Мир художественной культуры Просвещения

27 августа 2024 - 27 прочитали

Просветители были убеждены, что построение общества Равенства, Братства и Свободы связано с просвещением широких слоёв населения. Однако не все в равной степени имели доступ к духовным благам. В начале XVIII в. дворянство и духовенство традиционно оставались привилегированными слоями общества, а монархия гарантировала сословный характер всех сфер, прежде всего образования и культуры.

Вера человека в собственные силы, способность принимать ответственные решения, добиваться поставленных целей отразились в литературе, отличавшейся многообразием жанров. Классицизм представлен произведениями высокого стиля: одами, эпопеями, героическими песнями, трагедиями. Наряду с ними всё большую популярность завоёвывают комедии, басни, сатирические произведения, повествующие о жизни простонародья, появляются мещанская комедия и драма. Начинается развитие жанра романа. Излюбленными сюжетами становятся путешествия и приключения героев — выходцев из третьего сословия.

Удивительные приключения Робинзона и Гулливера. Любимый многими с детства герой Робинзон Крузо появился на свет в век Просвещения. Удивительные приключения моряка из Йорка придумал англичанин Даниель Дефо (1660—1731). Истинный сын своего бурного века, Дефо не раз испытывал превратности судьбы: пускался в рискованные авантюры, разорялся, богател, снова разорялся и снова наживал капитал. Он испробовал профессии торговца, моряка, журналиста, был шпионом, политическим деятелем, писателем же он стал очень поздно.

Даниель Дефо. Гравюра с картины М. ван дер Гюхта
Даниель Дефо. Гравюра с картины М. ван дер Гюхта

Роман о Робинзоне был написан для взрослых и совсем не с целью развлечь их. Дефо наделил своего героя деловитостью, трудолюбием, верой в собственные силы. Вспомним, с каким упорством и мужеством он строит на необитаемом острове жилище, изготавливает посуду, мастерит мебель, приручает и разводит скот. Преодолевая немыслимые трудности, герой выходит победителем из самых тяжёлых испытаний. Нежелание мириться с судьбой, забросившей Робинзона на дикий остров, где он, казалось, неминуемо должен был погибнуть, заставляет читателя поверить в безграничные возможности человека, его право переделывать мир вопреки устоявшимся традициям и правилам.

В облике Робинзона легко угадать черты человека Нового времени: практичность, деловую смётку и здравый смысл представителя третьего сословия. Ни самого Дефо, ни его современников нисколько не смущало и не удивляло, что для достижения личной выгоды Робинзону частенько приходится пользоваться неджентльменскими способами, даже такими, как работорговля или откровенный обман.

По меркам своего времени Робинзон вполне порядочный человек. Но стоит задуматься над некоторыми эпизодами романа. Вместе с мальчиком Ксури он спасается бегством из плена. Они переживают множество опасных приключений, и маленький отважный товарищ Робинзона всегда полон желания помочь и защитить его, хотя бы ценой собственной жизни. Но когда беглецов подбирает английский корабль, Робинзон… продаёт Ксури капитану.

На острове Робинзон спасает от смерти дикаря Пятницу, делает его своим слугой. Первое слово, которому он учит Пятницу, — «господин».

И всё-таки не это самое главное в романе. И читателей XVIII столетия, и наших современников прежде всего привлекает мужество главного героя, которого не сломили тяжкие испытания. Роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» стал гимном труду, настойчивости и смелости человека в борьбе с любыми невзгодами и превратностями судьбы.

Роман Дефо был опубликован в 1719 г. и мгновенно превратился в одну из самых читаемых книг, приобрёл огромное количество поклонников во всех странах. И лишь несколько прозорливых мыслителей отнеслись к популярному роману не столь восторженно. Одним из них был скромный приходский священник, а потом настоятель Дублинского собора в Ирландии Джонатан Свифт (1667—1745).

Джонатан Свифт. Гравюра с картины Ч. Джерваса
Джонатан Свифт. Гравюра с картины Ч. Джерваса

Свифт критически относился ко многим идеалам просветителей, видел, что их благородные идеи не изменили людей к лучшему, не искоренили пороки, а общество так же далеко от совершенства, как и в предшествующее время. И Свифт решил написать пародию.

В 1726 г. появился без фамилии автора роман «Путешествия Гулливера». Герой Свифта и Робинзон — современники, люди эпохи Просвещения, но взгляд Гулливера проницательнее. Может быть, поэтому таким безрадостным оказалось его путешествие в «отдалённые страны».

Страной лилипутов правит крошечное ничтожное существо, которое именует себя «отрада и ужас Вселенной». Читатель мог угадать в Лилипутии карикатуру на современную писателю Англию, которую многие считали едва ли не идеальным государством. Другой вариант просвещённой монархии, точно «скроенный» по мерке философов XVIII в., — страна великанов. Её правитель, мудрый и добрый король-учёный, осуждает войны, любит искусство, покровительствует наукам, стремится установить разумный порядок. Однако и ему не одолеть глупость, жадность, порочность многих своих подданных.

Но, пожалуй, самое печальное путешествие, которое совершает Гулливер, — путешествие в страну разумных лошадей. Именно здесь он неожиданно встречает отвратительных Йеху. Эти существа «сильны и дерзки, но вместе с тем трусливы, что делает их наглыми, низкими и жестокими». С ужасом узнаёт герой: Йеху — потомки людей, когда-то кораблекрушением заброшенных на остров. Их потомство не стало, подобно Робинзону, сильнее, преодолевая трудности, а превратилось в уродливых и безнравственных Йеху.

На этой мрачной ноте автор обрывает повествование. Искреннее сострадание к людям, желание помочь им сохранить человечность, предостеречь от скотства побуждали Свифта говорить горькие истины.

«Человек ценней, чем мнили вы». Сияние ума и сила таланта Свифта озаряют век Просвещения немеркнущим блеском. Но в их лучах не теряются и фигуры менее величественные. Среди них Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732—1799).

Пьер Огюст Карон де Бомарше. Художник Ж.-М. Натье
Пьер Огюст Карон де Бомарше. Художник Ж.-М. Натье

Сын парижского часовщика, сумевший купить дворянское звание, пробить дорогу в королевский дворец, хорошо знал цену «сильным мира сего». Герой его комедии «Женитьба Фигаро» — ловкий, обаятельный слуга. Фигаро, как и его создатель, «вышучивал глупцов, не робел перед злыми, смеялся своей нищете», но никогда не продавал человеческого достоинства. По замыслу автора Фигаро — «самый смышлёный человек нации». Острые словечки героя Бомарше парижская театральная публика разносила по городу. Они вошли в разговорную речь, с их помощью высмеивали аристократов. И хотя король Людовик XVI гневно воскликнул: «Нужно разрушить Бастилию, чтобы допустить это на сцену!», комедия всё-таки была поставлена. А через несколько лет рухнули стены ненавистной королевской темницы.

Почти одновременно с «Женитьбой Фигаро» увидели свет пьесы Фридриха Шиллера (1759—1805). По ним разделённая пограничными столбами на три сотни карликовых княжеств феодальная Германия училась азбуке Просвещения. Театр был для немцев зеркалом их собственных судеб и судьбы всей нации. Вместе с полюбившимися героями публика, заполнявшая театральную галёрку, мечтала освободиться от тирании, возмущалась коварством влиятельных негодяев, горько оплакивала гибель юных влюблённых.

В пьесе «Коварство и любовь» дворянин Фердинанд и дочь простого музыканта Луиза ценой смерти отстаивают свою любовь, ибо истинное чувство выше привилегий 500-летней родословной. Карл Моор объявляет войну миру роскоши и подлости, в котором живёт: «Дайте мне несколько таких смелых голов, как я, и Германия станет республикой…» Маркиз Поза страстно защищает свободу и достоинство человека:

…человек ценней, чем мнили вы,
Порвёт он путы векового сна.
Свои права потребует обратно.

В поисках героя, способного выразить свой век, век Разума и Света, другой великий немец Иоганн Вольфганг Гёте (1749—1832) перепишет старинную легенду о докторе Фаусте, враче и алхимике, жившем в XVI в. В основе сюжета — история жизни человека, отошедшего от Бога, устремившегося к свободному познанию мира. В «Фаусте» автор подчёркивает такие свойства человеческой натуры, как неудовлетворённость достигнутым и устремлённость к идеалу. Философская драма, созданию которой отдано 60 лет жизни, завершает век Просвещения, а состарившийся Фауст приходит к пониманию вечной истины:

Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день идёт за них на бой!

Фридрих Шиллер. Художник Г. фон Кюгельген
Фридрих Шиллер. Художник Г. фон Кюгельген

Иоганн Вольфганг Гёте. Гравюра неизвестного автора
Иоганн Вольфганг Гёте. Гравюра неизвестного автора

Живописцы знати. В первой половине XVIII в. в европейской живописи ещё процветает изысканное придворное искусство. Это время Франcyа Буше (1703—1770), «первого живописца короля», отразившего вкусы и настроения аристократического общества эпохи Людовика XV.

Беззаботно беседуют, веселятся и танцуют кавалеры и дамы, изображённые художником в роли простодушных пастухов и пастушек. Воздушна и прекрасна природа, запечатлённая живописцем. Берег маленькой речушки, дощатый мостик, постройка с островерхой крышей и несколько человеческих фигур («Пейзаж в окрестностях Бове») — всё пленяет хрупкостью и гармонией. Лёгкая голубоватая дымка окутывает изображения, придаёт сельским видам сходство с декорациями к опере или балету.

Бесконечно далёкие от реальной жизни весёлые пастушеские сцены были великолепным украшением интерьеров, составляя единое целое с шёлковой обивкой стен и золочёной резной мебелью.

Много глубже искусство Антуана Ватто (1684—1721). Художника увлекает тема «галантных празднеств»: пикники, светские прогулки на природе, которые так полюбились аристократии. Даже самые непритязательные сюжеты автор наполняет смыслом, придаёт им значительность и искренность. Его полотна передают тончайшие неуловимые настроения героев, которые погружены в свои переживания. Они не играют, не позируют, а живут по-настоящему. Мир Ватто — мир поэтических мечтаний, маскарадов и балов. Мягкий, рассеянный свет скрадывает очертания предметов. Утончённый колорит звучит как изысканная музыка.

Пейзаж в окрестностях Бове. Художник Ф. Буше
Пейзаж в окрестностях Бове. Художник Ф. Буше

Актёры «Комеди Франсез». Художник А. Ватт
Актёры «Комеди Франсез». Художник А. Ватто

Затруднительное предложение. Художник А. Ватто
Затруднительное предложение. Художник А. Ватто

Бивуак. Художник А. Ватто
Бивуак. Художник А. Ватто

Проанализировав изображение, предположите, что означает слово «бивуак». Проверьте своё предположение с помощью дополнительных источников информации (словаря, Интернета и др.).

Известность Ватто была огромна и достигла России. Для Екатерины II были приобретены несколько полотен прославленного художника. В их числе «Затруднительное предложение». Немногочисленное общество расположилось в парке: две дамы музицируют, юноша слегка подсмеивается и внимательно наблюдает за парой, стоящей справа, — между дамой и её кавалером произошла размолвка, и красавица вот-вот уйдёт. Конец нехитрой сценки зритель волен додумать сам.

«Певцы третьего сословия». В середине 50-х гг. XVIII в. почти в любой английской лавочке или книжном магазине можно было задёшево купить гравюры Уильяма Хогарта (1697—1764). Лучше любых биографов о нём рассказывает автопортрет, композиция которого необычна: это «картина в картине». Зритель видит овальный холст, на котором Хогарт изобразил себя без всяких прикрас: без парика, в домашнем халате вместо нарядного костюма.

Серьёзно и с достоинством смотрит он на нас, проницателен взгляд умных глаз. Основанием холста служит стопка книг, одна из них — сочинения Свифта. Рядом лежат резец и палитра.

Автопортрет с собакой. Художник Уильям Хогарт
Автопортрет с собакой. Художник Уильям Хогарт

На своих картинах Хогарт изображает сюжеты из жизни современного ему общества. В серии гравюр, которая называется «Модный брак» («Брак по моде своего времени»), художник поведал зрителям поучительную историю о нравах современного ему общества. В XVII в. в Англии получили распространение браки по расчёту между представителями обедневшей или разорившейся знати и купечества.

Свидетелем подобной сделки оказывается зритель, рассматривающий первую гравюру серии — «Заключение брачного контракта» (см. с. 46). На переднем плане автор расположил главных героев. Справа — глава родовитой аристократической семьи. О знатном происхождении и титуле свидетельствуют портреты предков на стенах и родословное древо, на которое он указывает выразительным жестом. Однако в наследство сыну аристократ оставляет лишь долги.

По другую сторону круглого стола — разбогатевший простолюдин. Он рассматривает замужество своей дочери как выгодное вложение капитала, не случайно здесь присутствует стряпчий, который следит за оформлением брачного контракта. Эти двое ведут откровенный и циничный торг, каждый стремится не продешевить, повыгодней использовать свои преимущества. А юноша и девушка, судьбы которых решают отцы, просто статисты в драме.

Разумеется, симпатии зрителей и автора не на стороне безнравственных торгашей. Сердцу Хогарта милей простые люди, сумевшие сохранить свои понятия о чести в тяжёлых жизненных ситуациях. К ним обращается художник в лучших и самых искренних произведениях: «Девушка с креветками», портреты слуг.

Свидетелем расцвета Просвещения был французский художник Жан Батист Симеон Шарден (1699—1779), прозванный «певцом третьего сословия». Он писал небольшие картины, героями которых были горожане, торговцы, ремесленники, служанки — труженики, добывающие хлеб насущный тяжким трудом. Шардену интересны их простые, искренние переживания, близок бесхитростный мир, непритязательный быт, простые заботы, он испытывает глубокую привязанность и уважение к ним.

Возвращение с рынка. Художник Ж. Б. С. Шарден
Возвращение с рынка. Художник Ж. Б. С. Шарден

Натюрморт с атрибутами искусств. Художник Ж. Б. С. Шарден
Натюрморт с атрибутами искусств. Художник Ж. Б. С. Шарден

Пристально всматриваясь в обыденную жизнь, предметы и вещи, Шарден извлекает из повседневности высокую поэзию. Ничем на первый взгляд не примечательна женщина, изображённая на картине «Возвращение с рынка». Это одно из самых совершенных и тонких творений мастера. Служанка в домашнем платье, с кошёлкой продуктов, купленных на рынке, предметы домашнего обихода — вот и весь сюжет: обыкновенная жизнь обыкновенных людей. Но, внимательно всматриваясь в произведение, зритель проникается ощущением покоя и тишины, подчёркнутых мягкой гармонией светлых тонов, которые царят в картине. Милое и доброе лицо женщины, её непринуждённая поза, вся атмосфера бытовой сценки выдают восхищение автора неброской красотой жизни и быта.

Другое знаменитое полотно — «Натюрморт с атрибутами искусств», созданный для конференц-зала Петербургской академии художеств по заказу Екатерины II. Из мягкого сумрака выступает стол художника, в центре — статуэтка Меркурия, олицетворение скульптуры. Архитектура представлена чертежами, планами, а живопись — палитрой и кистями. Здесь же папки, заполненные рисунками, кувшин, несколько книг, а рядом — крест Святого Михаила и медали — награды художника, полученные на выставках. С поразительным мастерством передаёт Шарден гладкость мрамора, блеск шёлковой ленты, шероховатость кожаных папок, тяжесть старинных книг. Собранные вместе, все эти предметы рассказывают о вкусах их владельца, стремящегося доказать, что образованный и просвещённый художник-творец достоин в обществе самого большого уважения и высоких наград.

Натюрморт. Художник Ж. Б. С. Шарден
Натюрморт. Художник Ж. Б. С. Шарден

Портрет художника Энгра в молодости. Художник Ж. Л. Давид
Портрет художника Энгра в молодости. Художник Ж. Л. Давид

Свидетель эпохи. Жизнь и творчество французского живописца Жака Луи Давида (1748—1825) тесно переплелись с историей его страны. В юности художник путешествовал по Италии, изучал и копировал работы старых мастеров. Его возвращение во Францию совпало с глубоким недовольством, назревавшим в стране. Для того чтобы выразить настроения, царившие в обществе, Давид погружается в античную историю, отыскивает сюжеты, созвучные современным ему событиям. В 1785 г., том самом, когда увидела свет «Женитьба Фигаро», художник закончил огромное полотно «Клятва Горациев».

Сюжет картины заимствован автором из истории Древнего Рима и повествует о последнем царе Тарквинии Гордом, который был изгнан, но стал собирать войска, чтобы силой вернуть власть. Римляне готовятся дать отпор тирану. Исход противоборства зависит от поединка: братья

Горации будут сражаться за свободу Рима против братьев Куриациев — сторонников Тарквиния. Художник изобразил момент, когда в едином порыве братья Горации клянутся отцу победить или умереть за республику. Автор проповедует пренебрежение личными интересами ради долга, утверждает красоту подвига во имя родины.

Музыкальные перекрёстки Европы. Немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах (1685—1750) при жизни не был знаменит. Светскому обществу его произведения казались слишком серьёзными, а церковь отвергала их из-за недостаточно канонического характера.

Клятва Горациев. Художник Ж. Л. Давид
Клятва Горациев. Художник Ж. Л. Давид

В юности композитор много путешествовал по Германии, служил скрипачом, церковным органистом, руководил придворным оркестром. С 1723 г. и до самой смерти он живёт в Лейпциге. Здесь Бах создаёт свои лучшие произведения. Во многие из них композитор не побоялся ввести мелодии народных песен и танцев, это делало сложную музыку более доступной для простых прихожан.

Одним из самых известных произведений Баха является грандиозное сочинение для хора, солистов и оркестра «Страсти по Матфею». Основой для него послужил текст Евангелия, по преданию, написанный учеником Христа апостолом Матфеем, повествующий о последних днях Иисуса, его страданиях (страстях) и смерти. Этот текст Бах наполняет новым смыслом и превращает евангельскую легенду в народную драму, в которой Герой жертвует собой ради спасения людей, собственными страданиями искупая людские грехи и открывая им путь к спасению.

Дальнейший путь развития музыкального искусства XVIII в. лежит через красивый старинный австрийский городок Зальцбург, где родился Вольфганг Амадей Моцарт (1756—1791).

Современники называли Моцарта истинным чудом XVIII в. Жизнь его была коротка, полна лишений и одиночества, хотя были в ней и великие радости, любовь, счастье, творчество.

С 3 лет он начал учиться музыке, в 4 года сочинил свой первый концерт, в 12 написал оперу, премьера которой состоялась в миланском театре, а в 14 лет Моцарт — уже академик самой престижной музыкальной академии в Италии. Последние 10 лет жизни композитор провёл в Вене, которая становится музыкальной столицей Европы. Все помыслы Моцарта устремлены к театру, но заказа на оперу нет. И вот наконец удача! Найден подходящий сюжет, как раз тот, что увлечёт публику, — «Женитьба Фигаро» Бомарше. Премьера состоялась в 1786 г. Успех оперы был огромен. Много раз публика вызывала певцов. Мелодии оперы звучали всюду: на улицах, площадях, в тавернах, даже странствующие музыканты исполняли их.

Иоганн Себастьян Бах. Художник Э. Г. Хаусман
Иоганн Себастьян Бах. Художник Э. Г. Хаусман

Вольфганг Амадей Моцарт. Художник Б. Крафт
Вольфганг Амадей Моцарт. Художник Б. Крафт

Людвиг ван Бетховен. Художник Й. К. Штилер
Людвиг ван Бетховен. Художник Й. К. Штилер

Последнее произведение композитора — «Реквием» (от лат. requiem — покой). Реквием исполняли в церкви в память об умершем. Моцарту он был заказан анонимно богатым любителем музыки в честь недавно умершей жены. Но композитору казалось, что он пишет музыку для себя. Это произведение о жизни и смерти, о судьбе человека в мире. Дождаться первого его исполнения Моцарту было не суждено.

Духовным наследником великого композитора считал себя Людвиг ван Бетховен (1770—1827), о котором сам Моцарт сказал: «Придёт время, и о нём заговорит весь мир». Пророчество сбылось.

С 22 лет Бетховен живёт в Вене. Он молод, полон сил, известен, издатели охотно печатают его произведения. Только одно огорчает — всё чаще повторяются приступы страшной болезни: «Мой слух всё более слабеет, ужасный шум в ушах не прекращается ни днём, ни ночью. Я веду жалкую жизнь». И всё же композитор не сдаётся. В годы напряжённой борьбы с самим собой Бетховен создаёт удивительные по силе и красоте произведения: «Соната вроде фантазии» («Лунная») — трогательное повествование о несчастной любви композитора, «Аппассионата», «Крейцерова соната», «Героическая симфония».

Третья («Героическая») симфония навеяна революционными событиями конца XVIII столетия. В ней звучит поступь миллионов, шум улиц и площадей, волнение битв. В центре её — образ неукротимого мятежника, смелого, мужественного человека, которого не сломят никакие удары судьбы.

До конца своих дней Бетховен вынашивал замысел произведения, посвящённого прославлению разума, торжеству и победе светлых сил.

Театр: школа и кафедра. В эпоху Просвещения в европейском обществе театр играет исключительную роль, превращаясь одновременно в школу, где зрителям показывают образцы поведения, и кафедру, с которой проповедуют высокие моральные идеи, призывая к патриотизму и верности долгу.

Театр, как и всё искусство того времени, по-прежнему сохранял черты сословных различий. Лучшие привилегированные места занимали аристократы, знать. Однако дают знать о себе и демократичные веяния. Среди зрителей стало больше простого люда, горожан, располагавшихся в партере на простых деревянных скамьях. На верхних ярусах можно было увидеть ремесленников, прислугу, студентов, оживлённо обсуждавших происходящее на сцене. Произошли изменения и в театральном репертуаре, всё отчётливее зазвучали социальные проблемы.

Р. Б. Шеридан. Художник Дж. Хопнер
Р. Б. Шеридан. Художник Дж. Хопнер

Театр в Англии отдаёт предпочтение жанру комедии, в которой авторы получили возможность покритиковать современные нравы. Большой популярностью пользовалась комедия О. Голдсмита «Ночь ошибок»: герои оказываются в запутанной ситуации, в которой проявляют свой истинный нрав. К удовольствию зрителей, всё завершается хорошо: влюблённые соединяются, а порок наказан. Другой мастер сатирической комедии Р. Б. Шеридан — автор пьесы «Школа злословия» — обличает лицемерие английского аристократического общества, интриги и сплетни высшего света, не случайно главный персонаж пьесы Дж. Серфес стал олицетворением этих пороков.

Просветительские идеи мощно зазвучали и со сцены французских театров, слава которых во многом была связана с творчеством драматурга П. О. Бомарше. Комедии «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро» о приключениях ловкого слуги позволяла зрителям от души потешаться над высокомерием аристократов, точно выражая отношение третьего сословия к распущенности дворянства и сословному неравенству.

Большой популярностью у простолюдинов пользовались демократичные ярмарочные театры, в которых разыгрывали небольшие представления и пантомимы. Чаще всего они имели сатирический пародийный характер, действие сопровождалось простонародными шутками, а герои с грубоватым юмором высмеивали пороки общества.

В Германии театральное искусство отражало революционный настрой буржуазии, стремившейся к уничтожению всех пережитков феодализма. В противовес создателям «галантного искусства» они хотели видеть в героях пьес высокие патриотические чувства, мужество и героизм. Знаменем этой борьбы стали пьесы Шиллера. Огромный успех у публики имели драмы Шиллера «Разбойники» и «Коварство и любовь». Зрители сопереживали героям драм, отчаивались вместе с ними, но никогда не позволяли им сгибаться перед деспотизмом сильных мира сего. Юные влюбленные Фердинанд и Луиза — герои «Коварства и любви» — разделены сословными преградами. Подобно шекспировским Ромео и Джульетте, они не могут смириться с тем, что общество не признаёт искренности и глубины их чувства, и бросают вызов деспотичным традициям, предпочитая смерть.

Площадь Святого Петра в Риме. Архитектор Дж. Бернини. 1655—1667 гг.
Площадь Святого Петра в Риме. Архитектор Дж. Бернини. 1655—1667 гг.

Архитектура. В XVII—XVIII вв. в искусстве Европы почти одновременно утверждаются сразу два стиля: пышное барокко и величественный, строгий классицизм, ориентированный на античные образцы.

Стиль барокко, зародившийся в Италии, отличается сложностью, причудливостью и пышностью форм, обилием украшений и деталей. Барокко идеально подходит для воплощения величия католической церкви и абсолютизма, не случайно основными заказчиками барочных построек были церковь и короли. При Людовике XIV был создан гигантский дворцовый комплекс Версаль, оказавший огромное влияние на развитие градостроительного и паркового искусства многих стран Европы. Версаль — архитектурный шедевр барокко.

Следуя примеру двора, французская знать возводила для себя особняки, преимущественно в Париже. Особое внимание в этих постройках уделялось убранству помещений, которым архитекторы и художники старались придать изящный облик, создавая причудливый, далёкий от реальности мир. Чаще всего в лепнине потолков, резных рамах зеркал и картин, формах мебели, рисунках паркета, росписи сервизов повторялся орнамент, напоминавший прихотливые изгибы раковины (именно это позволило стиль позднего барокко назвать рококо — «раковина»).

Версаль. Зеркальная галерея. Архитектор Ж. Ардуэн-Мансар.
Версаль. Зеркальная галерея. Архитектор Ж. Ардуэн-Мансар. Это одна из самых знаменитых достопримечательностей Версаля, состоит из 17 больших окон, напротив которых установлены зеркала такого же размера

Версальский дворец. Скульпторы Л. Лево, Ф. д ’Орбэ, Ж. Ардуэн-Мансар. XVII—XVIII вв.
Версальский дворец. Скульпторы Л. Лево, Ф. д ’Орбэ, Ж. Ардуэн-Мансар. XVII—XVIII вв. Современная фотография

Изысканный и аристократический стиль барокко мало отвечал философии мыслителей Просвещения. Призывы Вольтера, Руссо, Локка руководствоваться разумом и моралью, вернуться к природе предопределили для искусства увлечение античностью. В моду входят строгость линий и благородная простота, подражание спокойному величию греческих образцов. Сторонники неоклассицизма в архитектуре отказываются от барочной пышности и берут за образец естественность и гармоничность античных построек: гладкие поверхности, скромный декор, портики и колонны придают зданиям холодноватое изящество.

Наиболее значительным сооружением нового стиля в Париже стало грандиозное здание Пантеона, сооружавшееся более 40 лет. Его постройка связана с правлением Людовика XV. Это крестово-купольное здание, поднявшееся на высоту 117 м, скорее напоминало античный храм, а не церковь, что, вероятно, и послужило впоследствии веской причиной для его превращения в Пантеон — место погребения великих людей.

Художественная культура эпохи Просвещения воспринимала идеалы Возрождения и, творчески осмыслив их, утверждала гуманистические ценности Нового времени.

1. Как вы считаете, в чём просветители видели цель и главное назначение искусства? 2. Подобно литературным героям Возрождения, персонажи многих просветительских романов также отправляются в путь. Что зовёт в дальние страны Робинзона и Гулливера? 3. Чем различается творчество «живописцев знати» и «певцов третьего сословия»? 4. Подготовьте сообщение о жизненном пути и творчестве одного из упомянутых в параграфе деятелей искусства эпохи Просвещения. 5. Что из перечисленного могло повлиять на формирование художественной культуры эпохи Просвещения: 1) процессы урбанизации; 2) рост богатств и влияния буржуазии; 3) философия просветителей; 4) развитие естественных наук; 5) Великие географические открытия; 6) ранние буржуазные революции; 7) публикация «Энциклопедии»?

  • 1. На автопортрете Хогарта изображены три книги. Авторы двух вам уже знакомы — Шекспир и Свифт. Случайно ли это? Как вы можете объяснить выбор художника?
  • 2. Предположите, что в произведениях придворных живописцев могли бы высоко оценить современные зрители, а что могло бы вызвать критику.
  • 3. Бетховен сказал о Бахе: «Не ручей! Море должно быть имя ему» («Бах» в пер. с нем. — ручей). Согласны ли вы с этим высказыванием?
  • 4. Какое литературное произведение, упомянутое в параграфе, вы читали? Расскажите о ваших впечатлениях. Что изменилось в вашем отношении к произведению или его героям после изучения темы?
  • 5. Как вы думаете, почему комедии Голдсмита называют «комедиями положений», а пьесы Шеридана — «комедиями характеров»? В чём, по вашему мнению, разница?
  • 6. Поразмышляйте, почему Людовик XVI, увидевший постановку «Женитьбы Фигаро», гневно воскликнул: «Нужно разрушить Бастилию, чтобы допустить это на сцену!»
  • 7. Пьесы Шиллера, созданные в XVIII столетии, рассказывают о судьбах его современников. Однако во многих театрах мира и сегодня ставят их, собирая полные зрительные залы. Как вы полагаете, в чём причина такой популярности?
  • 8. Охарактеризуйте архитектурные стили барокко и классицизм. Какие идеи эпохи нашли отражение в этих архитектурных стилях? Подумайте, какая музыка могла бы сопровождать осмотр вами архитектурного памятника в стиле барокко или в стиле классицизма. Поясните свою точку зрения.
  • 9. С помощью дополнительных источников информации (в том числе Интернета) выясните, какие художественные произведения авторов, упомянутых в параграфе, можно увидеть в музеях России. По итогам выполнения задания создайте виртуальную экскурсию.

В поисках героя

Век Просвещения часто называют веком Вольтера. Самый убедительный образ философа создал Жан-Антуан Гудон (1741—1828). За долгую жизнь скульптор изваял более 200 портретов своих выдающихся современников. По словам самого автора, он пытался сохранить и сделать «несокрушимыми образы людей, составляющих славу своего народа». Вольтер позировал Гудону в 1778 г., незадолго до смерти. Перед нами глубокий старик. Ничего не скрыл и не приукрасил Гудон: ни старческих морщин, ни ввалившегося беззубого рта. Но не картину безжалостной старости видим мы, а величие духа и силу, которые угадываются в немощном теле. В проницательном взгляде, насмешливой улыбке — торжество человеческого разума.

Вольтер. Скульптор Ж.-А. Гудон
Вольтер. Скульптор Ж.-А. Гудон


ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
Европа в годы Французской революции

Конец XVIII в. прошёл в Европе под знаком борьбы с Французской революцией. Монархи против революции. Начало Французской революции не вызвало большой тревоги у великих держав, и…

Народы России в XVIII в.

1. Русский народ К концу XVIII столетия население Российской империи составляло около 37 млн человек. По мере присоединения новых территорий численность русского народа в общем…

Экономическое развитие России при Екатерине II

1. Развитие сельского хозяйства Главной отраслью российской экономики во второй половине XVIII в. оставалось сельское хозяйство. Развивалось оно главным образом за счёт расширения посевных площадей…

Английские колонии в Северной Америке

Давно уже Западная Европа смотрела на Новый Свет как на источник богатств. Ещё в конце XVI в. на эти земли стали претендовать англичане. В начале…

Колониальная политика европейских держав в XVIII в.

Колониальная эпоха. Великие географические открытия положили начало одному из самых важных процессов в истории Нового времени — распространению европейцев и их влияния по всему земному шару.…

Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам

1. Причины народных выступлений Северная война легла тяжёлым бременем на плечи большинства населения России. Крестьянство, помимо барщины и оброка, было обложено массой новых государственных повинностей…

Международные отношения в XVIII в.

Под знаком равновесия. Завершивший Тридцатилетнюю войну 1618—1648 гг. Вестфальский мир открыл новую эпоху международных отношений. Отныне религия в гораздо меньшей степени влияла на политику. Время Религиозных…

Германские земли в XVIII в.

Раздробленность Германии. Самой важной особенностью исторического развития германских земель в XVIII в. являлась беспримерная, не имевшая аналогов в европейской истории раздробленность. Было не ясно, что вообще…

Россия и Европа в конце XVII в.

1. Усиление османской угрозы Европе К середине XVII в. Османская империя (Турция) в череде войн с Персией снова отвоевала обширную территорию Месопотамии с Багдадом. Теперь…

Образование в России в XVIII в.

1. Век Просвещения и его влияние на российскую школу Созданные Петром I учебные заведения заложили фундамент российского образования. Наиболее массовыми оказались духовные школы, преобразованные затем…

Музыкальное и театральное искусство

1. Музыка и театр в европейской истории XVIII в. Эпоха Просвещения имела и ещё одну свою яркую сторону. Это был период расцвета музыкального и театрального…

Российское общество в Петровскую эпоху

1. Дворянское сословие Дворяне во времена Петра I, как и прежде, несли пожизненную службу в армии либо в новых учреждениях. Из 60—70 тыс. дворян лишь…

«Европейское чудо»

«Европейским чудом» принято называть удивительное изменение темпов развития европейской цивилизации в XVI—XVIII вв. Европа становится лидером мира. Примерно до XVI в. экономика Европы отнюдь не была…

Внутренняя политика Павла I

1. Личность Павла I Павел I родился в 1754 г. Бездетная императрица Елизавета Петровна сразу же забрала его на воспитание. По некоторым данным, она собиралась…

Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг.

1. Прибалтика и Малороссия Эстляндия и Лифляндия в составе Российской империи управлялись по «прежним привилегиям и правам» до последней четверти XVIII в. В Риге и…