Эпоха тюльпанов (1718—1730). Первая треть XVIII в. в Османской империи ознаменовалась удивительным культурным расцветом, который был обусловлен тягой к Европе. Активизировалась работа по переводу сочинений европейских авторов по истории, географии, астрономии, приветствовались личные связи османских сановников с европейцами.
Много было сделано, чтобы европеизировать столицу империи — Стамбул (так в Европе всё чаще стали называть Константинополь, завоёванный в XV в. турками-османами) и другие крупные города, привнеся в них западную роскошь, великолепие и современные тенденции. В столице Турции появились многочисленные дворцы султана, визиря и других министров, которые сохранили множество примет модных европейских течений той эпохи. В окрестностях возникли новые парки и сады в европейском стиле с мраморными бассейнами и фонтанами. Открылась первая типография, идея которой была перенята также у европейцев.
Современники писали о пышных празднествах на европейский лад (загородные прогулки, катание на лодках, пиры), среди которых особое место отводилось праздникам тюльпанов. Поэтому данный период в истории Турции называется эпохой тюльпанов. Это время характеризовалось приобщением Османской империи к науке, культуре, экономике Европы.
Клубни тюльпанов ввозили в страну в огромном количестве из Голландии. В арабском написании слова «тюльпан» присутствуют те же буквы, что и в слове «Аллах». Считается, что тюльпан — цветок Всевышнего, а его изображение на военном шлеме либо на щите хранит воина от ранений и гибели. Тюльпаны воспевались в поэзии, их мотивы использовались в живописи. По сей день в современной Турции тюльпан признаётся воплощением совершенства и красоты.
Ахмед III. Художник Дж. Янг
Эпоха тюльпанов требовала огромных затрат, вследствие чего постоянно повышались налоги и пошлины. В 1730 г. среди ремесленников и торговцев Стамбула возникло недовольство, переросшее в бунт, поддержанный янычарами. Бунт вылился в восстание. Султан Ахмед III (1703—1730) был низложен, а введённые им налоги и пошлины отменялись. Наступил конец эпохи тюльпанов.
Русско-турецкие войны второй половины XVIII в.1 В ходе русско-турецкой войны 1768—1774 гг. господство Османской империи в Европе оказалось значительно подорвано. Согласно подписанному в 1774 г. Кючук-Кайнарджийскому мирному договору Крым обрёл независимость от Турции (в 1783 г. он был присоединён к России). Земли между Днепром и Бугом возвращались России. Чёрное море и проливы открылись для русского торгового мореплавания. Россия получила право покровительства Молдавии и Валахии, а также православной церкви в Турции. Кроме того, Османская империя впервые в своей истории обязывалась уплатить России военную контрибуцию. В результате Турция лишилась своего прежнего монопольного положения в Черноморском бассейне и на Балканах.
Османская империя, снова проявив инициативу в развязывании военных действий с Россией, опять потерпела поражение в войне 1787—1791 гг. Однако на этот раз Турция понесла сравнительно небольшие потери. По условиям Ясского мира 1791 г. русско-турецкая граница была отодвинута к Днестру. Турция подтвердила покровительство России над Молдавией и Валахией.
Русско-турецкие войны второй половины XVIII в. ярко продемонстрировали слабость Османской империи и способствовали росту национально-освободительного движения угнетённых народов против турецкого гнёта.
1 Изучаются подробно в рамках учебного курса «История России».
Восточный вопрос. С конца XVIII в. возник «восточный вопрос», под которым понимались международные противоречия, связанные с наметившимся распадом Османской империи и борьбой великих держав (Англии, Франции, Австрии, Пруссии, России) за раздел её владений, в первую очередь европейских. «Восточный вопрос» был порождён, с одной стороны, кризисом Османской империи, одним из проявлений которого являлось национально-освободительное движение балканских и других нетурецких народов империи; с другой стороны, усилением на Ближнем Востоке колониальной экспансии европейских государств.
«Восточный вопрос» состоял из трёх основных частей: отношения России и европейских держав с Турцией по поводу османского господства на Балканах и в Черноморских проливах; политика России и других великих держав в отношении турецких владений (Греции, Сербии, Дунайских княжеств), которые соприкасались с территориальными или колониальными владениями великих держав; национально-освободительное движение нетурецких народов Османской империи, находивших в различные периоды поддержку России и других европейских государств.
Социально-экономическое развитие Османской империи. Расширение торговых связей Османской империи с европейскими странами содействовало развитию товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве. Продавцами сельскохозяйственного сырья являлись главным образом крупные землевладельцы. Получив большие возможности сбыта продуктов сельского хозяйства, они методами насилия старались изъять их у крестьян.
Ложившееся на крестьян налоговое бремя усугубила введённая в Турции с XVIII в. наряду с прежними откупами на сбор налогов система сдачи государственных земель в пожизненную аренду. Это создавало условия для ничем не сдерживаемого произвола местной землевладельческой верхушки. Крестьяне бросали землю и бежали в города. «И повсюду я видел только тиранию и нищету, — писал французский современник, посетивший в 1785 г. Египет и Сирию, которые входили в состав Османской империи. — Каждый день на моём пути встречаю заброшенные поля, покинутые деревни». В это время стихийно возникали крестьянские волнения не только в нетурецких областях, но и в районах с преобладанием турецкого населения.
Немногим лучше было положение турецких городов. Здесь скапливалось значительное количество людей, не имевших средств к существованию. Среди них преобладали беглые крестьяне. Большой урон городам наносили пожары. Множество жизней уносила чума, которая являлась частой гостьей в столице и провинции.
Нормальному развитию мелкотоварного производства препятствовали внутренние таможни, применение разных мер длины и веса в различных провинциях, неупорядоченность денежной системы, а главное — необеспеченность сохранности имущества и самой жизни торговцев и ремесленников. Купцы нередко теряли жизнь, оказавшись жертвами сановников и самого султана, позарившихся на их богатство.
Во второй половине XVIII в. турецкая промышленность терпела значительный ущерб от конкуренции иностранных товаров. Однако основной причиной её отставания и упадка была узость внутреннего рынка, вызванная господством натурального хозяйства в деревне и нищетой крестьян.
Большой степени достигло разложение государственного аппарата. Многие должности, в том числе должности судей, продавались. Во всех звеньях государственного управления царило взяточничество. В казну поступало не более трети собираемых сумм. Остальное нужно было искать в карманах чиновников.
Армия и флот Османской империи давно уже отстали от европейских. Состояние военного дела сохранялось на прежнем уровне: например, в артиллерии всё ещё использовались мраморные ядра. Янычары превратились в разнузданную вольницу. Из опоры султана они сделались очагом смут и мятежей. «Турецкая армия многочисленна, но не в состоянии внушить страх обстрелянным войскам, — отмечал французский современник. — В шестидесяти тысячах французов или немцев больше солдат, нежели в двухстах тысячах турок».
Всё это свидетельствовало об общем кризисе Османской империи.
Центробежные силы. Крайних пределов достигло стремление наместников в провинциях к обособлению. В отдельных частях империи — Ираке, Аравии, Египте, странах Северной Африки — сформировались местные династии правителей со своими армиями и самостоятельной внешней политикой. Но и в Анталии, и Румелии многие районы не подчинялись султану. Они выполняли лишь те распоряжения центрального правительства, которые считали для себя выгодными, а нередко выступали и открыто против султана.
Реформы Селима III. Угроза полного распада и гибели Османской империи обусловила поиск путей к восстановлению её былой мощи. Такую политику реформ предпринял султан Селим III (1789—1807), получивший западное образование и стремившийся реорганизовать Османское государство по европейской модели. Ещё будучи наследником престола, он вёл тайную переписку с французским королём Людовиком XVI, которого считал образцом просвещённого монарха. Султан являлся большим любителем музыки: его авторству принадлежит ряд композиций, три из которых исполняются и в настоящее время.
В 1792—1796 гг. Селим III издал указы об изъятии земельных владений у лиц, уклоняющихся от военной службы и обеспечения армии султана солдатами, и о создании нового корпуса регулярных войск по европейскому образцу. Одновременно было открыто военно-инженерное училище и начались преобразования во флоте. Мероприятия, проведённые Селимом III, получили название «новой системы» (Низам-и джедид). Корпус войск «новой системы» выгодно отличался от янычар. На офицерские должности приглашались инструкторы-иностранцы из Франции, Англии и Швеции. Артиллерийские части стали получать орудия современного образца. При помощи иностранных инженеров-кораблестроителей был построен новый военный флот, насчитывавший 23 линейных корабля.
Селим III пытался перестроить и гражданское управление. Подчинил деятельность великого визиря контролю неофициального «совета двенадцати», состоявшего из приближённых к султану, учредил постоянные посольства Турции за границей.
Преобразованиям султана препятствовали неблагоприятные внешние условия: в 1798 г. произошло вторжение войск Наполеона в Египет.
Реформы вызвали противодействие большинства крупных землевладельцев, мусульманского духовенства и особенно янычар, видевших в них непосредственную угрозу своим привилегиям. Преобразовательная политика Селима III не могла встретить поддержки крестьянства и ремесленников, поскольку она сопровождалась введением новых тяжёлых налогов.
В результате янычары подняли восстание, взяли Стамбул и возвели на трон нового правителя, Селим III был задушен, проведённые им реформы отменялись.
Упадок культуры. Общий упадок Османской империи в XVIII в. сказался на состоянии её культуры.
Сформировавшийся ко времени правления Ахмеда III и недолго просуществовавший стиль пале («тюльпан»), который связывал национальные традиции с западным влиянием, положил начало переходу от традиционного османского искусства к европейскому.
Турецкие султаны, увлёкшись европейскими стилями, стали приглашать архитекторов, скульпторов, декораторов, живописцев из Западной Европы.
Мечеть Нуруосмание в стиле барокко. Стамбул. Турция. XVIII в. Современная фотография
Главным источником западного влияния на турецкую культуру являлась Франция. Стиль Людовика XV и барокко стали вытеснять классические стили турецкой культуры.
Иностранные архитекторы возводили постройки в знакомых им формах, которым подражали турецкие зодчие. В результате появлялись здания искажённого «барокко», сооружения, в которых механически сочетались различные стили.
Иностранное влияние, в особенности итальянское и французское, испытывала на себе и турецкая живопись. С начала XVIII в. она всё более ориентируется на европейское искусство, со временем утрачивая свои традиционные азиатские черты. Теперь стены и потолки зданий расписывались фресками по мотивам Ренессанса. Искусство миниатюры, живописи уже не знало такого подъёма, как в предыдущие века.
В XVIII в. всё более усиливается западноевропейское влияние на художественное оформление фаянсовых изделий. Постепенно как форма этих изделий, так и узоры на них теряют традиционные турецкие особенности и создаются по европейским образцам. Происходило подражание французскому фарфору.
Западноевропейское влияние имело ряд положительных последствий для турецкой культуры. Одним из них было введение в Османской империи книгопечатания на турецком языке. Это событие произошло в 1729 г. и явилось результатом пребывания турецкого посольства в Париже в 1720 г. Первой напечатанной турецкой книгой стал арабо-турецкий словарь.
В условиях подражания европейским образцам национальная культура в Турции сохранялась и развивалась в форме фольклора и других видов народного творчества.
Глубокий социально-экономический и политический кризис, охвативший Османскую империю в XVIII в., затронул все стороны её жизни. Политика европейских держав становилась важным фактором, определявшим судьбы Османской империи.
1. Охарактеризуйте эпоху тюльпанов в Турции. Что стало причиной такого названия? 2. Каковы итоги русско-турецких войн второй половины XVIII в.? 3. Сформулируйте причины, обусловившие возникновение «восточного вопроса». В чём состояла сущность «восточного вопроса»? 4. Расскажите о социально-экономическом развитии Османской империи в XVIII в. 5. Каковы были цели реформ Селима III? Какие преобразования им были проведены? 6. В чём проявлялся упадок культуры Османской империи в XVIII в.?
- 1. Можно ли утверждать, что реформы Селима III сводились в основном к мерам военно-технического характера? Своё мнение обоснуйте.
- 2. Согласны ли вы со следующим суждением: только коренные изменения в социально-экономических условиях и государственном строе могли обеспечить Турции широкие возможности для культурного развития в XVIII в.? Свою позицию обоснуйте.