С первых десятилетий века Просвещения монархи разных стран начали задумываться о том, как провести необходимые реформы.
Развитие национальных идей. Для многих европейских государств одной из важных проблем было отсутствие внутреннего единства. Исторически они складывались как ряд территорий, объединённых в результате браков, присоединений, завоеваний — на совершенно разных условиях и нередко с сохранением прежних прав, вольностей, представительных органов. Жители этих провинций ощущали свою историческую и культурную обособленность. Порой изначально разные страны объединяла только личность монарха: так, к примеру, складывалась Испания. И всё же в ряде стран к XVIII в. появился мощный объединяющий фактор — национальное самосознание: их население постепенно осознавало себя единой нацией.
Нацией принято называть историческую общность людей, объединённую — в зависимости от страны — общей историей, культурой, языком, верой, территорией, правителем и т. д. Как правило, все эти факторы не действовали одновременно. Европейские нации складывались по-разному, для одних важнее оказывалась единая вера, для других — единый правитель, у третьих возникало представление об особом национальном характере. Таким образом, народы могли иметь разную веру и при этом считать себя нацией или иметь одного монарха, но относить себя к разным нациям. Понимание того, что такое нация, осознание себя единой общностью появляется в европейских странах не одновременно и не быстро. Однако данный процесс очень важен: когда народы осознают себя нацией, это оказывает огромное влияние на их мысли и поступки.
Английская нация — одна из самых старых в Европе. Её становлению способствовал ряд факторов: Столетняя война, возникновение англиканской церкви, вера в то, что англичане — это избранный Богом народ. В XVIII в., когда Англия, Уэльс и Шотландия объединились в Великобританию, англичанам пришлось привыкать к тому, что они лишь часть нового королевства, и учиться им гордиться. Ставшая широко известной английская патриотическая песня (1740) во многом отражала их мироощущение: «Правь, Британия, морями и волнами! Англичанам никогда не быть рабами!» Англичане прославляли свои язык и культуру, научные достижения и успехи в торговле.
Французская нация формировалась в тесной связи с понятиями «государство» и «родина». В годы Столетней войны возникло представление о том, что все французы должны любить свою страну и подчиняться своему государю. К XVII в. нация воспринималась как территориальная и политическая общность. XVIII век добавил к этому идею о том, что у всех, входящих в нацию, есть свои права, что они равны между собой. Своей миссией образованные французы считали задачу нести свет культуры остальному миру.
Накануне Французской революции всё чаще раздаются голоса о том, что именно нация через своих представителей должна принимать все важнейшие решения. В начале 1789 г. прогремела брошюра аббата Э.-Ж. Сиейса «Что такое третье сословие?», в которой он доказывал, что третье сословие и есть вся французская нация, поскольку лишь оно — единственно полезная часть общества. Это уже не нация-государство, это свободный народ, который должен сам устанавливать законы в своей стране.
Совсем иначе складывалась национальная идея на тех территориях, которые ещё не были объединены в одно государство. Там рассуждения о единой нации даже в XVIII в. оставались уделом философов и литераторов, мало затрагивая широкие массы. Итальянцы видели себя наследниками Древнего Рима, жителями единой Италии, которой только предстоит вновь возникнуть на географической карте, возродиться. Они гордились своим культурным превосходством. Как писал в конце столетия один из историков, «культура началась в Италии, откуда её заимствовали другие нации». Постоянно возникали разговоры о необходимости объединения Италии вокруг Рима, однако в XVIII в. эти идеи оставались уделом относительно немногочисленного образованного слоя.
Ещё сложнее была ситуация на германских землях, где не существовало ни общепризнанной немецкой территории, ни общепризнанного центра объединения, ни религиозного или культурного единства. Взамен немцы поднимали на щит общую историю, восходящую к древним германцам, жившим в лесах во времена Римской империи. В раннее Новое время сформировалась также мысль о превосходстве немецкого языка как самого древнего и самого богатого. Немецким национальным характером считали особый набор существовавших с древности моральных качеств — простоту, чистоту, верность, мужественность.
При всём своём разнообразии сформировавшиеся к XVIII столетию национальные идеи сыграли огромную роль в складывании единых национальных государств, подтолкнули немцев и итальянцев к объединению в рамках своих национальных государств, однако оно произойдёт уже в XIX в. Развитие торговли, транспортная революция, создание единого информационного пространства за счёт чтения газет и книг — всё это способствовало осознанию себя единой нацией.
Деформация средневековых сословий. В XVIII в. европейское общество оставалось сословным, однако полным ходом шли те процессы, которые начались уже в раннее Новое время. Они приводят к трансформации старых сословий, а в конце XVIII—XIX вв. повлекут за собой и их исчезновение.
Дворянин и крестьянин. Раскрашенная гравюра Ж. Ланье
Дворянство, которое составляло всего несколько процентов населения, оставалось самым влиятельным сословием, видевшим своё предназначение в службе государю, прежде всего военной. Как правило, именно дворяне занимали ключевые посты в государстве, из них формировался офицерский корпус, они же становились иерархами церкви. В английской палате общин, в Парижском парламенте, в управлении итальянскими городами — везде преобладали дворяне.
Однако появлялось и немало нового. Вследствие «революции цен» провинциальное дворянство повсеместно сталкивалось с финансовыми трудностями. Переход к бюрократии отодвигал его от управления на местах, приход капитализма в деревню разрушал традиционный сеньориальный порядок. Желая пополнить казну, государство во многих странах начинало отменять налоговые привилегии дворянства, но одновременно вслед за Англией и континентальные монархии стали разрешать дворянам заниматься предпринимательством. Известно, к примеру, что во Франции накануне революции более 50 % металлургических предприятий принадлежали дворянству. Не только в Англии, но и во Франции, и в некоторых итальянских государствах дворяне начали внедрять на своей земле капиталистическую аренду.
Так сословие постепенно утрачивало свою историческую роль и осваивало новые роли. Образованные дворяне нередко интересовались идеями просветителей, возглавляли движение за реформы.
В положении духовенства в XVIII в. изменилось немногое. А вот в третьем сословии активно шли те процессы, которые начались уже в раннее Новое время. Его верхний слой, буржуазия — городское непривилегированное население, не занимающееся физическим трудом, — богател за счёт активизации торговли, развития мануфактур, а затем и фабрик, а на селе — за счёт капиталистической аренды. Во многих европейских странах буржуазия стремилась к приобретению земли, которая позволяла вести «благородный» образ жизни, а в случае успеха и влиться в среду дворянства. Во Франции земельные владения буржуазии догоняли по площади дворянские. Численность буржуазии росла и составляла около 15 % населения во Франции, 10—11 % в Англии и итальянских государствах.
Три сословия. Карикатура. Раскрашенная гравюра неизвестного автора
Проанализируйте изображение: представители каких сословий изображены на карикатуре? По каким признакам вы это определили? Что, по вашему мнению, вызывает критику автора карикатуры?
Увеличивалось и число бедняков. Разоряясь, крестьяне превращались в наёмных работников на селе или перемещались в города, где пополняли число слуг: к 1780-м гг. они составляли около 10 % населения Вены и Берлина. Росла в городах и численность плебса. В Древнем Риме так называли горожан, не обладавших политическими правами, в Европе XVIII в. так стали именовать городские низы, составлявшие 15—25 % населения крупных европейских городов. В их число входили безработные, калеки, сироты, воры, дезертиры, работники, перебивавшиеся случайными заработками. Именно плебс станет питательной средой для городских бунтов и революций.
Национальные государства. Согласно средневековым представлениям, в католическом мире мог существовать лишь один носитель верховной власти. Светская принадлежала императору, духовная — папе римскому. Но с ослаблением Священной Римской империи и появлением протестантизма развиваются и национальные государства: компактные, с рационально организованной властью, лучше управляемые, в чётких границах, окружённые иными государствами той же природы.
В дополнение к старым перед ними встают и новые задачи — не бесконечное расширение в пространстве, а преодоление центробежных тенденций: борьба не только с привилегиями отдельных провинций, но и с дворянской вольницей, с могущественными аристократами. Не менее важным в XVIII в. становится наведение порядка, в том числе и через унификацию (от. лат. unus — один, facere — делать) — приведение к единообразию. Унификация же была невозможна без появления единого законодательства, подчиняющего всю нацию единым правилам.
Так государство, изначально обеспечивавшее подданным лишь суд и относительную безопасность, начинает всё активнее вмешиваться в те сферы, которые ранее оно никогда не затрагивало. Возникает стремление к упорядочиванию всего и вся: сеньориальных отношений, налоговой системы, королевских дворов.
Это национальное государство было куда менее зависимо от церкви, чем раньше, хотя по-прежнему именно церковь во многом делает власть монарха законной. На смену мечтам о всемирной христианской империи приходят интересы государства — интересы практические, основывающиеся на соображениях пользы и выгоды и дающие государству моральное право принуждать подданных к их соблюдению. Монархи заявляют, что, поскольку это общие интересы, подданные обязаны при необходимости воевать и умирать ради них или по крайней мере вносить свою посильную лепту в их осуществление, платить налоги.
Именно в XVIII в. рождается современное представление о государстве и власти. Философы начинают интересоваться происхождением государства, его взаимоотношениями с обществом. Спорят о том, что даёт монарху право управлять своими подданными, посягать на их свободу и собственность, выясняют, где границы этого права.
Это национальное государство уже пишет и говорит не на латыни, а на национальных языках. Именно они ложатся в основу развития культуры и начинают активно использоваться для объединения подданных в одну общность, для преодоления региональных различий.
Европа в 1763 г.
Просвещённый абсолютизм. В большинстве европейских стран в 1740—1780-е гг. происходит соединение идей Просвещения и абсолютизма.
Европейские монархи осознавали необходимость модернизации экономической и политической систем общества. Однако стремление к увеличению налогов и распространению их на все сословия, к унификации подвластных им территорий, к построению эффективного государственного аппарата наталкивалось на сопротивление традиций: традиционных общественных институтов и форм пополнения казны, традиционных сословий и земельных отношений.
На помощь монархам пришли идеи Просвещения, провозглашавшие отказ от традиций. Кроме того, у ряда просветителей существовали готовые планы реформ — монархи стали переписываться с философами, интересоваться их мнением и в конце концов приглашать их на высшие государственные посты. Так сложился союз королей и философов. Политика просвещённого абсолютизма не затронула всего несколько стран, таких как Великобритания и Речь Посполитая со слабой королевской властью, а также Швейцария и Нидерланды с республиканской формой правления.
Речь шла не просто о реформах, изменялось само представление о высшей власти в государстве. Принятие идеи о том, что власть монарха происходит не от Бога, а от народа, имело несколько важнейших последствий.
Прежде всего это означало, что у монарха есть не только права, но и обязанности по отношению к своим подданным, он — пусть в теории — должен служить им, заботиться о народе в целом, а не только о благе привилегированных сословий. Монархи начинают проводить аграрные реформы, отменять пытки, делать более независимой судебную власть, улучшать законодательство.
Вместе с тем отказ от традиций и оправдание своих действий благом народа привели к безмерному усилению государственной власти. Монархам стало казаться, что они могут претендовать на жизни подданных, на их собственность. Во многих странах административные реформы лишь укрепляли бюрократический аппарат. Нигде не шла речь о том, чтобы монарх поделился своей властью: только государство проводило реформы, в том числе и насильственными методами, не считаясь с мнением подданных. Известна фраза правителя Австрии Иосифа II, получившего прозвище «революционер на троне»: «Всё для народа, ничто посредством народа». В тех странах, где представительные учреждения к XVIII в. пришли в упадок, в нём они и пребывали.
Кроме того, отказ от религиозной основы власти монарха приводил к повсеместному появлению веротерпимости, в том числе и на законодательном уровне. Во многих государствах прекращаются преследования людей, не исповедующих государственной религии. В Дании, первой из всех европейских стран, уже в начале 1770-х гг. провозглашается свобода совести. В монархии Габсбургов вначале протестанты и православные были уравнены в правах с католиками, а затем был принят аналогичный закон и в отношении иудеев. Император уменьшил количество религиозных праздников и провёл частичную секуляризацию церковных земель: закрыл те монастыри, которые, с его точки зрения, не приносили пользу, а их имущество забрал в казну. Иезуиты по требованию монархов были изгнаны из Франции, Португалии, Испании, а затем испанский король добился у папы римского полного запрета Ордена (1773).
Просветители призывали к свободе, и просвещённые монархи не ограничились одной лишь свободой вероисповедания. Выводя народ из-под опеки церкви, проводя в жизнь идею верховенства закона, ограничивая власть сеньоров, просвещённые монархи, безусловно, способствовали развитию свободы личности. Во многих странах отменялись те нормы и институты, которые противоречили идее политической и экономической свободы: в Дании, Франции, Флоренции упразднили средневековые цеховые корпорации, в Швеции и Саксонии ввели свободу торговли, в Дании была отменена цензура. В части австрийских земель и на Сицилии отменили крепостное право, в Дании помещикам запретили физические наказания крестьян, создали независимые от помещиков суды.
Многие реформы были направлены на просвещение народа, развитие образования и культуры. В Пруссии и Баварии появились академии наук. В Австрии впервые была создана школьная система с чётким подразделением на отдельные ступени и неподконтрольная церкви.
В это время в России
Новые подходы в образовании стремились перенять и в России. Российская императрица Екатерина II пригласила в Петербург одного из проводников австрийской реформы образования Ф. И. Янковича де Мириево. С его именем связано проведение в 1786 г. реформы, благодаря которой теперь и в России в школьном образовании появились привычные для нас деление на ступени, классные доска и журнал и, конечно, каникулы.
Итогом реформ просвещённого абсолютизма стала модернизация государственных институтов и экономики, укрепление государственной власти, усиление централизации, во многих странах они способствовали экономическому и культурному процветанию. Активнее всего эти реформы проходили в наиболее отсталых странах.
Однако для XVIII в. очень чётко видны пределы, до которых могли дойти государи-реформаторы: сохранялись абсолютная власть монарха, сеньориальный строй, сословия, значительное влияние церкви. Во многих странах реформы встречали сильнейшее сопротивление: и во Франции, и в монархии Габсбургов они, по сути, потерпели крах и были отменены.
В XVIII в. продолжается складывание наций и национальных государств. Стремясь провести модернизацию, их правители соединяют идеи Просвещения и абсолютизм, отказываясь от традиций и проводя реформы.
1. Что такое нация? Как видели себя англичане, французы, немцы, итальянцы? Чем гордились? 2. Что изменилось в положении сословий в XVIII в.? 3. Для чего была нужна политика просвещённого абсолютизма? 4. В какой стране реформы были реализованы наиболее полно?
- 1. Обсудите в классе, что послужило причиной складывания наций. Каковы были последствия этого явления?
- 2. Чем национальное государство отличается от существовавшего до него? Запишите ответ в тетради в виде сравнительной таблицы.
- 3. Используя Интернет и другие источники информации, подготовьте рассказ о реформах просвещённого абсолютизма в одной из стран.
- 4. Организуйте в классе коллективный проект, посвящённый сравнению реформ просвещённого абсолютизма в различных странах. По итогам подготовьте презентацию. Представьте результаты проекта в виде схемы, таблицы, диаграммы (по вашему выбору).
- 5. С помощью дополнительных источников информации (в том числе Интернета) подготовьте сообщение на тему «Деятельность Ф. И. Янковича де Мириево в России» (при выполнении данного задания воспользуйтесь памяткой на с. 236—237). Выступите с сообщением перед классом. Обсудите сообщение с одноклассниками.
Из книги аббата Э.-Ж. Сийеса «Что такое третье сословие?» (1789)
1. Что такое третье сословие? — Всё.
2. Чем оно было в политической системе до сих пор? — Ничем.
3. Чего оно требует? — Быть чем-то…
Здесь достаточно дать понять, что пресловутая польза привилегированного сословия для общества — лишь химера, что и без него всё самое трудное служение обществу берёт на себя третье сословие, что без него высшие должности замещались бы несравненно лучше, поскольку по природе своей они должны быть уделом и наградой для талантов и признанных заслуг..
Так кто осмелится сказать, что третье сословие не обладает всем необходимым, чтобы сформировать целую Нацию? Это сильный и неутомимый человек, одна из рук которого пока ещё в цепях. Если избавиться от привилегированного сословия, Нация не станет чем-то меньшим, она сделается лишь большим. Так что же такое третье сословие? Всё, но это всё сковывают и подавляют его. Чем оно станет без привилегированных? Всем, но всем процветающим и свободным. Ничто без него не придёт в движение, и всё пойдёт куда лучше без других.
- 1. Как Сийес доказывает ненужность привилегированных сословий?
- 2. Позволяет ли текст судить, к каким переменам в обществе призывал автор? Докажите свою точку зрения (при выполнении данного задания воспользуйтесь памяткой на с. 236).
Из текста императора Леопольда II «Изложение политических принципов» (1790)
Я полагаю, что суверен, даже по праву наследства, есть лишь уполномоченный народа, коим он поставлен и коему он должен посвящать все свои заботы, труды и бдения; что каждая страна должна иметь основной закон или договор, заключённый между народом и сувереном, который ограничивает влияние и власть последнего; что если суверен не держится сего закона, он фактически отказывается от своего места, которое было ему даровано единственно при этом условии, и что ему больше не обязаны подчиняться; что исполнительная власть должна принадлежать суверену, однако законодательная — народу и его представителям, и что народ при каждой смене монарха вправе выставлять новые условия. Что суверен не вправе прямо или косвенно вмешиваться в суды гражданские и уголовные, определять их форму и наказания… Что суверен должен каждый год давать народу точный отчёт об использовании общественных доходов и финансов…
- 1. Как Леопольд II в новых условиях видел права и обязанности государя?
- 2. Какие идеи эпохи Просвещения вы видите в словах императора?