Демографическая революция. В традиционном обществе население росло очень медленно. Это было связано с высокой смертностью бенно среди детей) и общим недостатком средств к существованию из-за слабого развития экономики. Если в Азии и Африке та же картина сохранялась на протяжении всего XIX в., то в Европе население увеличивалось фантастическими темпами: в 1800 г. его численность составляла 188 млн человек, в 1850 г. — уже 266 млн, к 1900 г. оно достигло численности в 401 млн, а к 1914 г. — 468 млн человек. Никогда прежде численность населения Европы не росла такими темпами, не достигала подобных величин и настолько не сокращала своего отставания по сравнению с Азией, которая всегда была самым многолюдным континентом Земли. В 1800 г. численность населения Европы (без России) и Азии составляла соответственно 15 и 66 % населения Земли, в 1900 г. — 18 и 55%. Постепенный рост численности населения, отмечавшийся в отдельных европейских странах ещё с середины XVIII в., в XIX в. превратился в демографическую (демография — наука о народонаселении) революцию. Она решающим образом влияла и на ситуацию в обеих Америках, прямо зависевших от притока населения из Европы.
В основе происходящих изменений лежало активное влияние на развитие общества процессов модернизации. Промышленная революция поставила экономику на новый уровень и дала людям новые жизненные шансы. Постепенно разрушались сословные и правовые препятствия для вступления в брак людей разного сословного и экономического положения. Изменения в сознании заставили иначе относиться к детям, уделять им больше внимания и заботы. Меньший урон наносили войны: в пропорциональном исчислении войны XIX столетия принесли в 7 раз меньше жертв, чем войны предыдущего века. Особую роль сыграла медицина. Внедрялись новые санитарные нормы, что было необходимым в связи с периодическими эпидемиями холеры (главного инфекционного бедствия XIX в.). Открытие учёных, что холерная инфекция передаётся через воду, а также так называемое «великое зловоние» 1858 г., когда из-за обилия в Темзе сточных вод и невыносимого запаха даже английский парламент был вынужден прекратить работу, стали стимулом к строительству в Лондоне масштабной системы канализации и водоснабжения, которая послужила образцом и для других городов и стран. Благодаря успехам санитарии и личной гигиены к концу XIX в. значительно сократилась смертность от инфекционных болезней. Особенное значение имело снижение детской смертности. Наконец, увеличению численности населения способствовало и улучшение питания людей. Это было следствием не только постепенного роста доходов населения, но и транспортной революции, складывания мирового аграрного рынка. Благодаря возможности быстрых поставок продовольствия из других регионов неурожай перестал быть катастрофой; уходил в прошлое массовый голод.
Главным достижением в результате произошедших изменений явилось резкое снижение смертности. В предыдущие столетия и рождаемость, и смертность были очень высокими. В XX в., наоборот, они стали низкими. XIX век с демографической точки зрения занимал переходное положение: смертность снижалась, а рождаемость продолжала оставаться высокой (например, у английской королевы Виктории было 9 детей). Именно поэтому численность населения стремительно росла, что повлекло за собой многие важные последствия.
Общество в движении. Огромный рост численности населения в невиданных масштабах увеличил пространственную мобильность (подвижность, возможность перемещения) людей. Усилению разного рода миграций способствовала транспортная революция, а также процессы демократизации, давшие людям большую свободу решений.
Первым последствием демографической революции стал пауперизм (в пер. с лат. — «бедный»), т. е. катастрофическая массовая бедность. Ни сельская община, ни традиционное ремесленное производство не могли занять работой и прокормить огромное количество «лишних» людей. Улицы европейских городов и деревень заполнили нищие. В Англии в 30-е гг. XIX в. численность неимущих достигала 1/5 населения страны.
Спасением стало развитие машинного производства. С середины XIX в. многие находили работу на фабриках. Таким образом, демографический взрыв, столь болезненный для множества людей, стал важным условием успеха промышленной революции, предложив ей огромное количество свободных рабочих рук.
Двумя взаимосвязанными процессами были массовый отток населения из деревни, а также урбанизация, т. е. рост городов. С одной стороны, в связи с увеличением эффективности сельского хозяйства оно уже не нуждалось в прежнем количестве рабочих рук. С другой стороны, индустриализация предлагала рабочие места и новые жизненные возможности в городе. Результатом стал быстрый рост городов. Стремительно росли уже существующие города. Если в 1800 г. в Европе было лишь 22 города с численностью населения более 100 тыс., то к 1848 г. — 47, а к 1913 г. — 184. Самыми быстрыми темпами росли крупные города в Англии и Германии (с 2 до 50 и 47 соответственно). Если в 1800 г. только в Лондоне проживало около 1 млн жителей, то к концу века городов-миллионников стало 17, а численность населения Лондона и Парижа превысила 4 млн. Появлялись и быстро росли новые города, особенно в США. Так, в Чикаго, насчитывавшем в 1833 г. лишь несколько сотен поселенцев, в 1850 г. проживали уже 30 тыс., а в 1890 г. — 1 млн 100 тыс. жителей. Вместе с тем страны резко отличались степенью урбанизации: если к 1910 г. численность городского населения в Англии достигла 75%, то в Португалии лишь 16%. К началу Первой мировой войны городское население превосходило сельское в таких крупных государствах, как Англия, Германия и США.
В поисках лучшей жизни люди не только переселялись в города, но и устремлялись за океан: ежегодная иммиграция в США выросла с 14 тыс. в 1820-е до 260 тыс. в 1850-е гг. (не в последнюю очередь за счёт успехов «транспортной революции»). Можно сказать, что происходила своеобразная «европеизация» мира. С 1815 по 1914 гг. Европу покинули около 82 млн человек, распространяя, а часто и навязывая свои ценности и культуру жителям других регионов Земли. Миграции внутри Европы были гораздо менее масштабны и чаще всего выражались в переселениях из экономически неразвитых окраин юга и востока, например поляков в район Рура (Германия), итальянцев в южную Францию.
Рабочие жилища. Англия. Первая половина XIX в.
Изменения социальной структуры. Поделённые на замкнутые сословия землевладельцы, крестьяне и небольшая торгово-ремесленная прослойка городских жителей — так выглядела социальная структура общества на протяжении многих веков.
К концу XIX в. сословное деление фактически полностью исчезает. Положение людей в обществе теперь определяется не правами или обязанностями, которые им прежде давало рождение, а их экономическим положением. Значительно возросла социальная мобильность, т. е. возможность перейти из одной общественной группы в другую. Раньше человек рождался и умирал в одном сословии. Теперь крестьянин, например, мог уйти в город и стать рабочим, а затем, если повезёт, и предпринимателем, т. е. представителем буржуазии.
В соответствии с изменением роли сельского хозяйства в экономике происходило сокращение удельного веса и социальной значимости некогда ведущих сил общества — дворянства и крестьянства. По мере развития индустриализации численность крестьян постоянно сокращалась. Многие уходили в город. В деревне происходило сильное социальное расслоение, часть крестьян становилась наёмными работниками, а разбогатевшие превращались в сельскую буржуазию. За исключением южных и восточных окраин в Европе практически прекратились крестьянские движения как некогда преобладавшая форма социального протеста. Однако в менее экономически развитых регионах мира — Латинской Америке, Азии и Африке они сохраняли своё значение.
Упразднение сеньориальных отношений в деревне оказало серьёзное влияние на экономическое положение дворян, а ликвидация сословий лишила их большинства прежних привилегий. Некоторые дворяне пытались, но безуспешно, сохранить прежний образ жизни, другие «обуржуазивались», т. е. перенимали капиталистические методы хозяйствования, начинали вести буржуазный образ жизни, часто сочетались браком с выходцами из буржуазных семей. В целом дворянство и крестьянство уступали свои прежние преобладающие позиции двум новым социальным группам — буржуазии и наёмным рабочим.
XIX век часто называют буржуазной эпохой. Действительно, именно буржуазная предприимчивость двигала вперёд промышленный капитализм — основу экономического развития. Буржуазия всё больше определяла политику, выступала главным потребителем культуры. На буржуазные идеалы практичности, бережливости, порядка, защиты семейных устоев стремились равняться другие слои населения — не только дворянство, но и зажиточное крестьянство и даже часть рабочих.
Буржуазия была очень разной. Крупная буржуазия была представлена банкирами, хозяевами заводов, крупными торговцами. Средняя и мелкая буржуазия была самой многочисленной и пёстрой по составу социальной группой (средний класс). Туда входили традиционные средние слои — зажиточные крестьяне, лавочники, ремесленники, трактирщики, чиновники. Одновременно благодаря индустриализации средний класс пополнился за счёт новых социальных групп (инженеры, менеджеры, банковские служащие и т. д.). Разные группы буржуазии объединяло отношение к труду — в отличие от прежней верхушки общества — дворянства, большая часть буржуазии не вела праздный образ жизни. Исключение составляли лишь рантье — люди, жившие на проценты со своего банковского капитала. Представителей разных групп буржуазии объединяло также общее сознание, понимание своего отличия от других общественных групп. Особенно буржуазия стремилась подчеркнуть своё отличие от низов, в первую очередь от рабочих.
Рабочий вопрос. Появление и быстрое увеличение численности наёмных промышленных работников стало одним из самых важных социальных последствий промышленной революции. Вплоть до последних десятилетий XIX в. положение рабочих было крайне тяжёлым из-за продолжительного рабочего дня (12—16 ч), массового травматизма и смертности на производстве, низкой заработной платы, плохих жилищных условий. Недостаточное питание и профессиональные заболевания сказывались на физическом развитии рабочих: в 1870-е гг. средний рост французского рабочего был на 10—15 см меньше, чем средний рост рантье; около трети армейских новобранцев из рабочего Манчестера в начале XX в. оказывались физически непригодными к службе.
Англия. Работницы на ткацкой фабрике
В отличие от работы ремесленника обслуживание машин не требовало высокой квалификации или применения большой физической силы. Поэтому место взрослых мужчин у станков часто занимали женщины и дети. Они получали в 3—4 раза меньше мужчин, соответственно предпринимателям это было выгодно. В начале XIX в. дети составляли до четверти всех рабочих Англии. Особенно много детей работало в шахтах, где из-за небольшого роста они могли использоваться на некоторых видах работ уже с четырёхлетнего возраста. Лишь с 40-х гг. XIX в. стали приниматься меры по ограничению детского и женского труда.
Рабочие страдали от безработицы — нового явления, связанного с массовым распространением наёмного труда. В доиндустриальном обществе имела место лишь временная незанятость. Не случайно само понятие «безработица» в смысле социального явления вошло в европейские языки лишь с 80-х гг. XIX в. Неудовлетворённость своим положением рабочие выражали в новой форме социального протеста — забастовке, т. е. коллективном организованном прекращении работы как способе оказать давление на предпринимателя.
В конце XIX — начале XX в. положение рабочих существенно улучшилось — росла реальная заработная плата, во многих странах появилось социальное страхование, рабочий день сократился в среднем до 10, а в отдельных отраслях до 8 часов. Вместе с тем, объективно являясь новой общественной группой, рабочие к тому же ощущали себя чуждыми буржуазному обществу и были настроены по отношению к нему враждебно. Однако ситуация смягчалась тем, что рабочие не представляли собой единого целого, что уменьшало конфликтный потенциал их протеста. Смягчению способствовала и деятельность профсоюзного движения, заявившего о себе как о мощной силе в борьбе за права рабочих, особенно в Англии и США. В ряде стран существовал слой квалифицированных и высокооплачиваемых рабочих, служивший своеобразной переходной ступенью к средним слоям. К тому же правящие круги многих стран Запада на рубеже веков осознавали, что враждебность рабочих создаёт угрозу безопасности и стабильности общества, и приступали к социальным реформам, направленным на улучшение положения рабочих. Однако этот вопрос продолжал оставаться самой сложной социальной проблемой вплоть до Первой мировой войны.
Оноре Домье. Вагон третьего класса. 1863—1865 гг Музей Метрополитен. Нью-Йорк
В XIX — начале XX в. традиционное аграрное общество претерпело изменения, небывалые по глубине и скорости. В результате демографической революции и изменений социальной структуры на смену ему приходило современное индустриальное общество.
- 1. Что такое демографическая революция? Каковы её причины и социальные последствия?
- 2. Какие социальные причины влияли на урбанизацию? Какими темпами увеличивалось население города?
- 3. Приведите примеры пространственной и социальной мобильности населения.
- 4. Какие изменения социальной структуры общества были самыми важными? Свой ответ поясните.
- 5. Почему главной социальной проблемой конца XIX — начала XX в. был рабочий вопрос?
1. Используя дополнительные источники информации, сравните рост численности населения России и ведущих европейских стран в начале, середине и конце XIX в. Какие выводы можно сделать на основании полученных результатов? 2. Назовите положительные и отрицательные последствия урбанизации. Обоснуйте своё мнение. 3. Перечислите черты сходства и различия в социальном развитии России и стран Западной Европы. 4. Используя учебный материал по всеобщей и отечественной истории, сравните политику правящих кругов в отношении рабочих в России и других европейских странах.
Великий город
В XIX в. бурно растёт Париж. Миграция населения внутри страны коснулась и столицы. Уже к середине XIX в. половина жителей столицы выходцы из деревень и маленьких городков, приехавшие в надежде получить работу.
В каких условиях жили эти люди? Рабочие ютились в подвалах и мансардах, по-прежнему сохраняется принцип: чем выше этаж, тем беднее семья. До середины XIX в. Париж почти не менял свой облик и растущее население теснилось в городе, оставшемся в старых границах.
Ещё в середине века грязная вода из домов текла по улицам, тротуаров не было, а дождь превращал все отбросы в вонючую жидкую грязь. Чтобы пешеходы могли перейти через улицу не испачкавшись, подметальщики клали на мостовую дощечки и переводили людей за особую плату.
Отличались друг от друга и жилые кварталы. Обычно более обеспеченные слои населения проживали в западных, а рабочие — в восточных частях города, так как дул в основном западный ветер и на восток несло дым и копоть от фабрик.
Дефицит воды, света и воздуха, перенаселённость в этих районах приводили к заболеванию холерой и туберкулёзом. Опустошительная эпидемия холеры охватила Париж в 1832 г. Больниц не хватало, большинство парижан умирало в полной нищете, не имея возможности получить медицинскую помощь. Среди низших слоёв населения был распространён алкоголизм — он помогал забыть нужду. Поражали масштабы преступности и беспризорности среди детей. «Все преступления человечества начинаются с бродяжничества детей», — писал В. Гюго.
Женщины-работницы не имели отпуска для ухода за больными детьми, отсюда высокая детская смертность, вдвое выше, чем в буржуазных кварталах. «Города стали могильщиками для людей», — так говорили о жителях восточных районов. В 1848 г. современник писал о рабочих кварталах Парижа — «крупнейшей фабрике по производству гниения, где рука об руку трудятся нищета, болезни… мор и куда редко проникает солнечный свет… это грязная дыра, в которой растения вянут и гибнут, а четверо из семи детей умирают, не достигнув и года от роду».
В западных кварталах условия жизни были не в пример лучше: широкие улицы, зелёные аллеи, сравнительно чистый воздух и приличное уличное освещение.
Но в середине XIX в. Париж преображается, начинается перестройка города: разрушаются старые кварталы, сносятся узкие улочки, где так удобно было строить баррикады. Столица Франции превращается в индустриальный город с широкими улицами и площадями, необходимыми для движения транспорта.
Стройки дают новые рабочие места. Целых двадцать лет, начиная с 1853 г., Париж — строительная площадка. Работами руководил барон Османн, префект Сены. Именно он придал городу современный вид. Префект увеличил Париж, присоединив к нему 11 соседних общин. Под его руководством проложили широкие улицы с новыми домами, выстроенными в едином стиле, создали просторные площади, скверы, бульвары и парки, призванные стать «лёгкими» города. Всё это украшалось прекрасными скульптурами. Улицы мостили щебёнкой, появились тротуары. Строились общественные здания: вокзалы, казармы, мэрии, школы, больницы, театры.
Знаменитым сооружением той эпохи стало здание Оперы, созданное по проекту талантливого архитектора Шарля Гарнье.
Быстро развиваются все виды транспорта, начиная с речных трамваев с лопастными колёсами и кончая паровыми трамваями. Ио приказу Осман на построили две окружные железные дороги: одну — для грузов, другую — для пассажиров. Дороги связали вокзалы с новыми кварталами. В конце века Париж получил водопровод и канализацию, трамвай и метро.
В начале 1870-х гг. парижане потребляли воды в 10 раз больше, чем в 1850-х гг. 2/3 частных домов были оснащены водопроводом, и примерно в каждом пятом доме имелся газ.
Для городского строительства использовались новые материалы: из прочных металлических конструкций и бетона архитектор В. Бальтар построил ансамбль из торговых павильонов — Центральный рынок, знаменитое «чрево Парижа». Новые материалы использовались при строительстве общественных зданий: вокзалов, библиотек, огромных универсальных магазинов, выставочных павильонов; позволяли строить полуциркульные стеклянные крыши, которые делали помещения более светлыми, создавали ощущение простора.
Увеличивалось население столицы. В 1851 г. его численность составляла примерно около 1 млн человек.
Уже в середине XIX в. появились огромные универсальные магазины, торгующие всевозможными товарами, кафе и рестораны, картинные галереи и книжные развалы букинистов на набережной Сены… И над всем этим великолепием высилось чудо индустриальной эпохи, символ Парижа — башня Эйфеля.