

Правление Цяньлуна. В китайской истории Цяньлун занимает особое место. Просвещённый монарх, покровитель наук и искусств, Цяньлун сам являлся живописцем и стихотворцем, увлекался обустройством садов и дворцов, а также был страстным коллекционером. Собранные 1,7 млн произведений искусства в наши дни экспонируются в дворцовых музеях Пекина и Тайбэя.

Первым шагом нового властителя стало увольнение со всех важных должностей членов императорского клана. Цяньлун считал, что богдыхан является верховным властителем, который должен принимать решения самостоятельно и не может быть ограничен личными связями.

В правление Цяньлуна была проведена реформа системы учёта населения. Теперь фиксации подлежало не только работоспособное, а всё население страны. Регистрация населения осуществлялась через «круговую поруку», т. е. сведения подавали главы десятидворок или стодворок. Каждая семья была обязана следить за остальными и незамедлительно сообщать властям о любых правонарушениях.

Цяньлун стремился расширить территорию империи Цин и укрепить положение Китая как сильной державы Центральной Азии. Ему удалось подчинить Тибет (1750—1751), завоевать Джунгарию (1755—1757) и государство уйгуров — Кашгарию (1757—1759). В результате в состав Китая вошли земли, примерно равные по площади империи Великих Моголов в Индии.

В середине XVIII в. Цинская империя превратилась в самое крупное и сильное государство Восточной Азии. Пекин был больше тогдашнего Парижа. Цяньлун ощущал себя чуть ли не властелином всего мира.

Приём дипломатов при дворе в Пекине. 1792 г. Художник Д. Гилрей
Приём дипломатов при дворе в Пекине. 1792 г. Художник Д. Гилрей

Представители какой европейской страны изображены на картине?

Эйфория могущества привела к усилению «литературной инквизиции» с её кострами и казнями. В книгах нельзя было упоминать личные имена маньчжурских правителей, критиковать цинский режим. Бытовая художественная проза, романы, новеллы и повести реалистического направления объявлялись «непристойными». С 1774 по 1784 г. полному запрещению подверглось более 2,3 тыс. изданий, сожжение их в 1774—1782 гг. происходило 24 раза: в костёр были брошены почти 14 тыс. книг. Ужесточились судебные процессы над литераторами. Поэтов казнили за строки, содержащие антицинские намёки, за написание грустных стихотворений, что связывалось с падением династии Мин.

В то же время при Цяньлуне ещё больший размах получили «общественные работы», в которых участвовало несколько тысяч китайских учёных. В 1773 г. богдыхан поручил 361 учёному перебрать «10 000 книг» на китайском языке, с тем чтобы выявить и уничтожить тексты антиманьчжурского характера, а оставшиеся включить в состав своей личной библиотеки. Работа длилась десять лет. В результате на свет появился сборник текстов «Сыкуцюянь шу» («Полное собрание книг по четырём разделам»), насчитывающий 36 381 том, что составляло приблизительно 2300 тыс. страниц и 800 млн иероглифов. Копии этого свода текстов были разосланы в ряд публичных библиотек, созданных императором для учёных и литераторов.

Во второй половине XVIII в. Цяньлун обратил свой взор на южноазиатское направление. Однако два похода против Бирмы (Мьянмы) закончились неудачей, как и попытка Цин установить своё владычество над Вьетнамом.

Провал этих завоевательных войн свидетельствовал о несоответствии внешнего величия и показной мощи Цинской империи её внутреннему состоянию. С 70-х гг. XVIII в. начинается упадок маньчжурского режима и его ослабление под ударами нараставших восстаний крестьян и национальных меньшинств. Увеличивался налоговый гнёт, росла коррупция в чиновничьей среде.

Ярким отражением данного процесса является биография Хэшэня — фаворита императора Цяньлуна. Этот молодой маньчжур сделал головокружительную карьеру от телохранителя богдыхана до фактического правителя государства. Женив своего сына на дочери богдыхана, Хэшэнь обрёл всесилие. Временами он занимал до 20 различных постов и доходных должностей и звался «вторым императором». В руки фаворита стекались несметные богатства, усиливая и без того его невероятную жадность, которая толкала его даже на ростовщичество. Ему принадлежало 117 меняльных контор и ломбардов. Богатства Хэшэня превышали ценности императорского дворца. Падение «второго императора» произошло через месяц после смерти Цяньлуна. Его обвинили в превышении власти и вынудили совершить самоубийство.

«Закрытие» Китая. В XVII—XVIII вв. в китайских портах стали появляться английские и французские купцы. Вначале китайцы со страхом и уважением смотрели на приплывавших к их берегам чужеземцев, видя их превосходство над собой в военном деле и предпринимательстве. Но вскоре ситуация изменилась.

Цяньлун опасался, что внешняя угроза может совпасть с массовым движением китайцев против власти завоевателей — маньчжуров. В памяти маньчжуров сохранилось представление о том, что пришельцы из далёких европейских государств вмешивались в своё время в борьбу между династиями Мин и Цин. Кроме того, до цинского двора дошли сведения о колонизаторской политике европейцев в соседних странах. К тому же контакты китайских торговцев с иностранцами казались властям опасными, подрывающими традиционные устои общества. Всё это, включая ощущение всесилия внутри и вовне империи Цин, привело к «закрытию» Китая от «заморских варваров».

В 1757 г. указом императора Цяньлуна все порты, кроме Гуанчжоу, были объявлены закрытыми для внешней торговли. Так было положено начало изоляции Китая. Даже в Гуанчжоу — в этом «открытом» городе — иностранцам не позволялось селиться в пределах городской черты и изучать китайский язык. Китайцев, обучавших «заморских варваров», казнили.

Политика изоляции страны от внешнего мира виделась цинским правительством как одно из средств самосохранения.

Китайская культура. В XVIII в. в китайской культуре более явно, чем прежде, отражались демократические тенденции. Особенно это относилось к декоративно-прикладному искусству. В резьбе по дереву, камню, кости, вышивке, отчасти в изделиях из фарфора уже учитывались интересы средних слоёв городского населения, связанные с показом жизни и быта человека.

Запретный город, Пекин, Китай. Главный дворцовый комплекс китайских императоров начиная с династии Мин и до конца династии Цин
Запретный город, Пекин, Китай. Главный дворцовый комплекс китайских императоров начиная с династии Мин и до конца династии Цин

Многообразие форм и техник китайского декоративно-прикладного искусства было поистине неисчерпаемым. Оно развивало лучшие художественные традиции китайской культуры.

Литературу этого периода можно условно разделить на два вида — литература для привилегированных социальных групп и литература для простого народа, прежде всего горожан. В литературе для высших слоёв общества выделялась высокая поэзия и бессюжетная проза в форме эссе. Литература для горожан состояла из театральных пьес, повестей и романов.

По существу, XVIII век явился заключительным этапом в истории средневековой архитектуры Китая. Зодчие Цинского периода зачастую отступали от этой величавой и ясной простоты и гармонии форм, которые отличали китайскую архитектуру предшествующего времени. Чрезмерное стремление к орнаментам, узорчатым деталям, декоративному оформлению зданий приводило к утрате монументального характера сооружений и органичной целостности архитектурного образа.

Живопись по сравнению с предыдущими периодами теряет ведущее место, продолжая следовать прежним формам и образам. Основными жанрами являлись декоративный («цветы и птицы»), пейзажный («горы и вода») и портретный. Однако если в правление династии Мин старые традиции по-своему осмыслялись и претворялись авторами произведений, то в XVIII в. эти традиции, особенно в пейзажной живописи, превратились в творчестве большинства художников в мёртвые схемы. Главенствующее положение в живописи постепенно переходит от классического профессионального искусства к более популярным видам — гравюре, иллюстрации, лубку. Сюжеты лубка — изображение детей, красавиц, сцен из истории Китая и современной действительности и т. д. Отход от традиционной живописи, изящество, свежесть и яркость характерны для лубка XVIII в.

Будущие чиновники сдают экзамен. Китайская акварельная живопись начала XVIII в.
Будущие чиновники сдают экзамен. Китайская акварельная живопись начала XVIII в.

Обжиг фарфора, Китай. Китайская живопись XVIII в.
Обжиг фарфора, Китай. Китайская живопись XVIII в.

Утрата высокого мастерства и появление черт ремесленности и грубости наблюдались и в скульптуре Цинского периода, особенно культовой, которая, как правило, покрывалась слоем яркой позолоты и расписывалась резкими анилиновыми красками.

В целом культура Китая XVIII в. оставалась в русле прежних традиций.

Японское общество периода Эдо. Время правления клана Токугава называется периодом Эдо (1603—1868). Такое наименование происходит от города Эдо — главной резиденции сёгунов.

Японское общество того периода было сословным и состояло из четырёх больших групп: военных — самураев, крестьян, ремесленников и купцов.

Самураи как опора токугавского режима занимали высшую ступень общественной лестницы. Они считались лучшими людьми страны, цветом японской нации. Отсюда родилась поговорка: «Среди цветов — вишня, среди людей — самурай». Верхушку сословия самураев составляли владетельные князья — даймё. Государственный и военный аппарат, а также интеллигенция формировались из числа этого сословия.

За самураями шли крестьяне, составлявшие 80 % от общей численности населения. Земледелие, по конфуцианской этике, признавалось благородным занятием ещё в Древнем Китае. Это положение оставалось неизменным и в Японии. К тому же крестьянство являлось главным поставщиком риса, а налоги и заработная плата уплачивались именно им. Землю крестьяне получали от феодалов на правах «вечной» аренды. Хотя крепостного права в Японии не было, крестьяне не имели возможности менять место жительства, а также род своих занятий. Несмотря на то что в тот период основной повинностью крестьян являлся натуральный оброк, их привлекали к ремонту дорог, мостов, каналов.

Более низким сословием, чем крестьяне, считались горожане — ремесленники и купцы, хотя их имущественное положение было намного лучше. Ремесленники и купцы объединялись в союзы типа цехов и гильдий. Допускалось возведение богатых купцов в ранг самураев.

Самурай с копьём. Современная статуэтка
Самурай с копьём. Современная статуэтка

Сословная система позволяла поддерживать стабильность японского общества, в котором отдельные социальные группы дополняли друг друга.

Вне сословной системы находились парии — «неприкасаемые», или «нелюди», — которые занимались непрестижными работами: утилизацией отходов, уборкой, выделкой кожи, тюремной службой. Эта группа ощущала презрение к себе со стороны представителей различных сословий.

Правительство сёгуна возглавлялось советом старейшин, состоявшим из пяти назначенных сёгуном наиболее приближённых князей во главе с регентом. При этом совете существовала коллегия «молодых старшин», руководивших отдельными отраслями управления и выполнявших функции министров.

Большим влиянием и властью пользовались специальные чиновники, которые вели явную и тайную слежку за всеми должностными лицами. Особый наместник с широкими полномочиями находился в городе Киото, неотступно наблюдая за императорским двором.

В провинции власть принадлежала представителям правительства, которые являлись одновременно начальниками местных гарнизонов.

Полный контроль за сельским и городским населением обеспечивался системой круговой поруки. Крестьян объединяли в пятидворки — низшие административные единицы, которые отвечали за поведение каждого своего члена. Каждый хозяин двора должен был следить за своим соседом, чтобы не допустить его самовольного ухода из деревни.

Социально-экономическое положение японской деревни. С наступлением XVIII в. японскую экономику охватил кризис. Он был вызван крахом натурального хозяйства из-за проникновения товарно-денежных отношений в деревню. Цена на рис упала, что привело к хроническому дефициту государственного бюджета, который зависел от натурального оброка.

По мере распространения товарно-денежных отношений самураи и крестьяне нищали. Большинство княжеских домов начали приходить в упадок. Князья оказывались не в состоянии содержать всех своих самураев и сокращали размеры дружины.

В японской деревне начинает складываться прослойка так называемых «новых помещиков», вышедших из числа купцов, ростовщиков, зажиточных крестьян, даже самураев. Под оболочкой внешне незыблемых феодальных отношений в токугавской деревне возникал новый капиталистический уклад в основном торгово-ростовщического происхождения.

Часть крестьян вынуждена была включиться в городское хозяйство с помощью системы «рассеянной мануфактуры». Бегство крестьян из деревень приняло такой размах, что появились «пустующие деревни». Крестьяне всё больше втягивались в торговую деятельность, которая приносила им более твёрдый доход, чем занятие традиционным земледельческим трудом. К тому же расширение площадей под технические культуры — коноплю, чай, хлопок, рапс — привело к тому, что крестьяне начали покупать продовольствие, так как перестали сеять рис и злаковые культуры.

Предприимчивые крестьяне в деревне стали изготавливать удобрения, применяя для этого рапсовые и кунжутные семена, рыбу и др. Удобрения пользовались большим спросом, поскольку позволяли повышать урожайность даже в засушливые годы. Очень выгодным занятием для крестьян стало огородничество, на развитие которого оказало влияние соседство крупных городов.

Японские города. Экономическое и социальное положение городов постепенно укреплялось. К большим центральным городам относились Эдо, Осака и Киото. Особенности каждого из них, определившие их статус и место в Японии, были обусловлены происхождением и социальным составом жителей. Эдо (современный город Токио) являлся резиденцией сёгунов и городом самураев. В нём имелась правительственная академия для подготовки чиновников. В 1762 г. открылось специальное учебное заведение для изучения «европейских знаний». Осака была городом торговцев, куда прибывали разнообразные товары со всей Японии. Благодаря этому её часто называли «кухней Поднебесной». Киото представлял собой резиденцию императора и придворной знати, творческого люда и искусных ремесленников, являлся столицей и культурным центром страны.

Замок Нидзё в Киото, Япония. Интерьер
Замок Нидзё в Киото, Япония. Интерьер

Замок Коти, Япония. Построен в 1611 г. Сгорел при пожаре в 1727 г. В течение 1729—1753 гг. замок был восстановлен в прежнем виде
Замок Коти, Япония. Построен в 1611 г. Сгорел при пожаре в 1727 г. В течение 1729—1753 гг. замок был восстановлен в прежнем виде

С развитием культуры в городах стало продаваться всё больше печатных изданий, значительным спросом на рынке пользуются произведения прикладного искусства, изделия из лака, фарфора, крашеные ткани.

Подъём жизненного уровня городского населения способствовал расцвету такой отрасли экономики, как строительство. В городах возводились двухэтажные магазины, принадлежавшие богатым купцам. В целях предотвращения пожаров здания обмазывали глиной и покрывали черепицей.

Складывается идеология городского жителя — «путь горожанина», противопоставляющийся «пути самурая». Основной чертой идеологии являлось убеждение в необходимости отстаивать жизненный идеал горожанина, занятого своим делом и заботящегося о получении прибыли. Такие ценности, как «накопление богатства», «материальный интерес», «прибыль», «своё дело», приобретали всё большее значение в японском обществе.

Вопреки традициям и воспитанию военного сословия, приученного с пренебрежением относиться ко всякому труду, не связанному с ратным делом, обедневшее самурайство в силу обстоятельств было вынуждено искать заработка и идти на поклон к купцам или даже ремесленникам. Деклассированные самураи, не имевшие своего господина, — ронины — всё в большем количестве устремлялись в города. Там некоторые из них закладывали своё вооружение ростовщикам и женились (если повезёт) на дочерях богатых купцов. Другие пополняли ряды немногочисленной интеллигенции (лекарей, учителей, писцов), становились мелкими торговцами или ремесленниками. Далеко не все самураи были достаточно грамотны или способны к быстрому овладению той или иной профессией, чтобы посвятить себя производительному труду. Поэтому значительная часть оставалась на положении людей, живущих без определённых занятий, зависящих от случайного заработка. Ронины легко становились на путь вымогательства и грабежа.

Основные тенденции в развитии культуры. В XVIII в. в Японии были достигнуты определённые успехи в сфере образования. Помимо правительственных и княжеских школ для детей самураев и школ, существовавших при храмах, в городах возникли частные школы. В рассматриваемый период их насчитывалось 270. Среди них имелись учебные заведения, дающие некоторую подготовку по техническим специальностям и медицине. Создавались также специальные школы для девочек, в которых шло обучение шитью, искусству расстановки цветов в вазах (икебана), музыке.

В 1762 г. открылось заведение для изучения «европейских знаний». Это образовательное учреждение вместе с правительственной академией для подготовки чиновников положило начало высшей школе в Японии.

Музицирование. Миниатюра Утагава Кунисада, первая половина XIX в.
Музицирование. Миниатюра Утагава Кунисада, первая половина XIX в.

В 1742 г. сёгун разрешил ввозить в страну европейские книги по естественным и прикладным наукам. Японские учёные быстро освоили английский язык и начали совершенствовать отечественные знания по математике, астрономии и медицине.

Наряду с литературными произведениями, проповедовавшими самурайские идеи, и в прозе, и в поэзии возникает новое направление, пользующееся большой популярностью у горожан. Оно отразилось в книгах, в которых юмористически изображалась жизнь обывателей Эдо.

Из изобразительных искусств выделялась своими достижениями живопись. В ней преобладало реалистическое течение. В 40-е гг. XVIII в. была изобретена печать в два цвета — розовый и зелёный. В роскошных календарях, выпущенных к новому, 1765 г., появились первые многоцветные гравюры.

Развивалось театральное искусство. Проявлением его самобытности являлся театр Кабуки (букв. «песня, танец, мастерство», «искусное пение и танцы»), в котором драматические представления органически включают в себя танец и музыку. В этом театре была выработана особая система жестов, движений, модуляций голоса, символического грима. В театральной труппе в середине XVIII в. состояли только мужчины, ряд из которых специализировался на исполнении женских ролей. В этот период театры Кабуки были улучшены технически. Появились вращающаяся сцена, механические люки и т. д., что значительно повысило эффективность театральных постановок.

В целом в японской культуре XVIII в. продолжалось использование старых мотивов и стилей, связанных со стремлением найти красоту как в большом, так и в малом.

Молодая женщина, пишущая письмо, 1793 г. Японская гравюра на дереве, середина XVIII в.
Молодая женщина, пишущая письмо, 1793 г. Японская гравюра на дереве, середина XVIII в.

Утверждение нового капиталистического порядка в передовых странах Европы влияло на международное положение и внутреннее развитие Китая и Японии в XVIII в. Эти страны к началу XIX в. полностью сохранили свою политическую независимость. Но угроза европейского вторжения была одной из причин, побуждавших власти Китая и Японии проводить политику самоизоляции от внешнего мира. Большую роль при этом играли и внутриполитические причины: стремление сохранить старые феодальные порядки, не допустить проникновения и распространения опасных для правителей идей.

1. Сравните политику императоров Канси, Юнчжэна и Цяньлуна. Выделите черты сходства и различия. 2. Охарактеризуйте политическое устройство Китая. 3. Каковы были цели и направления внешней политики маньчжуро-китайского государства в XVIII в.? 4. Назовите причины «закрытия» Китая. Когда началась самоизоляция Цинской империи? С каким событием это было связано? 5. Какие группы составляли социальную систему японского общества? Кратко охарактеризуйте каждую из них. 6. Как осуществлялось государственное управление в Японии? 7. Какие причины повлияли на изменение экономического положения японской деревни в XVIII в.? Охарактеризуйте новые явления, имеющие место в японской деревне. 8. Какие изменения произошли в XVIII в. в идеологии японских горожан? 9. Сравните культуру Китая и Японии XVIII в.

  • 1. Согласны ли вы со следующей точкой зрения: «Внешний блеск деяний Цяньлуна лишь прикрыл начало упадка империи Цин»? Свою позицию обоснуйте.
  • 2. Оцените положительные и отрицательные стороны политики «закрытия» Китая. Поработайте в парах: один из вас должен выдвинуть аргументы в поддержку этой политики, а другой — против неё. Сделайте вывод.
  • 3. Используя Интернет и другие источники информации, подготовьте сообщение о театре Кабуки. Поразмышляйте по поводу следующего суждения: «Театр Кабуки — экстракт японского духа».

Из эдикта китайского императора на имя английского короля Георга III

Что касается вашего ходатайства об аккредитации1 одного из ваших подданных при моём небесном дворе для наблюдения за торговлей вашей страны с Китаем, то таковая просьба противоречит всем обычаям моей династии и никоим образом не может быть принята. Если я распорядился, чтобы дары дани, присланные вами, о государь, были приняты, то это было сделано, исключительно принимая во внимание чувства, побудившие вас прислать их издалека. Великие подвиги нашей династии проникли во все страны Поднебесной, и государи всех наций суши и морей посылают свои ценные дары. Как ваш посол может сам убедиться, мы имеем абсолютно всё. Я не придаю цены странным или хитро сделанным предметам и не нуждаюсь в изделиях вашей страны…

1 Аккредитация — официальное наделение полномочиями или признание права на совершение чего-либо.

  • 1. При каком китайском императоре был подготовлен данный эдикт?
  • 2. Какую политику, проводимую китайским правительством, иллюстрирует этот документ? Свой ответ обоснуйте.
  • 3. Найдите в параграфе изображение, которое могло бы проиллюстрировать данный отрывок. С опорой на данное изображение и отрывок из «Эдикта…» составьте в тетради рассказ «Европейские послы при дворе китайского императора в XVIII в.».

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
Европа в годы Французской революции

Конец XVIII в. прошёл в Европе под знаком борьбы с Французской революцией. Монархи против революции. Начало Французской революции не вызвало большой тревоги у великих держав, и…

«Благородные» и «подлые»: социальная структура российского общества второй половины XVIII в.

1. «Золотой век» дворянства При Петре I и его преемниках в первой половине XVIII в. дворяне большую часть жизни проводили в походах, на воеводской и…

Эпоха Просвещения

«Имей мужество пользоваться собственным разумом — таков девиз Просвещения!» — писал немецкий философ Иммануил Кант. «Республика философов». В XVIII в. впервые за последнее тысячелетие образованные люди…

Тороп В.В.: Контурные карты по истории России. Конец XVII — XVIII век. 8 класс

Внешняя политика Петра I. Северная война 1700—1721 гг. Полтавская битва Гангутское морское сражение Прутский поход Петра I в 1711 г. Персидский поход Петра I в…

Повседневная жизнь и быт при Петре I

1. Дворянский образ жизни При Петре I молодые дворяне, как и прежде, должны были с 16—17 лет нести пожизненную службу. В первой половине XVIII в.…

Значение петровских преобразований в истории страны

1. Необходимость модернизации. Характер Петровских реформ Реформы в России начались ещё до Петра I. Его дед и отец приглашали на службу иноземцев-специалистов, создавали полки «нового…

Внутренняя политика Екатерины II

1. Екатерина II — правительница России (1762—1796) История Екатерины II похожа на сказку про бедную немецкую принцессу Софию Фредерику Августу, которая в 1744 г. стала…

Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки

Начало истории Соединённых Штатов Америки как независимого государства соответствует дате принятия Декларации независимости США. Впервые люди, вдохновлённые идеями Локка и Монтескьё, высказывают свои претензии к…

Франция при Старом порядке

В XVIII в. Франция — одна из ведущих европейских держав, неизменно играющая важную роль в международной политике. Французский XVIII век. Страна процветала. Её население достигло 27…

Церковная реформа. Положение традиционных конфессий

1. Пётр I и Церковь Пётр Великий был искренне верующим человеком; хорошо знал церковную службу и сам любил петь на клиросе. Но к Церкви он…

Внешняя политика Екатерины II

1. Основные направления внешней политики В царствование Екатерины II России удалось приблизиться к решению внешнеполитических задач, стоявших перед страной на протяжении долгих десятилетий. Ослабление военной…

Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762)

1. Причины и сущность дворцовых переворотов Эпохой дворцовых переворотов принято называть период с 1725 по 1762 г., в течение которого на престоле один за другим…

Перемены в повседневной жизни российских сословий

1. Жилище В жилищном строительстве XVIII в. наиболее наглядно проявляются сословные различия. Парадные дворцы российских императоров уже не имели ничего общего не только с царскими…

Предпосылки Петровских реформ

1. Усиление иностранного влияния на Россию Торговые контакты России с Востоком и Западом, постоянные войны с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией в XVII…

Российская наука и техника в XVIII в.

1. Создание Академии наук В XVIII в. происходит становление российской науки. В 1725 г. состоялось открытие Академии наук, указ о создании которой незадолго до смерти…