Промышленная революция в XIX в. Промышленная революция второй половины XVIII в. представляла собой радикальный технический переворот, но первоначально в масштабах одной страны — Англии и с относительно скромным влиянием на экономику. Однако в XIX в. она охватила уже целые континенты и приняла форму индустриализации, постепенно превратившей крупную промышленность в основу экономики. Лидерами в этом процессе выступали страны Западной Европы и США, однако к рубежу веков к ним заметно приблизились Россия и другие европейские государства.
На начальном этапе промышленной революции ведущую роль из-за невысоких затрат на оборудование и широкого рынка сбыта готовой продукции играла текстильная промышленность: ведь одежда была нужна всем. Но уже с 30—40-х гг. XIX в. главенствующую роль в промышленной революции заняли уголь и чугун, спрос на которые рос в связи с увеличением количества паровых машин и особенно из-за начала строительства железных дорог. Так вслед за текстильной отраслью промышленная революция пришла в чёрную металлургию. Потребляя миллионы тонн угля и чугуна, железная дорога была к тому же самым технически сложным сооружением своего времени, требовавшим создания множества новых машин и механизмов — паровозов, оборудования депо, новой строительной техники. Всё это способствовало возникновению машиностроения в качестве самостоятельной отрасли экономики.
Ткацкий станок Жаккара
Машиностроительный и сталелитейный заводы
Строительство железных дорог стало важнейшей частью «транспортной революции», проходившей в 30-е — 70-е гг. XIX в. Начало ей было положено первой железной дорогой между английскими городами Стоктоном и Дарлингтоном (39 км), построенной в 1825 г. Дж. Стефенсоном. Вслед за Англией первые железнодорожные ветки строятся в США (1830) и Франции (1832). В германских государствах и России железнодорожная эпоха стартовала почти одновременно — в 1835 и 1837 гг. соответственно. В Европе и США началась «железнодорожная лихорадка». В 1860 г. протяжённость железных дорог в Англии составила 16 тыс. км, а в США — 50 тыс. км. К 1880 г. железнодорожная сеть в Европе и США была в целом уже построена. Время в пути от Парижа до Марселя сократилось со 112 до 14 ч., пересечь США на поезде можно было за 7 дней, а раньше требовалось 3 месяца. Самой длинной в мире железной дорогой была русская Транссибирская магистраль (1891—1916). Благодаря её строительству стало возможным пересечь на поезде весь огромный евразийский континент, от Мадрида до Владивостока.
Первый пароход был изобретён американцем Р. Фултоном в 1807 г., но эпоха парусников закончилась лишь во второй половине XIX в. Впервые плавание перестало зависеть от ветра и потому стало намного быстрее. Если парусник пересекал Атлантический океан приблизительно за месяц, то пароход — за неделю. Огромную роль в ускорении морских перевозок сыграло прорытие Суэцкого (1869) и Панамского (1913) каналов. Теперь для того, чтобы попасть из Атлантического океана в Тихий или Индийский, не нужно было огибать целые континенты.
Прямо на глазах современников «транспортная революция» буквально превращала фантастику в реальность. В 1873 г. французский писатель Жюль Верн опубликовал роман «Вокруг света в 80 дней», описывавший события, невозможные в действительности. В 1889 г. одна американская журналистка, купив билеты на рейсовые виды транспорта, отправилась по следам героев Жюля Верна и объехала мир за 72 дня и 6 часов.
Век капитала. Промышленное производство начиналось с капитала — денег, приносящих прибыль. На них покупали станки и сырьё, нанимали рабочих. Обладатель капитала назывался капиталистом. Для небольших текстильных фабрик в начале промышленной революции в качестве капитала часто использовались личные накопления, но для крупной промышленности в XIX в. собственных денег предпринимателей не хватало, поэтому они стали объединяться. Появились акционерные общества. Капитал в них делился на части, которые назывались акциями и продавались на бирже, привлекая деньги многих людей, получавших часть прибыли. Например, именно на эти средства чаще всего строились железные дороги.
Паровоз. 1844
Капитал можно было получить и в виде банковского кредита. Однако прежние небольшие частные банки не могли давать больших кредитов, поэтому они стали тоже превращаться в акционерные общества и укрупняться. Так индустриализация способствовала развитию финансовой и банковской сфер.
Новый облик постепенно приобретали сами предприятия. Хотя сохранялось множество мелких ремесленных мастерских и небольших фабрик, главным видом предприятия эпохи индустриализации стал завод — крупное промышленное производство. Применялась стандартизация — изготовление деталей по образцу, что позволило перейти к серийному выпуску однотипной продукции. Усилилось разделение труда, так как машин стало много и рабочий не мог их все освоить. Раньше хозяин завода управлял им сам, но из-за усложнения производства руководство заводом всё чаще передавалось в руки специально подготовленных профессионалов — менеджеров.
Неравномерность экономического развития. Промышленная революция принесла не только ускорение темпов экономического роста, но и изменение его качества. До неё такой рост был но преимуществу экстенсивным: валовые показатели росли вместе с численностью населения, в то время как производство на душу населения увеличивалось крайне медленно. Новый вариант роста являлся интенсивным, что выражалось в увеличении ВВП (валовый внутренний продукт) на душу населения.
Наряду с изменениями экономического роста происходила трансформация самой экономической структуры: сельскохозяйственный сектор всё более сдавал свои позиции промышленному. Подобные изменения первой претерпела экономика Англии — уже к 1851 г. доля занятых в сельском хозяйстве сократилась до 23 %, в то время как число работников промышленного сектора возросло до 51 %.
Вслед за Англией похожие процессы испытали другие страны, затронутые промышленной революцией. В Европе уже в 20-е гг. XIX в. за Англией последовали Бельгия и Швейцария, в 1830-е гг. — Франция, затем германские государства. В США промышленная революция началась в 10-х гг. XIX в.
Однако промышленное развитие было неравномерным, причём сразу в трёх аспектах — международном, региональном и отраслевом. В мировом масштабе выделялось безоговорочное лидерство Англии, «мастерской мира», которая в 1870 г. производила около трети мировой промышленной продукции. Страны Южной и Восточной Европы существенно отставали по промышленному развитию от государств западной и центральной частей континента. Ещё более значительным был отрыв США от прочих стран Нового света.
Неравномерность промышленного развития, кроме того, носила региональный характер. В каждой стране сначала возникали своеобразные плацдармы промышленной революции, с которых она постепенно распространялась на другие регионы. Например, подобными регионами в Англии были Ланкашир, Йоркшир и Мидланд, во Франции — север и восток страны, в германских государствах — долина Рейна и Саксония, в США — восточные штаты.
Неравномерным было и отраслевое развитие, поскольку технологические новшества первоначально затрагивали лишь немногие отрасли. Лидирующие в промышленном отношении отрасли вели за собой все остальные. Как мы уже упоминали, на начальной стадии в качестве ведущей отрасли выступала текстильная промышленность, затем её сменили угольная промышленность и производство чугуна, а после 1880 г. роль главного двигателя индустриализации перешла к производству химической продукции, стали и электричеству.
Значение этих отраслей было настолько велико, что некоторые исследователи говорят даже о «второй промышленной революции». Широкое внедрение бессемеровского (1856) и мартеновского (1864) способов получения стали открыло эпоху её массового дешёвого производства. Сталь вытесняла чугун из традиционных отраслей его использования, давая новые импульсы всей экономике и утверждая новые стандарты качества и долговечности. Так, в США производство стали с 1870 по 1900 г. выросло в 150 раз. Благодаря использованию электричества впервые стало возможно передавать энергию на многие сотни километров и использовать новый тип двигателя — электромотор. Химическая промышленность открыла эпоху искусственных веществ, создав, например, хорошо знакомые нам аспирин и пластмассу. Производство автомобилей и самолётов продолжило «транспортную революцию» и послужило распространению новых типов моторов — дизеля и двигателя внутреннего сгорания.
Подъёмы и кризисы. Как и прежде, развитие экономики сталкивалось с замедлением темпов роста и кризисами, однако в течение XIX в. существенно изменились их качество и масштаб. Раньше преобладали кризисы так называемого «старого типа», которые исходили из аграрного сектора и чаще всего порождались неблагоприятными природными условиями. Последний такой кризис пришёлся на середину века. Новые кризисы рождала финансово-промышленная сфера, и они были связаны не с внешними обстоятельствами, а с внутренней логикой развития промышленного капитализма.
До последних десятилетий XIX в. государство почти не вмешивалось в экономику. Предприятия свободно конкурировали между собой внутри страны и на мировой арене. Откликаясь на высокий спрос, предприниматели стремились произвести больше товаров, но в какой-то момент количество товаров начинало превышать спрос. Наступал кризис перепроизводства, многие фирмы разорялись, росла безработица, но потом начинался новый подъём.
В 1873 г. произошёл мировой экономический кризис, после чего с конца 1870-х гг. началось ограничение свободы конкуренции.
Монополистический капитализм. Внутри стран свободная конкуренция стала ограничиваться благодаря монополизации — появлению крупных корпораций, стремившихся монопольно (единолично) диктовать условия в отдельных отраслях. Кризис 1873 г. и последовавший за ним вплоть до 90-х гг. XIX в. период замедленного экономического роста («долгая депрессия») заставили предпринимателей искать дополнительной защиты своих позиций на рынке путём создания разного рода объединений — картелей, синдикатов и трестов. Появлению крупных объединений, часто стремившихся к диктату цен, способствовали также правовые новшества. К 1870-м гг. были сняты многие ограничения с деятельности банков и акционерных обществ, что открыло гораздо больший простор концентрации капиталов. Наибольшее распространение такие корпорации получили в Германии и США — странах-лидерах в развитии новых отраслей промышленности. Например, американская «Стандарт Ойл» в конце XIX в. контролировала 95% производства нефти в стране.
Подобное происходило и с банками. Финансовый рынок в Англии контролировали 5 банков, в Германии — 4, во Франции — 3. Но конкуренция не исчезла полностью. Теперь она происходила между крупными корпорациями, а государство стало ограничивать их стремление к монопольному положению на рынке. Кроме того, существовало много отраслей, где сохранилась конкуренция между средними и мелкими предприятиями.
Сельское хозяйство. На развитие сельского хозяйства влияли природно-климатические факторы, совершенствование сельскохозяйственной техники, изменения в организации труда.
В первой половине XIX в. завершился так называемый «малый ледниковый период», эпоха длительного похолодания в Северном полушарии ушла в прошлое. Помимо долгосрочных климатических изменений, на аграрный сектор воздействовали также и различные природные явления. Самым крупным из них стало извержение индонезийского вулкана Тамбора в 1815 г., вызвавшее изменения климата в глобальном масштабе. Резкое похолодание в 1816—1819 гг. и особенно катастрофический «год без лета», когда в июле — августе 1816 г. на значительных территориях США и Европы отмечались минусовые температуры и выпадал снег, породили чудовищный неурожаи и массовый голод, самый значительный в XIX в. Российский император Александр I даже выделил крупную сумму в 100 тыс. рублей для оказания помощи голодающей Швейцарии. Неурожай и голод сравнимого масштаба имели место также в 1845—1847 гг., став одной из причин европейских революций 1848—1849 гг. Однако фактически с этого же времени начался период долгосрочного потепления климата, что благоприятствовало развитию сельского хозяйства.
Важнейшим изменением стало практически полное исчезновение в сельском хозяйстве стран Европы и Америки подневольного труда. Упразднение остатков сеньориальных пережитков в деревне после революций 1848—1849 гг. в Европе, отмена крепостного права в России в 1861 г. и ликвидация рабства в ходе Гражданской войны в США 1861—1865 гг. способствовали замене подневольного труда в сельском хозяйстве трудом свободных людей. Это открывало более широкие возможности для развития капиталистических отношений в деревне. Однако в действительности развитие сельского хозяйства в странах Европы и Америки отличалось большим многообразием вариантов. Наиболее широкие перспективы аграрный капитализм имел в США с их колоссальным фондом свободных земель. Но даже там наблюдались значительные региональные различия, и фермерские хозяйства Севера сосуществовали с мелкими арендаторами на Юге. Ещё более пёстрым был аграрный мир Европы. Во Франции в целом преобладали мелкие крестьянские хозяйства, однако в северных частях страны развивались крупные аграрные предприятия на капиталистической основе. Значительными были также различия между аграрными структурами запада и востока Германии, севера и юга Италии.
Производительность труда в сельском хозяйстве увеличилась. Сельское хозяйство стало производить больше из-за развития капиталистических отношений в деревне, а также в связи с техническим и научным прогрессом: селекцией скота, химическими удобрениями, фабричным изготовлением традиционных орудий труда, появлением машин (жатка, молотилка, трактор), а также начавшейся в Англии в XVIII в. «аграрной революцией» (отмена чистого пара, многопольный севооборот), в XIX в. распространившейся на Западную Европу и Северную Америку. Если в 1800 г. в среднем 4 крестьянина кормили 1 горожанина, то в 1900 г., наоборот, 1 крестьянин кормил 4 горожан. Таким образом, прогресс сельского хозяйства и индустриализация способствовали взаимному развитию.
Развитие торговли. Транспортная революция невероятно ускорила, упростила и удешевила любые перевозки товаров. Это привело к созданию единого рынка н отдельных странах, а также к складыванию мирового рынка.
Для формирования единого рынка в стране было необходимо, чтобы регионы производили разные виды товаров и обменивались ими. Это было возможно только в том случае, если всё остальное, в чём нуждалась экономика, привозилось из других частей страны. Обычные дороги и конные повозки с такой задачей не справлялись. А по железной дороге можно было перевозить в сотни раз больше грузов дешевле и быстрее. В результате товарная специализация регионов углубилась, значительно возрос обмен между ними, что привело к складыванию единого общенационального рынка.
В масштабе мировой экономики пароход сделал приблизительно то же, что паровоз в масштабах одной страны. Отдельные регионы мира всё больше специализировались на производстве конкретных товаров, и мощные пароходы связали между собой самые разные точки земного шара. Например, Лондон получал пшеницу из Австралии, Германия — удобрения из Южной Америки и т. д.
Росту торговли способствовали также различные мероприятия правительств по ликвидации внутренних пошлин и сборов, но международной кооперации. Всё большее распространение получала идея свободной торговли — фритреда, подразумевавшая снижение или даже полную отмену таможенных пошлин. Её вершиной стал англо-французский договор 1860 г., резко снизивший взаимные торговые пошлины. К нему впоследствии присоединились и другие европейские государства.
Однако последствия мирового экономического кризиса 1873 г. привели во внешней торговле к ограничению свободы конкуренции, что проявилось в протекционизме — защите своих рынков с помощью высоких таможенных пошлин. К политике протекционизма европейские страны начали переходить с конца 1870-х гг. На рубеже XIX—XX вв. нередкими стали «таможенные войны» (русско-германская, австросербская), обострявшие и политические отношения между различными странами.
Промышленная революции и индустриализация на протяжении XIX в. изменили облик мировой экономики и резко ускорили её рост. Развивался современный промышленный капитализм, основанный на свободе конкуренции и стремлении к прибыли. На рубеже XIX и XX вв. в нём усиливались монополистические тенденции.
- 1. Назовите особенности развития промышленной революции в XIX в. Какие изменения произошли со времени её начального этапа во второй половине XVIII в.?
- 2. Какое влияние на экономику оказала «транспортная революция»?
- 3. В чём проявлялась неравномерность промышленного развития в XIX в.?
- 4. К каким последствиям в экономическом развитии привёл мировой экономический кризис 1873 г.?
- 5. Каковы причины роста сельскохозяйственного производства?
1. Используя текст параграфа, учебник по отечественной истории и дополнительные источники информации, сравните ход и характер промышленной революции в Западной Европе и России. Выясните общие черты и особенности. 2. С помощью Интернета найдите информацию о ведущих регионах промышленной революции в Англии, Франции, Германии и США. Объясните, чем определяется их лидерство. 3. Найдите дополнительную информацию и подготовьте презентацию об одном из технических достижений «второй промышленной революции», упомянутых в параграфе. 4. Используя дополнительные источники информации, сравните преобладавшие на рубеже XIX—XX вв. формы монополистических объединений в России и США.
Из американской газеты 1890 г.
Ныне всякий, кто хочет построить дом, должен купить лес у лесопильного треста, гвозди у гвоздильного треста, черепицу у керамического треста… если он захочет огородить свой участок, ему предоставлен выбор: стать клиентом лесопильного треста или треста колючей проволоки. Покупать своим детям грифели… галоши и касторку он сможет тоже только у трестов. А придя к концу своего жизненного пути, на всём протяжении которого его донимали тресты, он умрёт лишь для того, чтобы тут же попасть в руки национальной ассоциации похоронных бюро или треста гробовщиков.
- 1. О каком явлении экономической жизни США говорится в отрывке из газетной статьи?
- 2. Считает ли автор статьи новым это явление и одобряет ли его?
Военная техника
Благодаря техническому прогрессу произошли существенные изменения в военной технике. Широко стало применяться огнестрельное оружие, заряжающееся со стороны затвора. В развитии ручного огнестрельного оружия значительная заслуга принадлежит американцу Сэмюэлю Кольту, создавшему в 1835 г. свою конструкцию револьвера, названного его именем. В следующем году он получил патент на изобретение, а затем создал компанию по производству револьверов. Характерной чертой этого времени стала автоматизация огнестрельного оружия, и предприятие Кольта использовало полуавтоматическое машинное оборудование. Шестизарядный револьвер системы Кольта приобрёл популярность, это оружие поставлялось также и в Россию.
В 1883 г. К. Максим изобрёл станковый пулемёт («максим»). Впервые пулемёты были применены во время Англо-бурской войны. Затем стали появляться всё новые и новые конструкции этого оружия.
В 20—40-е гг. XIX в. делались попытки создания нарезных винтовок. Такие ружья впервые были использованы в прусской армии в конце 1860-х гг., что в значительной степени способствовало победе Пруссии в войне с австрийцами в 1866 г. Тогда же нарезное ружьё Шасспо было введено во французской армии.
Во второй половине XIX в. на смену гладкоствольным ружьям и пушкам в массовом количестве приходят нарезное оружие, многозарядные винтовки и бездымный порох.
Технический прогресс коснулся и артиллерии. В 1803 г. английский генерал X. Шрапнел создал новый вид разрывного снаряда, получившего по его имени название «шрапнель». В середине XIX в. были достигнуты успехи в создании нарезных стволов артиллерийских орудий, что увеличивало дальность полёта снарядов и обеспечивало большую точность в достижении цели. Переворотом, происшедшим в артиллерии, стала замена бронзовых и чугунных пушек стальными.
Самые дальнобойные артиллерийские орудия производились германской фирмой Круппа. В 1846 г. его фирмой было создано первое нарезное орудие. Сверхмощные орудия использовались во время блокады Парижа в годы Франко-прусской войны, из них немецкая артиллерия обстреливала город. В этой войне крупповские пушки буквально разгромили французскую армию, убедительно доказав преимущество стальных орудий над бронзовыми.
Создавались и новые взрывчатые вещества. На смену чёрному дымному пороху в последней трети XIX в. приходит динамит. В 1862 г. швед Альфред Нобель наладил производство нитроглицерина, но это вещество было очень опасно для человека и при производстве, и при транспортировке. В 1866 г. Нобель, работая над усовершенствованием этого вещества, получил динамит, ставший незаменимым при работах в шахтах. Дальнейшая работа привела исследователя к созданию бездымного пороха (баллистита). Изобретение было запатентовано в 1888 г. и сразу же привлекло военных. Продукция заводов Нобеля завоевала международный рынок. Почти всё своё огромное состояние учёный завещал фонду, учредившему три премии (по физике, химии и медицине). Нобелевские премии существуют и сегодня. Позднее фонд учредил ещё две премии: по литературе и за деятельность по укреплению мира.
Нобель очень хотел, чтобы его изобретения применялись только в мирных целях.
Большие изменения происходили на флоте. В конце 1850-х гг. появились первые, ещё громоздкие и тихоходные броненосцы (поначалу броня навешивалась на деревянный корпус), но затем, в 1860-е гг., конструкция военных судов совершенствуется: суда строятся целиком из металла, броня становится толще, над палубой возвышаются вращающиеся орудийные башни. Деревянный военный флот заканчивает своё существование.
В этот же период проводились опыты по созданию подводных лодок. Ещё в конце XVIII — начале XIX в. Р. Фултон предлагал сначала французскому, а затем английскому правительству построить подводную лодку и проводил необходимые опыты. Но его проект никого не заинтересовал. Механизмы его деревянной лодки были рассчитаны на мускульную силу команды. Своей лодке он хотел дать название «Наутилус» (кораблик). После того как французский писатель Жюль Верн назвал «Наутилусом» воображаемый подводный корабль будущего в романе «20 000 лье под водой» (1868), идея Фултона получила широкую известность.
Железная подводная лодка была построена в России в 1834—1836 гг. конструктором К. А. Шильдером, но и её двигатели должны были обслуживаться мускульной силой.
Происходит развитие ракетного оружия. Английский конструктор У. Конгрив разработал несколько типов зажигательных ракет, принятых на вооружение в британской армии и на флоте. Также были созданы фугасные ракеты.
Развитие промышленности и появление новых материалов способствовали успехам в развитии военной техники, и, в свою очередь, потребности военной техники ускоряли темпы модернизации.